Анатолий Аксаков: целью работы Правительства должно быть повышение качества жизни нашего населения 18 января 2017 На пленарном заседании Государственной Думы 18 января от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Анатолий Аксаков: Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Госдумы – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги! Вчера вечером включил телевизор "трампомания" захватила весь мир, в том числе и нашу страну. У некоторых экспертов завышенные ожидания от предполагаемых действий американского президента. Я был рад тому, что за него проголосовали, и, конечно, есть определенные ожидания. Но думаю, что мы не должны обольщаться. Очевидно, что президент Соединенных Штатов будет проводить политику в интересах США. Понимание этих интересов в Америке, в том числе, и сформировано стереотипами прошлой жизни, в том числе, периода холодной войны, и очевидно, что это понимание зачастую не будет соответствовать интересам Российской Федерации. Соответственно, мы должны сформировать свой курс и двигаться этим курсом. И если, дай бог, политика Америки будет благоприятной для нас, то этим, конечно, надо пользоваться, но всё-таки главное у нас должна быть своя политика. Если говорить о внешней политике, то "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает внешнюю политику Президента РФ. Политика, направленная на укрепление традиционных общечеловеческих ценностей, которую Президент продвигает в нашем обществе, тоже поддерживается партией. Но вопросы, связанные с экономической политикой, у нас стоят достаточно остро. И недавний Гайдаровский форум показал, что у Правительства нет ясной позиции по тому, как двигаться нашей экономике, как двигаться нашей стране. Говорят о том, что целью, например, должен являться экономический рост. Но сам по себе экономический рост является формальным показателем, тем более, что у нас есть печальные примеры, когда за цель ставился экономический рост. И в результате мы достигли, в том числе разрушения Советского Союза. Можно вспомнить апрельский пленум 1985 года, который определил программу ускорения. Эта программа осуществлялась с помощью активной денежной накачки экономики. В результате товары начали исчезать с наших прилавков. И, в конце концов, этот фактор явился одним из разрушающих, во-первых, государственные устои, а, во-вторых, разрушающих само государство, Советский Союз. Мы, конечно, этот печальный опыт должны учитывать. Считаем, что цель, которую должно обозначить Правительство в своей программе, и те сообщества, которые сегодня этим занимаются, это качество жизни нашего населения. Страна должна знать, как будут жить наши люди в социальном смысле, прежде всего, в 2020 году, в 2025 году, в 2030 году. То есть, какой набор материальных и духовных благ наши граждане смогут потреблять в этот период, как они смогут съездить на отдых, как они будут жить, в какой экологической среде, в какой социальной инфраструктуре. Этого, на мой взгляд, сейчас не хватает при подготовке программных документов в Правительстве. Меня там привлекают иногда для обсуждения некоторых аспектов этого документа. Но мы не чувствуем системности работы над этими документами. В связи с этим, Вячеслав Викторович, я бы предложил рассмотреть вопрос о том, чтобы депутатский корпус был активнее вовлечён в процесс подготовки программных стратегических документов, которые в этом году будут представлены и в Правительство, и затем в Государственную Думу. У нас есть опыт такой совместной работы с Правительством. Лет 10 назад были Президентом объявлены национальные приоритеты, под эти национальные приоритеты была создана рабочая группа. На площадке Государственной Думы, Правительства шла работа над законопроектами, которые нужно было принять для того, чтобы эти приоритеты реализовать. И многие депутаты, в том числе сидящие здесь в зале, и Вячеслав Викторович, и Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.) в этой работе участвовали. Я бы предложил эту идею Правительству с тем, чтобы затем, когда программа будет принята, можно было не раскачиваясь, а может быть, и одновременно уже принимать законодательные решения, которые позволили бы документу работать. В связи с этим, конечно, вызывает полное одобрение то постановление, которое сегодня будет приниматься в Государственной Думе, направленное на улучшение, на повышение качества "правительственных часов". Мы будем оказывать определённое влияние на действия министерств для того, чтобы они, в том числе в будущем отчитывались о том, как реализовывается программа в их части? Мы сможем спросить, а что вы сделали для того, чтобы стратегический документ был реализован? Я бы предложил, Вячеслав Викторович, рассмотреть вопрос и о том, как заслушивать Центральный банк и по денежно-кредитной политике, и по отчёту ЦБ. Мы здесь часто очень бурно дискутируем, обсуждая эти документы, но в конце постановления записывается очень простая фраза принять к сведению, и у многих депутатов вызывает недоумение принятие такого решения, поскольку вроде бы предлагали, обсуждали, многие здравые идеи озвучиваются, но итоговое решение не совсем соответствует духу дискуссии. Правильнее было бы принимать постановление, которое включает в себя содержательные предложения Центральному банку и по денежно-кредитной политике, и по отчёту ЦБ. Я хотел бы отметить, что в ходе дискуссии уже с Центральным банком от него идёт движение в этом направлении. Сама Набиуллина сказала, что они в этом году отчёт будут готовить не как это было всегда, то есть просто описание мероприятий, которые ЦБ осуществил за отчётный период, теперь они будут отчитываться о том, как достигают цели, поставленные Центральным банком перед собой. Но было бы правильнее, если бы мы тоже обозначали ориентиры, показатели, по которым Центральный банк должен двигаться, и потом спрашивать, как реализовано принятое Государственной Думой постановление. И в конце своего выступления я хотел бы вернуться к теме качества жизни. У нас сегодня больше 20 миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это, конечно, такая впечатляющая разочаровывающая цифра. Очевидно, что нам надо принимать решение и о повышении показателя прожиточного минимума, и решение об индексации заработных плат низкообеспеченных слоев населения: пенсионеров, библиотекарей, учителей, поскольку это не только социальная, но и экономическая задача. Эти люди, низкооплачиваемые слои населения, покупают российские товары, и, покупая эти товары, они стимулируют производство, и, соответственно, они пополняют потом бюджет благодаря экономическому росту, обеспеченному ростом производства российских товаров. Естественно, возникает вопрос а где источник? Один из источников прогрессивный налог на доходы физических лиц. Часто говорят, что это популистская идея. Но на самом деле нам надо стимулировать рост заработных плат, в том числе, снижая социальные платежи. И "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вводить прогрессивную шкалу только с высоких заработных плат, например, с 200 тысяч рублей в месяц. Такие заработные платы имеет минимум людей в стране. Федеральная антимонопольная служба говорит о том, что 70% экономики это доля государства. Я не верю, что государственные предприятия перейдут на выдачу заработных плат в конвертах. Очевидно, они будут выдавать всё в "белую", и соответственно здесь проблемы ухода в серую зону не существует. Не думаю, что крупные компании будут жертвовать своей репутацией для того, чтобы уйти в тень, и таким образом эта проблема тоже не будет возникать. А на малых и средних предприятиях заработная плата в 200 тысяч рублей только у единиц. И поэтому, когда говорят о том, что уйдут в тень и отвергают эту идею, на мой взгляд, это неправильно. По оценкам экспертов, если с 200 тысяч начать, введение прогрессивной шкалы даст дополнительно не менее 200 миллиардов рублей. И эти 200 миллиардов можно было бы не тратить, а просто пустить на снижение социальных платежей для предприятий, что будет стимулировать рост заработных плат. Спасибо вам за внимание. Поздравляю с наступающим Крещением.
|