Александр Ремезков: своим бюджетом Правительство лезет в карман граждан, которые и так теряют доходы 18 ноября 2016 18 ноября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". С докладом по данному вопросу выступили официальный представитель Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Александр Ремезков: - Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД Прим. ред.), уважаемые коллеги! Сегодня мы много слышали различных выступлений, и жаркая дискуссия подтверждает статус федерального бюджета это основное звено финансовой политики государства, основной инструмент экономической и налоговой политики, проводимой Правительством. Надо справедливо отметить, что Комитет по бюджету, на наш взгляд, провёл действительно большую работу. Были досконально рассмотрены все аспекты проекта федерального бюджета, было много площадок дискуссионных. И в этом смысле сводное заключение Комитета представляет собой серьёзный аналитический труд. Но фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" имеет свою точку зрения. Мы не только критикуем, но и предлагаем конкретные меры, которые, на наш взгляд, будут способствовать решению тех или иных проблем. Поэтому мы традиционно разработали альтернативный бюджет, в котором отразили все свои предложения по корректировке бюджета и модели экономического развития, но об этом позже. Что мы видим в представленном бюджете? Позитивно, что он трёхлетний, и это даёт некую определённость. По макроэкономическому прогнозу из трёх возможных сценариев выбран базовый, самый консервативный, в этом смысле он действительно самый простой и ненапряжённый, так как не предполагает никаких изменений текущих тенденций. В соответствии с этим сценарием темпы роста ВВП за три года 2017-2019 не позволят выйти на докризисный уровень 2014 года, в то время как индекс инфляции за 2015 и 2019 годы составит 34%. Мы поддерживаем стремление Правительства удержать инфляцию на уровне 4% в 2017-2019 годах, но тогда Правительство должно и тарифы для населения удержать на уровне инфляции. Ни о каком восстановлении инвестиционной активности речи и быть не может. За три года инвестиции в основной капитал уменьшились на 12,4%, а рост 2018-2019 годов составит только 2%. Промышленность за два года потеряла 3%. В 2017-2019 годах она вырастет лишь на 5%, это слегка восстановит базу 2015 года, но это всё равно отставание на четыре года. В товарной структуре экспорта преобладает сырьевой экспорт, и его доля стабильно держится на уровне 59%, притом, что экспорт бензина падает, а нефти растёт. А что с людьми? Денежные доходы растут крайне незначительными темпами, суммарно 1,5% за три года, и это после падения на 10% за 2015-2016 годы. Реальная заработная плата за три года увеличится на 4%, при падении за 2015-2016 годы на 8,7%. Всё это приведёт к тому, что граждане сохранят сберегательную модель поведения, что ещё больше снизит внутренний потребительский спрос и это в свою очередь потянет вниз оборот розничной торговли, которая и так по прогнозу будет восстанавливаться очень умеренными темпами до 1,8% в 2019 году. Правительство рассчитывает на рост потребительского кредитования, но этот расчёт не оправдался в 2016 году, было сокращение на 4,5%, не оправдается он и в 2017-м. Существенное сокращение социального трансферта в 2016 году и отсутствие реальных мер по поддержке населения привели к увеличению численности нищего населения с 13,3% в 2015 году до 14,1% в 2018-м. Напомню, что в кризисном 2014 году численность такого населения составляла лишь 11,2%. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что отсутствие восстановления инвестиций в основной капитал, слабые темпы восстановления промышленности, сжатый внутренний спрос, стабильно высокая безработица, продолжающееся обнищание населения, сокращение численности малого бизнеса, неизменные структуры экономики всё это демонстрирует стагнацию бюджета, бюджета выжидающего, бюджета выживающего, полностью поставленного в зависимость от внешних шоков. Весь прогноз, все макроэкономические показатели фиксируют стагнацию. Ещё одно этому доказательство налоговая политика. Она представляет собой лишь точечные меры по изменению налогового законодательства. Её цель залатать дыры в федеральном бюджете, но это никак не документ структурных перемен и решительных мер по изменению модели экономического развития страны, а дыры латают за счёт граждан и за счёт и так обнищавших регионов, существенно увеличивают акцизы на табак, вино, алкоголь. Конечно, акцизы вольются в конечную стоимость и цену продукции, а значит, снова Правительство лезет в карман граждан, которые и так теряют доходы. