ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Олег Шеин о проблемах, возникших в результате реорганизации в сфере образования

08 февраля 2017

8 февраля Государственная Дума рассмотрела проекты федеральных законов № 991774-6 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части учета мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, муниципальной образовательной организации дополнительного образования), № 1075395-6 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части учета мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении) и № 1155912-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части гарантий сохранения общеобразовательных организаций и дошкольных организаций, расположенных в сельских поселениях" (об учете мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Шеин:

– Я заканчивал истфак пединститута, поэтому тема мне достаточно близка.

Наверное, есть смысл оттолкнуться вот от чего: а зачем вообще нужно среднее образование? Среднее образование ведь необходимо не столько для того, чтобы люди погружались в те знания, которые потом, может быть, в жизни им и не пригодятся, сколько в том, чтобы развивались нейронные связи в головном мозге и левое полушарие головного мозга. И если нет базового, стартового среднего образования хорошего, то в этой стране никогда не будет развиваться ни общество, ни наука, потому что люди просто-напросто не будут обладать достаточным интеллектом, а ведь все знания всегда традиционно воспринимаются проще всего в детском возрасте.

Что мы имеем? Мы имеем ситуацию, когда в 30-е годы у нас открыли 25 тыс. школ, а в нулевые годы у нас закрыли 23 тыс. школ. Понятно, что не все из этих школ закрыты по факту: часть из них реорганизована и присоединена в качестве филиалов.

И я думаю, что в силу этого жонглирования статистикой, с точки зрения рассказов об оптимизации бюджета, уменьшения издержек, никто в принципе в стране, включая руководство Министерства образования, понятия не имеет, в каком реально состоянии сегодня находится система образования у нас, особенно в сельской местности. Да, где-то нет старших классов, где-то детей возят на автобусах. Но сколько школ, где ликвидированы старшие классы, как происходит процесс доставки на автобусах? не знает толком никто нигде, потому что соответствующая система централизованного единого стандартного управления просто ликвидирована.

Между тем, модель, при которой существуют самые маленькие сельские школы? функционирует во всем мире, и в тех же самых США существует порядка 20 тыс. однокомнатных маленьких деревенских школ, где подчас один учитель работает с детьми. И эта система там не ликвидируется, невзирая на все как бы достаточно консервативные подходы США по части социального законодательства, – страна не самая социальная в мире.

Далее. Что является главными проблемами? Первая из них – это подушевое финансирование. Подушевое финансирование реально подкосило не только сельские школы, но и городские и, в частности, в Астрахани в прошлом году две школы, причём одна из них достаточно современная, открытая в 80-е годы, ликвидировали старшие классы и перешли на категорию "девятилетка".

Подушевое финансирование ведёт к тому, что в классах происходит переуплотнение. Если положено, чтобы в классе училось 25 детей, то есть и 30, есть и 35. Я, как человек, которого учили преподавать в пединституте, могу сказать, что если детей больше, чем положено по нормативам, преподаватель не может дать нормальное образование ребёнку, потому что не может персонально с ним работать, потому что это работа не на конкретного ученика, а это работа на аудиторию, на массу.

Это означает, что соответствующий ученик не сможет развиться, не сможет получить адресного подхода, и в итоге мы получаем общество, в котором, как мы сами помним, пять лет назад треть населения страны отрицала теорию Коперника и считала, что это не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот, Солнце вращается вокруг Земли, правда, ВЦИОМ соответствующий опрос общественного мнения у нас в Российской Федерации не осуществлял.

Далее. Вторая причина. Это модель реорганизации. Что изменилось в законодательстве? Раньше в законе "Об образовании" было сказано, что нельзя реорганизовать школу, то есть из 11-летки сделать четырёхлетнее образование, нельзя школу ликвидировать без согласования с людьми, которые в этом селе живут. С той поры согласование отменено, и докладчик от Комитета здесь рассказывал удивительные вещи по поводу слушаний. Мы в таких слушаниях участвовали в Астраханской области, выглядели они так.

Сидит 300 человек, примерно столько, сколько сегодня здесь, в зале заседаний Госдумы, чуть поменьше, и говорят: мы жители села Линейное не хотим, чтобы из нашей школы делали филиал, потому что мы опасаемся, что наши дети в итоге не получат нормального образования. После этого мы получаем протокол из правительства региона и администрации районной такого содержания, что мы вас послушали и сделали по-своему, потому что пункт 12 статьи 22 предполагает именно модель: послушать и сделать по-своему.

Это не модель согласования, это модель не более чем учёта мнения, а учёт мнения, будь то строительство высотки или магазина, где продаётся спиртное во дворе, либо реорганизация сельской школы, это не более чем послушали и сделали так, как власти считают необходимым. Поэтому 22-я статья реально ведёт к деградации системы образования. Более того, существующий подход не учитывает будущего.

Вот старый анекдот, напомню его: "Вы директор совхоза. И у вас опять неурожай. Объясните, в чём проблема? – Ну, плохая погода. – А что-нибудь посвежей? – Забыли посадить". И здесь то же самое.

То есть у нас произошёл некий рост рождаемости в нулевые годы, где-то за счёт материнского капитала, где-то за счёт соответствующих госпрограмм, где-то это демографическая волна преодоления падения рождаемости во второй половине 80-х, и у нас 1 млн 700 тыс. мест не хватало в детских садиках. И были брошены дополнительные деньги на строительство детских садиков, потому что садики, которые до этого существовали, как известно, в 90-е годы были приватизированы и переведены подчас под категорию всяких государственных объектов. Сейчас то же самое будет, потому что те самые 1 млн 700 тыс. детей, которым не хватало места в детских садиках, через год-другой перейдут в категорию шестилетнего возраста, и мы получаем в полноценном объёме демографический кризис, но уже младше, а потом, соответственно, он перетекает и в среднюю школу.

К чему будет приводить общее падение образования? Мне кажется, ответ достаточно прост. Мы очень часто говорим, что у нас в стране есть вся таблица Менделеева. Есть ещё одно пространство, где есть вся таблица Менделеева – тропическая Африка. Там всё есть: газ, нефть, никель, алмазы, любые цветные металлы и редкоземельные элементы. Только уровень жизни там такой, что, мягко скажем, отличается от того, что есть в других странах мира, и способ экономического прорыва – это дать людям знания, чтобы работало левое полушарие (и правое тоже не помешает, конечно), работали нейронные связи, люди были грамотными и могли развивать свою страну независимо от цены на газ и на нефть. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025