Валерий Гартунг о поправках в Бюджетный кодекс РФ 02 ноября 2016 2 ноября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 4313-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части создания правовых условий для подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также закрепления возможности по оперативному перераспределению бюджетных ассигнований по специальным расходам). С докладом по данному вопросу выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задал и выступил Валерий Гартунг. Валерий Гартунг: Уважаемый Алексей Михайлович, у меня вопрос. В вашем законопроекте предлагается 10% объёмов ассигнований распределять без ведома парламента. С чем связан такой запрос к самостоятельному распределению бюджетных средств? Что вы ожидаете, для чего вам это нужно? Обоснуйте, пожалуйста. Алексей Лавров: Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! В законопроекте не стоит цифра "в размере 10%", там стоит цифра "не более 10%" и, таким образом, в каждом конкретном случае будет решаться потребность в таком перераспределении. При этом хотел бы напомнить или привлечь ваше внимание к тому, что уже сейчас в Бюджетном кодексе есть основания для перераспределения средств, предусмотренных на ГПВ, причём без ограничений. И это, на наш взгляд, полностью соответствует сложившейся практике и эффективному использованию бюджетных средств: в той степени, когда это необходимо, вносятся изменения в ГПВ, всё это проходит соответствующие процедуры и отражается в сводной бюджетной росписи. Но при рассмотрении этих вопросов министерством силового блока был поставлен вопрос о том, что в данной конкретной, вот в текущей сложившейся ситуации этого недостаточно, им необходима большая оперативность, большая гибкость в использовании бюджетных средств. И они обратились с предложением расширить такие возможности. Поэтому Правительство сочло возможным поддержать такое дополнительное основание и предложило его в этом законопроекте. Мы считаем, что это ни в коей мере не ущемляет права парламента. Это будет делегированное право парламента и Правительства, как это сделано и по очень многим другим основаниям. Вся информация о вносимых изменениях будет поступать в парламент, тогда её можно будет рассматривать и в текущем режиме и при рассмотрении отчётности. Но при этом мы согласны и готовы рассмотреть необходимые уточнения при их поступлении во втором чтении. Валерий Гартунг: Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД Прим. ред.! Уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" против принятия этого законопроекта не только потому, что там есть замечания технического характера, которые действительно исправимы ко второму чтению. Мы принципиально против такой практики, когда с техническими поправками, которые действительно необходимы, упаковываются в один проект закона принципиальные изменения, которые касаются сокращения парламентских возможностей по контролю над бюджетными средствами. Это мы наблюдаем на протяжении пяти последних созывов. Постепенно в течение пяти созывов урезаются полномочия парламента по контролю над бюджетными средствами. Мало того, урезается и распределение бюджетных доходов в пользу регионов. То есть фактически бюджетные доходы формируются в федеральном центре, а потом распределяются по непрозрачным схемам между субъектами Федерации. И получается, субъект Федерации не создавал налоговую базу для увеличения доходов, ему уменьшаются трансферты. И фактически получается, что если регионы улучшают свои позиции в экономическом развитии, это не ведет к росту экономических показателей и уровня жизни. Это порочная практика. Безусловно, мы считаем, что, вопрос бюджета сложный, сегодня во втором чтении мы рассматривали бюджет 2016 года, а также будем рассматривать бюджет на 2017 год. И, естественно, в тех условиях, в которых находится российская экономика и бюджет, где дефицит бюджета по 2016 году 3 трлн рублей, мы ожидаем от Правительства Российской Федерации адекватных законопроектов, которые дали бы Правительству дополнительные полномочия для того, чтобы они решили проблемы, стоящие перед бюджетом. Напоминаю проблемы, стоящие перед бюджетом: размер дефицита 3 триллиона рублей. И, соответственно, мы бы ждали, конечно же, и мер на эту сумму. Но, к сожалению, когда у нас здесь был Министр финансов, он ничего предложить нам не смог, инициативы "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" он не поддерживает, а своих предложений у них нет. Поэтому мы категорически против принятия этого законопроекта, так как он ведёт к дальнейшему урезанию полномочий парламента по контролю за расходами бюджетных средств. Что же вместо этого мы бы хотели видеть от Правительства Российской Федерации? Прежде всего, комплекс мер по увеличению доходной части бюджета, сопоставимой с дефицитом бюджета примерно на 3 трлн рублей. Если наши предложения отвергаются, то мы бы хотели видеть от Минфина его предложения. Если Минфин не готов такие предложения дать, тогда пусть всё Правительство поработает над этим, у нас есть Минэкономразвития, у нас есть государственный таможенный комитет, которые фактически отвечают за наполняемость бюджета, могли бы поработать и дать свои предложения. Следующее, что бы мы ожидали от Правительства Российской Федерации. Мы считаем, что нужно менять Бюджетный кодекс, но в прямо противоположном направлении. Нужно не сокращать, а расширять полномочия парламента по контролю за расходованием бюджетных средств, как это было в первом, во втором и в третьем созыве. Алексей Михайлович помнит эти времена, когда в Комитете по бюджету и налогам все программы региональные рассматривались отдельно, и буквально несколько дней рассматривали только проект бюджета во втором чтении. Сейчас все эти полномочия забрало даже не Правительство, а Минфин. И фактически депутаты, которые сегодня избраны по одномандатным округам, надеются, что теперь они будут, скажем так, защищать интересы своих территорий и лоббировать какие-то программы, но разочарую вас, у вас по нынешнему Бюджетному кодексу таких полномочий нет, раньше они были. Предлагаю их вернуть. И тогда вы сможете действительно выполнить те обязательства, которые взяли во время избирательной кампании перед своими избирателями. Кроме того, мы считаем, что нужно прислушаться к заключению Счётной палаты, которая справедливо замечает, что Минфин просит избыточные полномочия по контролю, по распределению, по закрытым статьям расходов, не на полтора триллиона, конечно, но на 300 миллиардов, потому что объём закрытых статей у нас примерно 3 триллиона по этому году, в следующем будет меньше, почти четыре, поэтому в любом случае эта сумма очень значительная. И мы считаем, что такие полномочия Правительству давать не нужно. Поэтому мы этот закон не поддерживаем и призываем вас последовать нашему примеру. Спасибо.
|