Олег Шеин: две самые "горящие" темы 12 октября 2016 Депутат Госдумы VII созыва Олег Шеин в беседе с корреспондентом издания "Председатель ТСЖ" рассказывает "о времени и о себе", размышляет о том, что было и что будет. Как Вы оцениваете итоги прошедших выборов в Госдуму? В Госдуме сформирована монополия одной партии. Причина не только в административном ресурсе, а и в нежелании десятков миллионов жителей России заниматься собственной страной. У страны нет т. н. "хозяина" в виде собственного народа. Ничем хорошим это не обернется. Как известно, любая монополия заканчивается ее загниванием и разрушением. Так что, хотят того жители нашей страны или нет, но им придется заниматься Россией. Чем дольше будет период инфантильной отстраненности, тем дороже окажется цена. Если сравнить ситуацию, допустим, 10-12-летней давности и нынешнюю, что изменилось в жилищной сфере за эти годы? Если помните, начиная с 1996 г., по указу Б. Ельцина государственное финансирование содержания и ремонта жилья постепенно сокращалось. По 10% в год. И таким образом к 2005 г. на 100-процентную оплату населением жилищных услуг перешла практически вся страна. После этого власть сказала собственникам жителям МКД: забирайте свои дома и хозяйствуйте там сами! При этом те, кто декларировал подобные идеи, похоже, и сами не ожидали, что они найдут в народе отклик: минимум в 200 тыс. домов выбрали непосредственный способ управления, а то и создали настоящие ТСЖ. Причем, в этом процессе распространения по стране жилищного самоуправления явственно проступила не только экономическая, но и политическая составляющая: к примеру, при непосредственном управлении домовые Советы стали превращаться в структуры, практически независимые от местной администрации. Люди сами распоряжались своими деньгами, им уже не нужно было идти в мэрию на поклон, чтобы та подействовала на подконтрольную властям управляющую организацию. Поэтому в последние годы власти начали обратный процесс: сворачивания жилищного самоуправления и рыночных отношений. Те сегменты жилищной сферы, которые были рыночными (или, по крайней мере, постепенно становились таковыми), ныне ими возвращаются в свое прежнее монополизированное состояние. Когда, на Ваш взгляд, это началось? Пожалуй, первый серьезный удар был нанесен в 2014 г. по непосредственному управлению в МКД, он ознаменовал переход властей к антидемократичным и антирыночным методам управления жилищной сферой. Тогда же был принят закон о лицензировании. В результате мы оказались в парадоксальной ситуации: чтобы построить дом, лицензия не нужна, а чтобы в построенном доме ввернуть лампочку в подъезде или подмести территорию, нужно разрешение от чиновника в виде лицензии. После разгрома непосредственного управления и насаждения олигополии управляющих организаций настал черед ТСЖ предлагается ввести квалификационный экзамен для председателей. Также в 2014 году был принят закон о ГИС ЖКХ с совершенно "невменяемой" программой финансовой отчетности ТСЖ перед государством. И со штрафами в 200 тыс. руб. и выше за неправильно составленную отчетность, которую по придуманным "правилам" никто составить не в состоянии. А новый законопроект № 948-7, внесенный в Госдуму 6 октября, предусматривает признание должностными лицами (с соответствующей административной ответственностью) не только председателя ТСЖ/ЖК, но и членов правления. В реальной жизни персональные штрафы на председателей ТСЖ и ранее налагались. А теперь такими штрафами предлагают обложить даже редких помощников председателя ТСЖ/ЖК в лице членов правления. Все это звенья одной цепи явно избыточного госрегулирования, при котором органы жилищного надзора приобретают карательные и коррупционные инструменты. Новый "мусорный" закон ария из той же "оперы"? Да, следующим шагом в этом же направлении должна стать монополизация рынка услуг по вывозу мусора. Согласно закону, вступающему в силу с 1 января 2017 г., в каждом регионе отныне будет только одна компания, осуществляющая утилизацию ТКО. Это приведет к существенному росту тарифа и возникновению на территории региона массы гниющих помоек. В Астрахани это уже произошло. Создание искусственной монополии приватизация спецавтохозяйства и административное сдерживание любых "порывов" частного бизнеса выйти на рынок привело к тому, что плата за вывоз мусора поднялась втрое: вывоз 1 куб. м стоит в Астрахани 500 руб. В соседнем