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддерживает такие предложения. Корректировка налогового манёвра, политика КГН приходит к повышению цен для конечного потребителя, к потерям доходов региональных бюджетов, то есть Правительство снова лезет в карман к гражданам, и снова страдают регионы. И опять отбирают у субъектов однопроцентный пункт от ставки по налогу на прибыль и одновременно перераспределяют норматив зачисления акцизов на нефтепродукты. Снова изъятие налоговых источников у субъектов Российской Федерации. Суммарно за три прогнозных года совокупные потери бюджетов субъектов могут составить около 560 млрд руб. Если учесть суммарный госдолг субъектов, около 2,5 трлн руб., то им вообще не позавидуешь. О дефиците. Очень рискованно к существующему госдолгу ежегодно добавлять в 2017-2019 годах ещё по одному трлн руб. Вообще неизвестны условия и сроки заимствования и их источники погашения, неизвестно, каким образом Минфин собирается финансировать дефицит бюджета целевыми средствами Фонда национального благосостояния. Нет правовых оснований направлять средства ФНБ на покрытие дефицита федерального бюджета. Все эти планы приведут к существенному оттоку средств из реального сектора экономики и к раскручиванию пирамиды госдолга, что будет отвлекать 190 млрд руб. на расходы по его обслуживанию. Как говорят, какие доходы, такие и расходы. О расходах. На мой взгляд, очень чётко Комитет в своём заключении сформулировал отношение к мерам бюджетной консолидации, которые применялись при планировании расходов бюджета. Цитирую: "Меры заявляются, но остаются на уровне пожеланий, зачастую не относящихся к бюджетной политике". Структура бюджетных расходов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Расходы по разделу "Здравоохранение" в 2017 году уменьшаются на 19% по сравнению с недофинансированным 2016 годом. Расходы по разделу "Образование" хоть и увеличиваются в номинальном размере на 2%, реальные расходы с учётом инфляции падают, фактически консервируя стагнацию. Кто же всё-таки ответит на вопрос: а где доиндексация пенсий, пособий, маткапитала на размер реальной инфляции? По разделу "Национальная экономика" поддержка таких отраслей как сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, лесное хозяйство сокращается на 6-13%. По госпрограмме "Экономическое развитие и инновационная экономика" расходы сокращены на 23% в 2017 году. На поддержку малого предпринимательства уменьшены на 33,6%. Развитие промышленности, повышение конкурентоспособности на 5%. Развитие судостроения на 30%. Развитие средств производства, развитие новых материалов, поддержка производителей высокотехнологичной продукции на 60-90%, а это те отрасли, которые и способны раскачать экономику и обеспечить стабильный экономический рост. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, выход из сложившейся ситуации лежит в структурных реформах, трансформации бюджетной и налоговой политики, смене модели экономического развития страны. Предложения фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" сформулированы в альтернативном бюджете. И альтернативные подходы к бюджетной и налоговой политике базируются на программных положениях Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Также "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает 1-процентную часть налога на прибыль не только оставить у субъектов Российской Федерации, но отдать с федерального уровня 1-процентный пункт в субъекты, отказаться от возмещения НДС экспортёрам сырья, прежде всего, нефти и газа, скорректировать налоговый манёвр и разобраться с КГН. Перераспределить налоговую нагрузку с реального сектора экономики через снижение НДС, ввести прогрессивный НДФЛ и предоставить льготы предприятиям, инвестирующим в исследования и в разработку. Существенно расширить инвестиционную льготу, принять программу оздоровления государственных финансов региональных бюджетов. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что занижение планируемых поступлений по отдельным видам налогов, использование переходящих остатков бюджета текущего года в следующем году, занижение макроэкономических показателей, цена на нефть даёт возможность Правительству не напрягаться и плыть по течению, куда понесёт, ориентируясь только на внешние шоки. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что в случае реализации наших предложений, дополнительные расходы федерального бюджета составят 1,5 трлн руб., которые могут быть направлены на увеличение расходной части бюджета и на покрытие дефицита. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что сейчас не время выжидательного, замирающего бюджета, необходим бюджет развивающий и стимулирующий, не ориентированный на внешние шоки и способный им противостоять, со справедливой программой финансирования социального блока. Поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддержит данный проект бюджета. Предлагаем вам свой альтернативный вариант бюджета, разработанный "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ". Спасибо за внимание.
|