Депутаты фракции "СР" в ГД задали вопросы Министру финансов РФ Антону Силуанову 18 ноября 2016 18 ноября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". С докладом по данному вопросу выступили официальный представитель Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова. Вопросы министру задали Олег Нилов, Михаил Емельянов и Олег Шеин. Олег Нилов: Антон Германович, наблюдая за такой ненапряжённой работой по наполнению бюджета, хотелось бы услышать из ваших уст цифры по отдельным отраслям. Например, богатейшая отрасль мира, лесная, приносит, я утверждаю, в разы меньше, чем лесная отрасль Финляндии. И рыбная отрасль. Понятно, что тоже богатейшая отрасль мира приносит в доходную часть бюджета меньше, чем транспортный налог по городу Москве. Пожалуйста, назовите эти цифры и объясните, почему вы так спокойно относитесь к тому, что такие отрасли приносят сущие копейки в бюджет страны. Спасибо. Антон Силуанов: Уважаемые депутаты! Здесь речь идёт о порядке налогообложения, то, что рыбная отрасль у нас во многом отнесена к уровню обложению, как и сельское хозяйство. Там достаточно льготный порядок налогообложения этой отрасли. Это первое. Второе. По лесной отрасли мы все больше вкладываем ресурсов, и мы видим развитие перерабатывающих отраслей, не простой экспорт кругляка, как это было раньше, а все больше и больше у нас происходит переработка, и первичная переработка, и вторичная переработка древесины, которая позволяет нам получать добавленную стоимость и, соответственно, налоговую отдачу от этих новых производств. Конкретные уровни налогообложения от лесной отрасли и рыбной отрасли и меры, которые мы будем принимать, с точки зрения повышения отдачи, налоговой отдачи от этих отраслей, Министерство финансов представит дополнительно в ближайшую неделю. Михаил Емельянов: Уважаемый Антон Германович! В своём выступлении вы заявили, что вам советуют ещё активнее увеличивать заимствования. Не знаю, кто может быть этими советчиками, но и сейчас уже расходы на обслуживание государственного долга значительные и превышают расходы на финансирование целых отраслей российской науки, российской экономики и социальной сферы, в частности, в разы больше, чем финансирование отрасли культуры. В связи с этим вопрос: почему вы не рассматриваете альтернативные источники пополнения бюджета, например, те, о которых говорит "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? А именно отмена возврата НДС экспортёрам сырья, ликвидация консолидированных групп налогоплательщиков, и целый ряд других налоговых мер. И как вы считаете, увеличение государственного долга, прежде всего, его внешней составляющей, как отразится на независимой внешней политике Российской Федерации? Спасибо. Антон Силуанов: Уважаемые депутаты! Мы очень аккуратно относимся к вопросам заимствования и увеличения долга. Сегодня долг, уже в 2016 году, превышает 16% ВВП, в то время как ещё несколько лет он был на уровне 10-11%. Поэтому прекрасно понимаем, что увеличение заимствований на внутреннем рынке это дополнительные расходы по обслуживанию долга, которые могут только увеличиваться и генерироваться. Сегодня 0,8% ВВП составляют в бюджете расходы по обслуживанию долга. Вспомним, что, когда страна осуществляла активные заимствования, дорогие заимствования, ГКО выпускали, краткосрочные заимствования, у нас уровень долга зашкаливал, расходы по обслуживанию долга зашкаливали, вытесняли все остальные расходы. У нас не было возможности осуществлять социальные выплаты, потому что мы платили свои долговые обязательства, чтобы не скатиться в дефолт, в дефолтную ситуацию. Этого допустить просто нельзя. Поэтому мы очень аккуратно будем проводить политику на долговом рынке. Что касается ваших предложений по отмене возмещения НДС экспортёрам. Мы уже об этом говорили. Здесь нужно смотреть, какие последствия для наших экспортёров могут произойти, поскольку финансовая устойчивость таких экспортёров просто может подорваться. Вы, наверное, имеете в виду в первую очередь отмену НДС по экспорту нефти и газа. Хочу сказать, что мы сейчас изменяем структуру налогообложения этого сектора, но если мы ещё отменим НДС и лишим этого источника эти отрасли, то вопрос добычи, вопрос тех планов инвестиционных, которые строят эти предприятия, они могут быть поставлены под большой вопрос. Мы здесь не можем поддержать это предложение. Что касается ликвидации КГН, то мы не стали идти по этому пути, поскольку создали КГН совсем недавно, они преследуют цель, понятные как бы цели. Здесь мы пошли по другому пути, с точки зрения ограничения отнесения на расходы внутри этих КГН, и приняли соответствующее законодательство о том, чтобы участники КГН не могли относить на расходы группы, консолидированные группы налогоплательщиков, те убытки, которые несёт один из участников этих КГН, и в результате финансовый результат этой группы был бы минимальный. То есть мы пошли на изменение законодательства, таким образом, считаем, что решим проблему субъектов Российской Федерации, с точки зрения наполнения и бюджетов и прогнозируемости поступлений от предприятий, входящих в группу КГН. Олег Шеин: Уважаемый Антон Германович! Возвращаясь к теме региональных бюджетов. В прошлом году в 34 регионах Российской Федерации произошло сокращение бюджетных расходов, это в условиях, когда именно территории несут на себе существенную долю социальной нагрузки. В текущем году в 57 регионах соотношение долга к собственным доходам превысило отметки 50%, в 14 регионах отметки 100% и в трёх регионах (это Хакасия, Мордовия, Астраханская область) достигает отметки 150%. Вопрос: если я правильно понимаю, прозвучало предложение сократить объём бюджетных кредитов, коллега Макаров говорил, что сегодняшний уровень трат минимален и выполнение рекомендаций Минфина по отношению к моей родной Астраханской области означает сокращение бюджетных трат за два года на 40%. Полагаете ли вы это реалистичным без серьёзнейшего удара по населению, возвращаясь к теме бюджетных кредитов? Спасибо. Антон Силуанов: С учётом обсуждения бюджета в первом чтении в бюджетном комитете, как мы уже говорили, было высказано предложение об увеличении объёма бюджетных кредитов в следующем году. И мы готовы здесь во втором чтении работать с точки зрения изыскания дополнительных ресурсов для решения этой цели. Что касается Астраханской области, то мы встречались и с губернатором Астраханской области, и с одним из крупнейших налогоплательщиков, который сегодня ведёт добычу на шельфе Астраханской области, и договорились о том, что начиная со следующего года будет изменён порядок уплаты налога на имущество, и будут дополнительные ресурсы не менее миллиарда рублей в следующем году поступать в бюджет Астраханской области для улучшения балансировки и выполнения обязательств. Спасибо.
|