Галина Хованская: каких законов о жилье россиянам ждать в 2017 году 14 февраля 2017 Законодательная работа в сфере жилищной политики, несмотря на большое количество уже готовых нормотворческих инициатив, сейчас пребывает в некотором застое. Будут ли в 2017 году приняты законопроекты, анонсированные еще в конце 2014-го? Об этом "РБК-Недвижимости" рассказала председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Галина Петровна, многие законодательные нормы, об актуальности которых специалисты в сфере жилищной политики, и вы в том числе, говорят на протяжении двух-трех последних лет, пока так и остаются в виде проектов. Это касается таких тем, как оплата жилищно-коммунальных услуг и капитального ремонта, некоммерческого найма, проблем расселения аварийного жилищного фонда и пр. В чем причина? Я думаю, что во многом это происходит из-за неповоротливости административной системы. К сожалению, в профильных ведомствах исполнительной власти сегодня оказалось немало ответственных лиц, которые не отличаются хорошим знанием реальных процессов в сфере жилищной политики, не понимают сути механизмов, способных улучшить ситуацию. И эти люди, кстати сказать, иногда позволяют себе давать, мягко говоря, некорректные ответы на резонные и обоснованные парламентские запросы. Конкретизировать я сейчас не буду. А, между тем, у нас по всей стране практически полностью прекратилось строительство социального жилья для очередников. Чиновники таким образом в одностороннем порядке сняли с себя ответственность за обеспечение жильем малоимущих и пожилых граждан, ветеранов. Это недопустимо стоять в очереди полжизни. Замечу также, что в нашем Комитете стало сложнее предлагать какие-то альтернативные варианты и концепции, поскольку большинство членов у нас представляют партию власти и солидарны с позицией чиновников. О приватизации и деприватизации В вопросе о бесплатной приватизации жилья такая субординация, кажется, принесла свои плоды. После долгих дебатов продлевать или не продлевать эту опцию, на какой срок, для каких категорий недавний месседж от российского премьера Дмитрия Медведева расставил все точки над "i", и Госдума поддержала бессрочное продление приватизации для всех граждан. В данном случае да, все закончилось хорошо. Но если бы вы знали, сколько копий по этому поводу было сломано, сколько нервов и времени потрачено, сколько вариантов рассматривалось и обсуждалось, сколько бумаги исписано в течение нескольких последних лет. А в итоге все решилось так просто можно сказать, одним волевым решением. Впрочем, надеюсь, что проделанная нами работа и наши аргументы оказали на это решение определенное влияние. При этом замечу, что если вопрос с приватизацией жилья решен, то практически параллельная тема деприватизации пока повисла в воздухе. А она очень актуальна. На мой взгляд, деприватизация тоже должна быть бессрочной. Если люди не совершали сделок с жильем, то почему им надо отказывать в праве вернуть свою квартиру назад в государственную и муниципальную собственность? Особенно с учетом растущих налогов на недвижимое имущество, введения взноса на капремонт на фоне снижения доходов населения. О капитальном ремонте До сих пор много вопросов у населения вызывает реформированная система оплаты капитального ремонта многоквартирных домов, за который платят сами граждане. Острые вопросы все те же. Самая главная проблема в стране превалирует схема общего котла. Напомню, что накопление средств на капремонт по закону может происходить двумя способами. В первом случае деньги поступают на специальный счет дома и используются на усмотрение жильцов как на запланированный ремонт, так и при непредвиденных поломках. Второй способ предусматривает, что все средства аккумулируются на счете регионального оператора фонда, который учреждается местными органами власти (например, в Москве департаментом капремонта города. Прим. ред.). Но взносы с разных домов попадают в общий котел, откуда направляются на ремонт объектов в порядке очереди. И ждать этой очереди кому-то придется не один десяток лет. Кроме того, при такой схеме нет нормального контроля расходования средств. В отличие от схемы со спецсчетом, когда жильцы, которые каждый день заходят в свой подъезд и знают, где течет, где дует, где что-то отваливается и пр. Они сами выбирают: за что платить, кому, сколько. И главное, схема со спецсчетом позволяет решить проблему в тот момент, когда она возникла. Поэтому, на мой взгляд, сейчас очень важно создать благоприятные условия, чтобы люди сами стремились переходить на спецсчет. Меня радует, что в среднем по России уже с 10% до 17% увеличилось число домов, которые это сделали. Но дифференциация очень большая. Есть, к примеру, Тверская и Ярославская области, где население оказалось более активным и доля спецсчетов довольно высока, но есть и Белгородская область, где в региональном фонде 99% денег на капремонт. В этом году мы будем продолжать искать способы, чтобы снизить существующие при схеме спецсчетов риски, чтобы повысить ее привлекательность для граждан. Существующий критерий для банков с правом открывать у себя спецсчета на капремонт (наличие 20 млрд руб. собственных средств) не дает полных гарантий. Уже три банка, которые соответствовали этому условию, сегодня остались без лицензий. Необходимо решить вопрос о гарантиях сохранности средств на спецсчете по аналогии с банковскими вкладами физических лиц. Несмотря на то, что счет формально открывает юрлицо, по сути, это все равно деньги граждан. Надо предусмотреть способы их защиты, как вариант с помощью страхования. До сих пор не решена проблема льготных кредитов на капремонт, которые можно было бы брать в случае коллективного желания жильцов дома отремонтировать его раньше, чем на спецсчете наберется достаточная сумма. Сейчас банки такие льготные кредиты не дают, несмотря на то, что наши