Ставрополье мусор вывозят 60 фирм, в Астрахани одна, в результате если на Ставрополье ежемесячная плата составляет максимум 60 руб./чел., то в Астрахани 107 руб./чел. И при этом качество услуг несравнимо, вся Астрахань ныне погрязла в свалках. Полагаю, что после 1 января 2017 г. нечто подобное ожидает всю страну. Что Вы могли бы и собираетесь сделать в Госдуме, чтобы хоть как-то оздоровить ситуацию? В мае-июне я уже внес несколько законопроектов: об отмене лицензирования, о возрождении непосредственного управления МКД, об отмене административных штрафов с ТСЖ. На очереди пакет новых инициатив, в частности, по ГИС ЖКХ. Не только по срокам ее внедрения, но и по "начинке". Я считаю, что публичную отчетность жилищного объединения достаточно ограничить двумя позициями: а) доходы/расходы, б) протоколы проведенных собраний и подписанные договора. Все, этого достаточно. Такую поправку мы будем вносить не позднее октября. Тогда же мы внесем законопроект, предусматривающий сохранение конкуренции в сфере вывоза мусора. Наряду с ГИС ЖКХ до Нового года это для нас две самые "горящие" темы. Какими силами можно реализовать эти планы? Скольких депутатов Вы рассчитываете привлечь на свою сторону? Как минимум, я рассчитываю на голоса 23 депутатов от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", а дальше посмотрим. Ну, и потом, дело ведь не только в числе дружественных депутатов, очень важно то воздействие, которое оказывает общество в лице своих объединений на государственные институты. Без такого коллективного воздействия близкие мне по духу, но немногочисленные депутаты Госдумы мало что смогут сделать. Смотрите, сейчас мы имеем уже жилищное сообщество, за прошедшие 10-12 лет во многих местах (я мог бы назвать порядка 30-35 регионов) возникли массовые жилищные движения. Причем, многие из них не ограничиваются просвещением населения и бутафорско-представительскими функциями, но и способны оказывать реальное воздействие на власть. Правда, в масштабе всей страны это жилищное сообщество организовано пока слабо. И пока эта неорганизованность не преодолена, власти будут уничтожать жилищное самоуправление всеми доступными средствами: штрафами и прочими административными мерами, вроде введения экзаменов для председателей ТСЖ. А что ж вы хотите, ведь "на кону" сумма около 1 трлн. руб. в год, которые, по мнению российских руководителей разного уровня, идут совсем не туда, куда бы им хотелось... Вы правы, власти не очень-то жалуют жилищное самоуправление. А есть у него естественные союзники? Да, есть. Например, политические партии, занимающие социальные позиции. Они могли бы помочь региональным жилищным организациям наладить регулярное взаимодействие между собой. Разумеется, без какого-либо диктата со своей стороны, чисто по-дружески, на основе общности интересов. Правда, тут наблюдается, я бы сказал, довольно большая недоработка со стороны политических авторов. А какой, по Вашему мнению, должна быть роль жилищного надзора в данном аспекте? На мой взгляд, как жители управляют своим домом это их внутреннее дело, не надо государству "влезать" во все детали этого процесса. Если, конечно, речь не идет о жизни и здоровье людей, как, например, в случае падающего козырька или искрящей проводки. Но, простите, ведь ГЖН у нас занимается совсем не этим! Недавно на одном из жилищных конгрессов был озвучена потрясающая цифра: оказывается, государство изымает сейчас посредством штрафов около 20% платежей жителей МКД! Вот итог работы жилинспекции... Распускать ее совсем, может быть, и не стоит, но ограничить полномочия нужно обязательно. Пусть занимается, во‑первых, профилактикой и устранением всевозможных опасных ситуаций (включая перепланировку помещений), во‑вторых, рассмотрением споров, когда по одному и тому же вопросу двумя собраниями приняты альтернативные решения. И все. В каком комитете Госдумы мы Вас увидим? В комитете по труду и социальной политике. Просто потому, что других специалистов от оппозиции по этим вопросам, кроме меня, практически не осталось. Но комитет по ЖКХ для меня тоже интересен. Не будучи его формальным членом, я собираюсь там работать столь же интенсивно. Членство тут не особенно важно, в этом комитете, как и прежде, сохраняется явное засилье единороссов, так что один мой голос с точки зрения голосования погоды не сделает. В общем, начнем работать, а там видно будет. Источник: Председатель ТСЖ
|