Леонид Левин: нужны международные институты регулирования интернета 03 февраля 2017 Развитие мировых информационных сетей породили такие новые опасные явления, как киберугрозы, что, в свою очередь, заставляет задуматься о проблемах интербезопасности. Насколько остро они стоят перед нашей страной? На вопросы журнала "РФ сегодня" отвечает председатель думского Комитета по информационной политике Леонид Левин. Доктрина – Время масштабных войн с эпическими сухопутными и морскими сражениями безвозвратно уходит. Сегодня противостояние государств находит проявление в так называемых гибридных войнах, одной из важнейших составляющих которых является кибервойна с соответствующими атрибутами – электронным шпионажем, хакерскими атаками и так далее. Соответствующие формирования, состоящие из IT-специалистов, давно стали частью военного потенциала США и многих стран Европы. В связи с новыми вызовами встает вопрос о совершенствовании законодательства в информационной сфере. Ярким примером государственной̆ политики здесь служит утвержденная президентским указом от 5 декабря 2016 года Доктрина информационной безопасности. Отмечу: первая такая доктрина в российской истории появилась еще в 2000 году после избрания Владимира Путина на пост Президента. Таким образом, на протяжении долгого времени государство проводит последовательную политику в сфере информационной безопасности и относится к этой теме с предельным вниманием. За более чем 16 лет информационные технологии серьезно эволюционировали, мир сильно изменился. Основной посыл нового базового документа: интернет сегодня стал полем международной политики, следовательно, в условиях обострения ситуации вокруг России не исключены различные угрозы в наш адрес и последующие конфликты. Мы должны быть к этому готовы. – По сравнению с прежним в новом документе пристальное внимание уделяется защите частной жизни российских граждан в ходе обработки персональных данных, защите населения (в первую очередь молодежи) от целенаправленной дезинформации, доведению до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире. – Новая доктрина также отмечает важность перехода государственных информационных систем на отечественное программное обеспечение. Суверенитет в информационной сфере должен обеспечиваться на основе российских технологий, как это уже происходит в важнейших для обороны и безопасности сферах. Поддержка отечественных высоких технологий является приоритетом в работе нашего Комитета. В связи с этим мы с коллегами планируем и дальше проводить мониторинг реализации постановлений Правительства и закона о реестре отечественного программного обеспечения, который устанавливает механизмы закупок российского программного обеспечения для государственных нужд. На сегодняшний день реестр уже содержит более 2500 наименований и динамично пополняется. Угрозы – Много говорится об информационной безопасности нашей страны и возможных угрозах. Разве нет форматов взаимодействия государств в этой сфере, объединения усилий? – Киберугрозы могут исходить не только со стороны враждебно настроенных государств, но и со стороны криминала и экстремистов. Интернет позволяет действовать из любой точки планеты, причем анонимно. Так появляется благоприятная среда для преступников и злоумышленников. От продажи через интернет (зачастую "серый" или "невидимый") наркотиков, оружия, детской порнографии, человеческих органов, от пропаганды экстремизма страдают в абсолютном большинстве стран. Эффективно пресекать такую противоправную деятельность государства могут только сообща, утвердив единые принципы защиты от трансграничных угроз и выстроив заслон преступникам. Значит, необходимо вести работу по заключению межгосударственных договоров об информационной безопасности. С нашей стороны не раз озвучивались предложения создать международные институты регулирования интернета, когда специализированная организация при ООН, например на базе Международного союза электросвязи, могла бы заняться выработкой общих правоохранительных подходов во всех существующих сегментах сети, всех национальных доменах. – Можно ли утверждать, что российские органы госуправления, вооруженные силы и силовые ведомства, финансовая система, предприятия и организации, особенно в стратегических сферах, надежно защищены от кибервзломов? – Отечественные специалисты являются ведущими разработчиками программного обеспечения, широко востребованного не только в нашей стране, но и в мире. В вопросах безопасности Россия стоит в ряду передовых стран и может гордиться своими наработками. Серьезное беспокойство вызывает тот факт, что на сегодняшний день даже не хакеры-одиночки, а спецслужбы различных стран активно используют информационные технологии в злонамеренных целях, о чем предупреждает и Доктрина информационной безопасности. В конце прошлого года ФСБ России сообщила, что иностранные спецслужбы планировали использовать хакеров для дестабилизации финансовой системы. Десятки российских городов могли тогда пострадать. Спецслужбы предотвратили опасность, однако сама ситуация, когда кибератаку планировалось совместить с массированным информационным вбросом с целью посеять панику на банковском рынке, говорит о новых формах противоборства. Законодательство – Какие новые законодательные инициативы в области обеспечения кибербезопасности рассматриваются сейчас или ожидаются в ближайшем будущем? – В первую очередь это законопроекты, направленные на реализацию положений Доктрины информационной безопасности. В условиях, когда воздействие вирусного программного обеспечения может привести к дестабилизации обстановки в стране, на первый план выходит вопрос стабильности работы структуры российского сегмента интернета. Недавно Правительство внесло на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов о критической информационной инфраструктуре. Они выдержаны в духе Доктрины информационной безопасности. В случае поддержки данных инициатив в законодательстве появятся определения объектов критической информационной инфраструктуры страны, то есть элементов информационных сетей, повреждение которых угрожает нормальному функционированию государства и общества. Ответственность за киберпреступления в отношении таких объектов значительно ужесточается и предусматривает до десяти лет лишения свободы. Думаю, законопроект будет поддержан всеми фракциями и принят уже весной текущего года. В целом мы приближаемся к новому этапу развития мировых информационных сетей, когда технологическая цепочка будет расширяться, в нее будет входить все большее количество устройств. Недалеко время, когда мы буквально увидим подключение к интернету "каждого утюга". Это порождает иную реальность с новыми угрозами обществу, а значит, и новый уровень вызовов, к которым наша страна должна быть готова, в том числе и с точки зрения законодательства. По материалам источников: Российская Федерация сегодня
|