Будущее российско-грузинских отношений, как в торговой сфере, так и в сфере инвестиций, будет определяться развитием политических отношений двух стран 22 июня 2016 С журналистом Автандилом Отинашвили беседует Анатолий Аксаков, председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Господин Аксаков, каковы перспективы восстановления и развития экономических отношении с Грузией? Не мы были инициаторами развала этих отношений, но мы готовы их восстанавливать. Сегодня на отношения двух стран влияют три разнонаправленных фактора: во-первых, антироссийские настроения в Грузии, подогреваемые пропагандой, особенно после конфликта 2008 г., во-вторых, историческая и культурная близость народов, в-третьих, экономическая выгода от сотрудничества. То, что от нас просили в свое время, либерализовать поставку грузинских товаров на российский рынок, мы это сделали. И сделали в ответ на решение Грузии не препятствовать присоединению России к Всемирной торговой организации, несмотря на наши политические разногласия. Это был очень хороший жест со стороны грузинского руководства, и мы ответили на этот жест открытием нашего рынка. Обратите внимание, что две трети грузинского экспорта виноматериалов и вина поступают на российский рынок. Объём товарооборота между нашими странами демонстрирует достаточно большие темпы роста. Мы и дальше готовы двигаться в этом направлении. Считаю Грузию объективно потенциальным союзником России по большинству геополитических и региональных вопросов. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы Грузия и РФ стали экономическими, торговыми партнерами? Говоря о нормализации экономических отношений, необходимо отметить, что и Россия, и Грузия заинтересованы в этом. В настоящее время перед Россией и Грузией стоит вопрос выстраивания экономических отношений на новой, взаимовыгодной основе, с учетом интересов обеих сторон. Для этого необходимо проанализировать долгосрочные геоэкономические приоритеты России в Грузии. На нынешнем этапе развития двусторонних отношений целесообразно сосредоточиться на углублении сотрудничества по тем направлениям, где уже действует налаженная и стабильная схема взаимодействия. В частности, в сфере торговли российские компании конкурентоспособны на рынках молочных продуктов, птицеводческой продукции, энергоносителей и поставок электроэнергии. Российские потребители, со своей стороны, склонны покупать такие традиционные товары грузинского производства, как алкогольные напитки, чай, фрукты, эфирные масла и изделия из них. Конечно, туризм, чем больше будут ездить люди наших стран друг к другу, тем быстрее восстановятся былые братские отношения между нашими народами. Однако очевидно, что будущее российско-грузинских отношений, как в торговой сфере, так и в сфере инвестиций, будет определяться развитием политических отношений двух стран. Как отразилось ухудшение отношений с Турцией на экономику страны? Противостояние с Турцией, безусловно, оказывает негативное влияние на некоторые российские компании, но вряд ли нанесет серьезный урон российской экономике. Крупные российские финансовые, нефтяные, металлургические компании вложили в турецкий рынок значительные суммы. Эти инвестиции пока еще полностью не окупились и, очевидно, необходимо обеспечить их защиту. Есть определенные опасения по поводу перспектив строительства в Турции атомной электростанции, которое уже стоило российской стороне немалых средств. В 2014 году Турция была пятым по величине торговым партнером России с долей в 4,6% от всей российской внешней торговли, а товарооборот с ней составил более 30 миллиардов долларов. Теперь вслед за украинским может сократиться и турецкий рынок сбыта российского газа. Запрет на поставки турецкого продовольствия привел к переориентации на другие страны этого региона. Какую экономическую политику проводит РФ? Россия проводит экономическую политику, направленную на развитие реального сектора экономики, модернизацию производства, всемерную поддержку отечественного производителя и импортозамещение. Экономическая политика направлена также на улучшение делового климата, устранение административных барьеров, поддержку малого бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности России. Стимулируется развитие несырьевого экспорта. Взят курс на инновационное развитие экономики. Изменилась ли экономическая политика после того, как США и западные страны объявили экономические санкции против РФ? Наши проблемы носят в значительной мере внутренний характер. Основная их причина заключалась в