финансовые власти сообщают о низком уровне инфляции. Я считаю, что приемлемой схемой и для банка, и для граждан стала бы возможность оформления льготного кредита при условии размещения спецсчета в этом же в банке в виде пополняемых депозитов. Сейчас идут многочисленные банкротства в сфере МСБ в строительстве. Вопрос: почему бы малые компании не обеспечить объемами работ на подрядах по капремонту? В том числе за счет грамотной организации финансового распределения, стимулирования кредитования? И здесь мы опять упираемся в непрофессионализм чиновников, которые отвечают за данную область, но при этом им доверено осваивать колоссальные деньги, которые по все стране они "гребут" с каждого квадратного метра. Об оплате ЖКУ Какие еще приоритетные вопросы в сфере жилищной политики стоят на повестке дня у российских депутатов? В этом году необходимо решить вопрос о возможности граждан напрямую договариваться с ресурсоснабжающими организациями. Это должно быть правом выбора потребителя через посредника в виде управляющей организации ему получать услугу или заключать прямой договор с поставщиком. Очередной законопроект лежит давно, но до недавних пор у него было сильное антилобби в лице двух субъектов РФ. А конкретно Москвы и Татарстана. Сейчас Казань вроде бы согласилась с концепцией документа. Однако столичные власти продолжают настаивать на условиях, чтобы даже при прямых расчетах граждан с "ресурсниками" платежки проводились через городские МФЦ. Естественно, не бесплатно. Считаю, что это услуга должна быть добровольной. Иное не устраивает многие ЖСК и ТСЖ на самоуправлении а они умеют считать деньги. ТСЖ касается еще одна готовая законодательная инициатива, которая лежит очень давно. Речь идет о необходимости урегулирования системы и норм учета расхода ресурсов в домах, где нет общедомовых счетчиков. Ресурсоснабжающие организации берут с таких домов оплату по нормативам, которые сегодня, как правило, сильно завышены. И если дом находится в управлении ТСЖ или частной УОК, то для многих из них платежи становятся неподъемными. В результате мы имеем банкротства ТСЖ по всей стране. Острая тема разграничение платежей за обязательные и добровольные услуги при эксплуатации домов. По закону все проживающие в доме собственники должны подчиняться решению общего собрания. Однако бывают ситуации, когда превалирующая часть обеспеченных жильцов принимает решение о необходимости нанять суперохрану, построить во дворе теннисный корт, оборудовать какой-нибудь автоматизированный паркинг и т. д. При этом оплата за такие дорогие удовольствия в обязательном порядке распределяется на всех жильцов дома, в том числе малоимущих. Это несправедливо. По таким вопросам очень много жалоб, и мы тоже постараемся решить их в текущем году в законодательном порядке. Еще один чрезвычайно актуальный вопрос касается адресной помощи по оплате ЖКУ. Закон говорит, что решение о снижении доли расходов граждан на коммунальные платежи отдается на усмотрение региональных и местных властей. На мой взгляд, такая позиция по отношению к дотационным субъектам РФ и нищим муниципалитетам представляется какой-то злой насмешкой. Поэтому одна из наших задач на этот год добиться введения единого федерального стандарта. Соответствующая успешная практика существует в мире, в частности, в США. Хостелы, резиновые квартиры и апартаменты Вы не раз высказывались в прессе против размещения хостелов в жилых домах. Этот вопрос тоже есть на повестке дня депутатов на 2017 год? Конечно. Поток жалоб и обращений от граждан на действия так называемых хостельеров не прекращается. В основном страдают жители Москвы и Санкт-Петербурга. Вы представляете, если над вашей квартирой находится помещение, где живет не один десяток гастарбайтеров, которые спят посменно на многоярусных лежанках. Там круглые сутки кто-то приходит с работы, кто-то уходит, кто-то отдыхает, кто-то гуляет и пр. В домах, где есть такие хостелы, как говорят риелторы, резко снижается стоимость квартир. Первое чтение законопроект, регламентирующий вопросы хостелов, уже прошел. По мере возможности я буду стараться вынести его на рассмотрение парламента в эту сессию. То же самое касается изменений, которые ограничивают нормами собственников квартир (как коммунальных, так и отдельных) в праве вселять в них посторонних лиц, не являющихся членами их семьи. Еще меня крайне беспокоит ситуация с апартаментами. Они являются нежилыми помещениями, но застройщики продают их как жилье в обход всяческих норм санитарных, социальных, строительных, экологических, противопожарных и прочих. Покупатели апартаментов не защищены никакими законами. Ну скажите, если по закону это не жилье, то почему оно продается как жилье? Причем, возможно, и при попустительстве властей (о причинах можно только догадываться). И даже, я бы сказала, при их поддержке, учитывая, что апартаменты сейчас уже покупает АИЖК якобы для развития рынка арендного жилья. При этом все делается по рыночным ценам, что в принципе не соответствует концепции некоммерческого найма, который должен стоить ниже рынка. Хочу также добавить, что у меня есть еще она идея, которая пока не оформлена в виде законодательной инициативы. Она касается восстановления кооперативного строительства. Но речь идет не о той уродливой форме, в которой проекты ЖСК реализуются сейчас, во многих случаях для того, чтобы обойти ФЗ-214 и прикрыть банкротства. Я имею в виду нормальные жилищные кооперативы, где квартира не будет переходить в собственность, а у пайщика в собственности будут его пай и право пользования квартирой. И, уходя из кооператива, он сможет получить полноценную сумму, которая соответствует стоимости его пая. Вот примерно такие вопросы мы планируем рассмотреть и постараться решить в этом году на парламентских площадках и у себя в Комитете по жилищной политике. Источник: РБК-Недвижимость
|