Александр Ремезков об изменениях в Налоговый кодекс РФ 02 ноября 2016 2 ноября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона №11078-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики). С докладом по данному вопросу выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель Министра финансов Российской Федерации Илья Трунин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Александр Ремезков. Александр Ремезков: Уважаемый Вячеслав Викторович! (Володин, Председатель ГД РФ Прим. ред.) Уважаемые коллеги! Сразу бы хотел выразить позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Мы не поддержим данный законопроект и вот почему. Давайте внимательно посмотрим на то, что предлагается данным законопроектом. Сначала о хорошем. Правки статьи 45 Налогового кодекса в части введения права уплачивать налоги на третье лицо, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает полезными. Хотя, возможно, на уровне Налогового кодекса хотелось бы получить больше конкретики, как именно это должно быть реализовано, а не просто общие нормы, что, в общем-то, затруднит применение на практике либо вызовет субъективизм. Полезная правка 75-й статьи Налогового кодекса при нынешней редакции статьи 75, налоговая пеня является одной из самых дешевых форм кредитования. Изменения 21-й главы Налогового кодекса оставили двоякие впечатления. С одной стороны? нулевая ставка НДС для электричек, эту позицию поддерживают все, нужно помочь и регионам, и людям. С другой стороны, очередное уточнение правил применения заявительного порядка возмещения НДС, которое всё равно останется для избранных. В общем, тут хорошего сказать нечего. Теперь о совсем плохом. Первое. Конкретизируются условия создания и условия прекращения консолидированной группы налогоплательщиков, точнее одно условие, касающиеся процедуры банкротства. Почему-то снимается ограничение по включению в консолидированную группу налогоплательщиков юридического лица еще не признанного банкротом, но уже находящегося в процедуре банкротства. Аналогично, условия прекращения КГН смягчаются и КГН продолжит действовать с момента возбуждения производства о банкротстве до непосредственно признания лица банкротом, в то время, как сейчас такая ситуация невозможна. Я уверен, что государству это должно быть абсолютно невыгодным, но зато выгодно самим участникам КГН, которые за счёт банкротящегося участника смогут экономить на налоге на прибыль, а в конечном итоге пострадают регионы, недополучив налог. Минфин и Правительство уже признали в период с 2012 года, с начала действия КГН ежегодно потери субъектов в Российской Федерации увеличиваются. Прямые потери бюджетов субъектов увеличились с чуть меньше 9 миллиардов рублей до более 65 млрд рублей. КГН оказывает всё более существенное влияние на бюджетную устойчивость регионов. Второе. Изменение условий создания и прекращения КГН фактически нейтрализует запрет на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН, а также изменения в действующие договоры, связанные с присоединением к КГН новых участников. В условиях законопроекта те группы налогоплательщиков, которые должны прекратить применение КГН, будут продолжать действовать. А ввиду ослабления условий по включению в КГН лиц в предбанкротном состоянии позволит, во-первых, в существующем КГН включить в свой состав новых участников лиц в предбанкротном состоянии, во-вторых, уменьшать платежи по налогу на прибыль и даже не включением новых участников, а использованием сложившегося по тем или иным причинам предбанкротного состояния одного из действующих участников КГН. Третье. Корректировка особенностей определения налоговой базы по доходам, полученным участником КГН это реализация идеи Минфина ограничить возможность переноса убытков, как было когда-то в докодексовские времена в Законе Российской Федерации "О налоге на прибыль" величиной 30% от налоговой базы. Тогда становится понятно, почему для КГН не так страшен будет банкрот в качестве участника. Однако невозможно поставить в неравные условия участников КГН и всех обычных налогоплательщиков. Поэтому вносятся аналогичные правки в статью 283 НК для переноса убытков уже всех обычных налогоплательщиков. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает несправедливым ограничивать возможность переноса убытков чем-либо, кроме сроков их возникновения. Почему налогоплательщик должен платить налог на прибыль в текущем году, если он получил в прошлом году убыток, соразмерный прибыли текущего года? Ведь экономически прибыли у него нет. А налог придётся отдать только потому, что перенести убытки прошлых лет он может только в пределах 30% налоговой базы текущего периода. Это очень выгодно бюджету, особенно в текущей экономической ситуации, это идёт теперь не вразрез, а в фарватере желаний Минфина привлечь дополнительные средства, но очень несправедливо и очень дорого для обычных налогоплательщиков. Ограничения, установленные статьями 284 и 284.2 фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может поддержать. Также неясно, по какому принципу были отобраны виды ставок налога на прибыль, применение которых позволит не применять ограничения по переносу убытков. Четвёртое. Если нужно контролировать что-то очень сложное, то лучше вообще это не контролировать. Именно так будет поступать государство в лице надзорных органов применительно к сделкам по представлению поручительств в случае, если все стороны сделки это российские организации. Ни банки, ни договора поручительств не предполагают выплаты вознаграждения. Такие сделки сложнее всего проконтролировать, видимо, поэтому их и решили включить в перечень, не подпадающий под контроль при признании цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен. Пятое, акцизы. В два раза увеличиваются акцизы на вино, в 2,4 раза на табак, минимум 26 на сигареты, 4,5 автомобили, 28,5 на дизель, и это дважды уже повышали в 2016 году. И, в общем, получаем привет обещаниям Правительства отменить транспортный налог. Кроме того, законодателям предлагается ввести акциз на электронные сигареты и заработать деньги в бюджет за счёт вредных привычек граждан, причём за счёт самих же граждан. Шестое, и самое, по мнению "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", главное в законопроекте: Правительство отбирает однопроцентный пункт ставки по налогу на прибыль организаций у субъектов Российской Федерации в пользу федерального бюджета. Это негативно скажется на бюджетах субъектов, где налог на прибыль является основным источником дохода, и изъятие его из бюджетов субъектов в пользу федерального еще больше разбалансирует бюджетную обеспеченность и лишит субъекты Российской Федерации части налоговых источников. Мы считаем, что, наоборот, необходимо от двух процентов ставки налога на прибыль, которая зачисляется в федеральный бюджет, отдавать однопроцентный пункт в пользу регионов. Необходимо увеличить нормативы отчислений от налогов и сборов в пользу субъектов Российской Федерации, уменьшая долю, зачисляемую в федеральный бюджет, понимая, что у регионов сегодня катастрофически не хватает средств на исполнение своих расходных обязательств. В связи с этим "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддержит такое изъятие, равно как и весь законопроект. Спасибо.
|