Алексей Чепа о стратегии кибербезопасности 14 декабря 2016 На пленарном заседании Государственной Думы 14 декабря от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Алексей Чепа: Уважаемый Владислав Викторович (Володин, Председатель ГД РФ – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Мир сильно изменился за последнюю четверть века. Изменения коснулись каждого из нас, и сейчас я имею в виду не крушение политических систем, обострение международной обстановки или нарушение стратегического баланса сил между основными геополитическими игроками. Изменилась сама наша жизнь, и причина этих изменений – стремительное развитие новых технологий, в первую очередь, информационных. Вместе с тем, новые технологии таят в себе и невиданные ранее угрозы, которые по масштабам сопоставимы с военной агрессией. Благодаря технологическому прогрессу, высокие технологии приобрели трансграничный характер и стерли препятствия для обмена информацией в глобальном масштабе. Никто уже не задумывается над тем, что дорожным траффиком, движением поездов, подачей электроэнергии управляют современные вычислительные машины. К катастрофическим последствиям может привести взлом террористами таких систем управления. Ряд зарубежных стран наращивает возможности информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях. Прежде всего, это касается систем управления стратегических объектов, финансово-банковского сектора, информационным системам органов государственной власти. Ровно 42 года назад, 14 декабря 1974 года, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, давшую определение понятию "агрессия" в международном праве. К ней были отнесены применение вооруженных сил против другого государства, засылка иррегулярных сил против государств, а также блокада моря со стороны противника. Однако с возникновением феномена интернета и развитием информационно-телекоммуникационных систем у государств появилась возможность противодействовать друг другу посредством применения "мягкой силы". В мире были развязаны первые информационные войны, итогом которых в некоторых случаях стали подрыв суверенитета и нарушение территориальной целостности отдельных государств. Сейчас прогрессивное человечество, доверившее управление многими стратегическими объектами инфраструктуры вычислительным системам, оказалось беззащитным перед новым типом нанесения прямого ущерба – информационно-техническим воздействием на информационную инфраструктуру в военно-политических целях. Цель такого воздействия – уничтожение жизненно важных объектов без непосредственного боевого контакта. Со стратегической точки зрения абсолютно всё равно, как будет уничтожена атомная электростанция ракетно-бомбовым ударом, или разрушением атомного реактора за счет нарушения системы управления. Подобное воздействие стало причиной остановки центрифуг по обогащению урана на заводе в иранском городе Натанзе. Это были только пробные шаги. Поэтому в вопросах обеспечения кибербезопасности стратегических объектов теперь следует уделять внимание не только мерам по защите информации, но и обеспечению безопасности физических объектов от компьютерных атак вероятного противника. Стоит особо отметить роль интернета в реализации технологий смены неугодных политических режимов. Так называемые "цветные революции" производятся, как правило, извне с гораздо меньшими затратами, по сравнению с проведением боевых действий, как это, например, происходило в Ираке. Статистика настораживает. По разным оценкам, только в прошлом году на информационные ресурсы органов госвласти РФ совершено около 24 млн кибератак, а ущерб российской экономике составил порядка 200 млрд рублей. Всё громче за океаном звучат призывы к расследованию кибератак на американские политические институты, якобы имевших место перед выборами президента США, при этом спецслужбы Штатов напрямую обвиняют в этих враждебных действиях Россию, а в качестве мотивов вмешательства в избирательный процесс называют желание помочь Дональду Трампу. Отмечу, что такое вмешательство во внутренние дела иностранного государства, особенно подобным образом, непременно разрушит отношения с любым избранным президентом, вне зависимости от того, помогали ему или противодействовали этому. По этой причине Россия объявила одним из принципов проведения своей внешней политики невмешательство во внутренние дела других государств и строго его придерживается. В середине октября вице-президент США Джо Байден призвал дать симметричный ответ на действия России и совершить кибератаки на российские государственные учреждения, его цитата: "В нужное время и с наибольшим эффектом". Чуть позже в СМИ появилась информация о том, что администрация президента США заявила о подготовке таких атак. Я усматриваю в этом завуалированный приказ осуществить возможную подготовку воздействия на систему подсчета голосов Центральной избирательной комиссии России, тем самым поставив под сомнение итоги волеизъявления наших граждан на выборах Президента Российской Федерации в 2018 году, что впоследствии может быть использовано как аргумент для отказа в международном признании состоявшихся выборов. Призываю компетентные органы со всей серьёзностью отнестись к подобным заявлениям со стороны высших должностных лиц США и учесть такие риски в работе по подготовке выборов 2018 года. Кроме того, считаю, что Министерству иностранных дел Российской Федерации следует выступить в ООН с инициативой приравнивания осуществления информационно-технического воздействия на государственные учреждения иностранного государства к актам агрессии, осуществление которых противоречит Уставу ООН и принципам международного права. На прошлой неделе Президентом России была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. В качестве основной цели было названо обеспечение устойчивой работы критической информационной инфраструктуры России. Для реализации целей данной концепции необходимо полностью оснастить наши стратегические объекты программным обеспечением собственного производства. Иностранный софт, используемый в российских государственных учреждениях, является уязвимым местом в системе нашей информационной безопасности и нам следует в кратчайшие сроки полностью отказаться от иностранных операционных систем в государственных учреждениях. Еще один момент, на котором я бы хотел заострить внимание. Выходец из Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден открыл правду о глобальной слежке этой структуры за сотнями миллионов людей во всём мире, что вызвало всеобщее возмущение не только у нас, но и в Штатах. Но сбор данных о гражданах осуществляют не только спецслужбы. Сейчас крупными непубличными игроками на международной арене становятся транснациональные корпорации, использующие свое доминирующее положение на рынке технических устройств. Конфиденциальности больше нет. Мобильные телефоны и персональные компьютеры стали средствами слежки. Современные хранилища данных позволяют хранить всю информацию о каждом человеке, собирая её в отдельное досье. Наличие такого массива данных о человеке дает возможность создания очень точного индивидуального психологического портрета, что по средствам целевой рекламы в социальных сетях позволяет оказывать скрытое влияние на поведение миллионов людей, в том числе, и при проведении выборов и референдумов. Таким образом, учитывая нарастающие угрозы в киберпространстве, в кратчайшие сроки необходимо разработать стратегию кибербезопасности, которая выявит направление возможных угроз и меры противодействия им. Также нам необходимо уделить особое внимание принятию необходимых законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Доктрины информационной безопасности.
|