ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Анатолий Аксаков об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики

02 декабря 2016

2 декабря Государственная Дума рассмотрела проект постановления № 27415-7 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов". С содокладом по данному вопросу от Комитета по финансовому рынку выступил Анатолий Аксаков:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя Государственной Думы – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Комитет по финансовому рынку внимательно рассмотрел Основные направления денежно-кредитной политики. Была создана рабочая группа из представителей трёх Комитетов: финансового, по бюджету и по экономической политике. Очень широкие, большие дискуссии прошли на заседании этой рабочей группы.

Было выработано 23 предложения по изменению, по совершенствованию представленного проекта основных направлений. И из этих 23 предложений 17 в той или иной степени, некоторые полностью, Центральный банк учёл, и в представленном вам документе они уже прописаны.

При этом представленные основные направления соответствуют федеральному закону, раскрывают цели и принципы денежно-кредитной политики, меры и инструменты реализации.

Основным достоинством представленных направлений денежно-кредитной политики является то, что в отличие от предыдущих лет чётко прописана основная цель, которую собирается достичь Центральный банк – по целевому показателю инфляции в следующем году 4%. В предыдущие годы в основных направлениях, как правило, в том числе, между строк читалось, что есть и другие целевые установки у Центрального банка, вот сейчас однозначно уровень инфляции в 4% – цель, достижения которой будет добиваться Центральный банк.

Естественно, финансовая стабильность – это тоже одна из целей Центрального банка.

Очень чётко прописаны вопросы координации действий и Центрального банка, и Правительства, связанные с денежной программой, с тем, как бюджетный процесс, тарифная политика, расходование суверенных фондов влияют на уровень инфляции, и что будет делать Центральный банк при тех или иных действиях Правительства.

Естественно, основная дискуссия и в рабочей группе, и на заседании Комитета, и на совместном заседании трёх комитетов развернулась вокруг вопроса поддержки экономического роста и того, что должен делать Центральный банк, чтобы этот экономический рост был более активен.

Ключевая проблема, которая была обозначена в ходе этих дискуссий, это проблема трансформации сбережений в инвестиции.

Дело в том, что в прошлом году мы имели полуторакратный рост прибыли во многих компаниях, в том числе обрабатывающего сектора, но эти прибыли не пошли в инвестиции. В этом году примерно 20% рост прибыли, опять же, в наших компаниях по сравнению с прошлым годом, довольно неплохим, тем не менее эта прибыль не идёт в инвестиции.

Доля кредитов, которые направляются на инвестирование в основной капитал, составляет около 8% всего кредитного портфеля банков. Естественно, возникает вопрос, что необходимо сделать для того, чтобы эти средства пошли в инвестиции и соответственно стимулировали экономический рост. Ответ прозвучал, в том числе на заседаниях Комитета, и заключается в действиях Правительства.

Их и Президент вчера в своём Послании отметил: это налоговая политика, это бюджетная политика, это административные барьеры, это ретивость силовиков, которые кошмарят бизнес, это более эффективное использование средств институтов развития. Тем не менее, мы считаем, что Центральный банк мог бы своими инструментами, своими действиями также поддержать экономический рост.

Уже Татьяна Алексеевна (Голикова, Председатель Счётной палаты – Прим. ред.) озвучила, что у нас инфляция снижается довольно быстрыми темпами, и вчера в Послании Президент сказал о том, что она будет ниже уровня в 6%. Эльвира Сахипзадовна (Набиуллина, Председатель ЦБ – Прим. ред.) это подтвердила сегодня в своём выступлении. А ключевая ставка составляет 10%. Это говорит о том, что Центральный банк мог бы более решительно снижать этот главный инструмент, которым он управляет, для того, чтобы поддержать экономический рост. Соответственно, многие предприятия могли бы предъявить спрос на более дешёвые ресурсы, в том числе для того, чтобы вложить эти деньги в развитие бизнеса, в инвестиции.

Второе направление, которое также является инструментом Центрального банка, – это макропруденциальное регулирование. Центральный банк с помощью своих нормативов, с помощью своих требований может сделать так, чтобы средства предприятий, средства банков перенаправлялись в кредитование тех отраслей, которые как раз обеспечивают структурную перестройку экономики.

Яркий пример. Сейчас ЦБ подготовил новое предложение по изменению одного из своих положений, в соответствии с которым он позволяет банкам переклассифицировать ссуды, поддержанные государством, это я так понимаю, и поддержанные напрямую Правительством и институтами развития. А государство должно поддерживать те направления, которые как раз и обеспечат структурную перестройку.

На мой взгляд, здесь как раз то направление, где ЦБ должен активно работать и с Правительством, и с институтами развития для того, чтобы наши ограниченные средства направлялись туда, где обеспечивается структурная перестройка

ЦБ владеет инструментарием, специнструментами, которые, на наш взгляд, должны также активно использоваться и для экономического роста, и для структурной перестройки. Это средства на проектное финансирование, средства по "Программе 6,5", которые идут на поддержку малого и среднего бизнеса, это и средства на поддержку несырьевого экспорта из нашей страны, тем самым опять же мы обеспечим развитие несырьевых секторов нашей экономики.

И последнее, о чём я хотел бы сказать. Сейчас, Эльвира Сахипзадовна, все очень горячо обсуждают новость, которую в публичную плоскость вынесла Федеральная служба безопасности, – это защита нашей финансовой системы от кибератак. Однажды я уже озвучивал эту идею. На мой взгляд, ЦБ было бы правильным создать соответствующую инфраструктуру по типу НСПК, и эта инфраструктура могла бы на платной, окупаемой основе работать для того, чтобы обеспечить нашу финансовую систему соответствующей безопасностью. Многие бы институты, в том числе и банки, малые и средние, у которых денег не хватает на эти капиталоемкие системы, я думаю, с удовольствием воспользовались бы услугами такой инфраструктуры.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024