Галина Хованская о наделении органов жилищного надзора полномочиями по проверке норматива потребления коммунальных услуг 03 ноября 2016 3 ноября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 1112685-6 "О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части наделения органов государственного жилищного надзора полномочиями по проверке установленного норматива потребления коммунальных услуг). С содокладом и заключительным словом по данному законопроекту от Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству выступила Галина Хованская: Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые депутаты! Я бы этот законопроект отметила звёздочкой как очень важный, и сейчас вы поймёте, почему. На сегодняшний день что мы с вами контролируем? Тарифы на коммунальные услуги. Да, мы в Жилищном кодексе предусмотрели предельные индексы. Да, вот как раз только за этим сейчас может следить жилищный надзор, государственный жилищный надзор. Кто у нас устанавливает тарифы? Тарифы у нас устанавливает высшее должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Федерации. Он же практически устанавливает и норматив. И если по тарифам у нас всё-таки есть контроль на федеральном уровне по тем методикам, и сейчас Федеральная служба по тарифам вошла в Федеральную антимонопольную службу, вот этот орган у нас контролирует эту часть нашего платежа, и здесь как бы стало более-менее всё понятно, и какой-то контроль есть. Но мы же говорим об ограничении платежа. А что такое наш платёж? Это умноженная цена вопроса, то есть тариф, о котором я сейчас сказала, на потребление, на объём. Но далеко не всегда мы можем этот объём установить с помощью счётчика. Я вам приведу простые примеры: нет технической возможности. Здесь мы ещё должны поработать, чтобы освободить стариков, чтобы никто не бегал и не доказывал, что у него нет технической возможности, особенно в старом жилищном фонде. Первое. Второе. Устанавливаем льготы, устанавливаем субсидии в соответствии с чем, с нормативами? Значит, никуда пока от них не деться, от этих нормативов. Но как раз здесь и идёт игра. Одну часть мы зафиксировали, предельным индексом ограничили, и начинается в субъектах Федерации уже игра на нормативах. Иногда мы видим факты необоснованного обогащения ресурсоснабжающих организаций. Так что контроль нужен. И принципиально мы поддерживаем эту идею контроля за нормативом, тем более, что у нас возникают две ситуации буквально в следующем году. Первая это пресловутые ОДНы, общедомовые расходы, нормативы возникают, они у нас переходят в жилищную услугу. Значит, впервые в жилищной услуге возникает момент, который нужно регулировать, потому что остальную часть мы устанавливаем на общем собрании, и вправе это делать. Если не установим, за нас это сделает власть. И с другой стороны, у нас уходит в коммунальную услугу то, что связано с вывозом бытовых отходов, это становится коммунальной услугой. Но я думаю, что и первую, и вторую ситуацию сможет решить во втором чтении при подготовке Министерство строительства. Есть проблема, на которую я хочу обратить ваше пристальное внимание: на кого возлагается этот контроль? На государственный жилищный надзор. А как формируются в субъектах Федерации эти органы? Они формируются в структурах исполнительной власти субъекта. Предписание вынесет жилищный инспектор. А, скажите, пожалуйста, он будет выносить предписание в отношении своего начальника? Я сильно сомневаюсь. У нас есть примеры по Удмуртии, например. Что, вообще, входит в структуру министерства, которое определяет нормативы? Вы представляете, что происходит? Поэтому в этой части у нас очень серьезные сомнения, и мы считаем, что здесь возникают очень большие риски. И мне кажется, что надо подумать о том, что, не снимая контрольных функций с жилищного инспектора, это всё-таки должно быть передано в Федеральную антимонопольную службу. И логика в этом определённая есть. И последнее. Предписание вынесли замечательно. Вынесли предписание, должно последовать наказание, если оно не выполнено. Никаких возможностей наказать на сегодняшний день в законодательной инициативе нет. Так что давайте подумаем и ко второму чтению определимся. Может быть, даже слушания стоит провести. 17-го круглый стол, приглашаю всех принять участие. Спасибо за внимание. Заключительное слово Галины Хованской: Коллеги, прозвучало то, что у нас якобы нормативы расчётные, а тарифы как бы не расчётные. Я хочу напомнить Борису Михайловичу Гладких (депутат фракции "ЕР" Прим. ред.), что у нас есть постановление о стандартах раскрытия информации, ещё до выпуска 731-го, постановление 1140, и это тоже расчётная цифра. И вообще мы говорим об ограничении общего размера платежа, а не только об ограничении тарифов. Так что прошу не вводить в заблуждение в этой части. Второе. Хочу сказать следующее, что в домах, где должен проводиться капитальный ремонт, и где нормативные сроки эксплуатации коммуникаций по той же воде, по теплу и по другим элементам инфраструктуры истекли, нельзя применять повышающие коэффициенты для граждан, категорически нельзя. Почему они должны доказывать, что у них нет технической возможности? Я считаю, коллеги, поддержите меня, мы эту норму должны внести в закон. Потому что независимо от состояния дома, каждый ходит сейчас, старик ползёт 80-летний и доказывает, что у него нет технической возможности установить эти счётчики, потому что иначе будет протечка по всем этажам. Разве можно это допускать? То есть надо перевернуть эту пирамиду. Не каждый ходит. А управляющая организация, ТСЖ, ЖСК заявляет о том, что в доме до капитального ремонта нельзя устанавливать счётчики индивидуальные. Понимаете? Я вас очень прошу, если вы меня услышали, поддержите эту идею. Качкаев Павел Рюрикович (депутат фракции "ЕР" в ГД VI созыва Прим. ред.) говорил: завышенные нормативы выгодны ресурсоснабжающим организациям. Он был совершенно прав. Идёт очень некрасивая политика, когда они сами забирают эти счетчики и полтора-два года не возвращают их, за этот период вынимают из карманов наших граждан дополнительно очень приличные средства, они в несколько млн на дом выходят. Этого допускать нельзя. Это необоснованное обогащение ресурсоснабжающих организаций. Да, частично проблему мы сможем решить с помощью прямых договоров. Андрей Владимирович (Чибис, заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ – Прим. ред.) меня не слушает, а когда у нас, наконец, будут поправки по прямым договорам? Обещали полтора года назад. До сих пор воз и ныне там. Я не понимаю, в чем дело. Объясните. Мы давно готовы, уже обсуждали эту проблему, потому что прямой договор значит, что я не несу ответственность за того, кто не платит. По электроэнергии мы платим по счетчику, и ни у кого не возникает проблем. А тут начинаются всякие выдумки о том, что это, якобы, трудно, нельзя почему-то, и так далее. Абонентскую базу можно сделать, это разовая трата. Не возникает этой проблемы у электроснабжающих организаций и у тех, кто нам услуги газоснабжения предоставляют. Пусть это сделают тепловики, пусть это сделают те, кто предоставляет нам услуги водоснабжения. Так что давайте не залезать в период кризиса в карманы граждан. Спасибо за внимание.
|