ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Алексей Чепа о перспективах развития российско-американских отношений

01 марта 2017

Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме, заместитель председателя Комитета ГД по международным делам Алексей Чепа прокомментировал итоги состоявшегося 28 февраля в Государственной Думе круглого стола "Российско-американские отношения: реалии и перспективы":

– Мероприятие стало реакцией на повышенный общественный интерес к персоне недавно избранного 45-го президента США. Полагаю, причин для столь высокого интереса несколько. Во-первых, он изначально подогрет российскими средствами массовой информации, активно освещавшими президентскую гонку в Соединенных Штатах. Во-вторых, сам Трамп и члены его команды неоднозначно высказывались о России, что, несомненно, породило у нас завышенные ожидания.

Анализируя итоги президентской кампании в США, хотел бы отметить следующее. На мой взгляд, значительную роль в победе Дональда Трампа сыграл момент усталости американского общества от правления старых политических кланов. Мне кажется, что к американскому обществу пришло понимание того, что геополитические игры руководства Соединенных Штатов слишком дорого обходятся простым американцам. Внешняя политика, которую олицетворяла Хилари Клинтон на посту государственного секретаря, ставила целью глобальное доминирование. Под видом продвижения американских ценностей эта стратегия реализовывалась путем смены нелояльных режимов в суверенных государствах, либо формирования зон "управляемого хаоса", держать под контролем которые у США получалось не всегда.

Что же касается стратегии самого Трампа, то его администрация декларирует отказ от геополитических проектов ради решения внутренних проблем. Однако пока дать четкую оценку её деятельности весьма сложно. В ходе гонки Трамп высказывался в пику своему оппоненту, упирая на простые и понятные широкому кругу избирателей вещи. Как известно, больше всего лгут на войне и во время выборов. Остается надеяться, что Трамп будет руководствоваться тезисами, озвученными во время предвыборной кампании. При прагматичной внешней политике США в ближайшие четыре года мы можем рассчитывать на то, что она будет основана на осознании необходимости учета национальных интересов других стран, а также принятии принципа невмешательства в их внутренние дела. Однако мы должны исходить из того, что каждая страна, в первую очередь, будет руководствоваться собственными национальными интересами во внешней политике.

Президент США в своих действиях ограничен системой сдержек и противовесов и подвержен влиянию американского истеблишмента, в частности – республиканского, влияние на который имеет военно-промышленный комплекс. Нагнетание напряженности в мире, и в особенности в Европе, решение проблем силовым путем – это наилучшее обоснование роста военных расходов, которые ложатся значительным бременем на государственный бюджет. Заявления Трампа относительно того, что НАТО устарело, касаются именно модели финансирования закупок вооружений странами-членами альянса, которая предполагает, что США несут бремя "подтягивания" отстающих стран к стандартам организации по оснащению вооруженных сил. Иными словами политика Трампа в отношении стран НАТО будет преследовать цель обеспечения союзниками США своей безопасности за свой счет путем выполнения странами Альянса своих финансовых обязательств, что косвенно отразится на объеме вложений в американский военно-промышленный комплекс. Таким образом, вопрос расширения НАТО на Восток – это геополитический вопрос, имеющий серьёзную экономическую подоплеку. Поэтому не стоит испытывать надежд на прекращение развертывания систем ПРО у границ России и отказ от расширения НАТО.

Дональд Трамп мог бы сыграть весомую роль в переговорах о судьбе Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-3, так как срок его действия заканчивается в феврале 2021 года, то есть, как раз к окончанию срока правления 45-го президента США. В Договоре указывается, что он может быть продлен на пять лет по взаимному соглашению сторон. Вместе с тем, президент США, если судить по его последним заявлениям, не считает, что Договор СНВ-3 в его действующей редакции выгоден для Соединенных Штатов. Официальная позиция нашей стороны – придерживаться взятых на себя международных обязательств, однако, отмечу, что одним из главных условий вступления Договора в силу было свертывание строительства системы ПРО в Восточной Европе. На это Соединенные Штаты не пошли, так как Конгресс ратифицировал документ с оговоркой. Поэтому заявления Трампа относительно того, что он постарается заключить с Россией "сделку" по ограничению стратегических наступательных вооружений, являются, скорее, игрой на публику. Во-первых, потому, что система ПРО уже действует, следовательно, время для "сделок" упущено, а во-вторых, пока не похоже, что такое решение действующему президенту удалось бы провести через Конгресс. Для России национальные интересы не являются предметом торга, а предложить нам, в общем-то, действующему президенту нечего, и в США это знают.

В настоящее время множество факторов влияют на российско-американские отношения. Для их лучшего понимания следует обратить внимание на стратегические интересы обеих стран и помнить, что, в конечном итоге, и Россия, и США, как члены Совбеза ООН, несут значительную долю ответственности за глобальную безопасность, и нам, скорее, следует искать точки соприкосновения, а не делать акценты на разногласиях.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024