накоплении структурных деформаций, дисбалансов и диспропорций. В частности, это гипертрофированная роль топливно-энергетического сектора и деградация обрабатывающей промышленности, которые были обусловлены нацеленностью экономики на вывоз нефти, газа и другого сырья. Негативные тенденции в нашей экономике, в том числе замедление темпов экономического роста, наблюдались в течение ряда лет еще до украинского кризиса. Западные санкции не породили кризис и не "порвали" отечественную экономику "в клочья", а лишь усилили в ней негативные тенденции. Кроме того, санкции, введенные Западом, осложнили доступ к международным рынкам капитала, а также передовым технологиям. Таким образом, влияние санкций на экономику России единовременно привнесло негативные последствия, но дало стимул к развитию экономической системы и переход ее на кардинально новый качественный уровень. Это требует новой экономической политики. Сейчас в рамках Экономического совета при Президенте России началась подготовка стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года. Какие меры принимаются для того, чтобы противостоять к санкциям? Осуществляется активная поддержка отечественных производителей, в том числе и через преференции по госзакупккам. Проводится политика импортозамещения. Делается акцент на развитие в стране высоких технологий. Выход на новые рынки импорта и сбыта продукции. В качестве источника инвестиций в российскую экономику задействуются средства Фонда национального благосостояния и Центрального банка России. Для льготного кредитования промышленности используются такие механизмы, как Фонд развития промышленности, проектное финансирование и специальный инвестиционный контракт. Были приняты ответные меры, именуемые "контрсанкциями", ограничивающие поставки импортного продовольствия, а также товаров легкой промышленности. Расширяется производственная база в противовес сбыту полезных ископаемых. Проводятся ли в данный момент реформы в экономику страны? Если да, то какие. 25 мая 2016 года Президент РФ Владимир Путин провел заседание президиума Экономического совета. Он отметил, что "необходимо одновременно обеспечить увеличение темпов роста отечественной экономики и провести структурные реформы для повышения ее эффективности. Очень важно при этом сохранить макроэкономическую стабильность, не допустить раскачки бюджетного дефицита и разгона инфляции". Эксперты уже начали готовить конкретные предложения в рамках рабочих групп совета. Президент предложил также заслушать предложения Правительства и бизнес-сообщества. В состав рабочей группы по структурным реформам входят эксперты, которые представляют самые разные экономические школы. Рабочая группа планирует в течение года представить свои предложения Президенту, увязав их с идеями стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. В ближайшее время будут представлены конкретные предложения и реформы, которые возможно вступят в силу уже в ближайшее время. Продолжается ли приватизационный процесс? Развивается ли частный сектор, мелкий и средний бизнес? Если да то, в каких сферах и областях? Приватизационные процессы продолжаются. В частности, в этом году Правительство РФ планирует продажу 25% акций "Совкомфлота, 10,9% акций "АЛРОСА", а также госпакета акций (50% + 1 акция) "Башнефти". При этом приватизация не должна привести к распродаже активов за бесценок и за счет денег государства, инвесторы должны искать собственные ресурсы, а власти не допускать ухода активов в офшоры и обеспечивать безусловную прозрачность приватизационных сделок. Для успешной приватизации принципиально важно, чтобы государство чётко понимало, что и кому продаёт. И какие последствия это будет иметь для развития целых отраслей, да и всей экономики. Приватизация – это не только фискальная составляющая, это путь к структурным изменениям в экономике. И нужно иметь в виду и то, и другое. Только такой взвешенный подход позволит добиться эффективного баланса госучастия и частного капитала в экономике страны. В настоящее время доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20%. Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризисных явлений. Малые и средние компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся из крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста. Государство уделяет особое внимание поддержка малого и среднего бизнеса в сфере производства, инноваций социальной сферы, а также стимулирует экспорт их продукции. Для развития малого и среднего предпринимательства в последнее время предусмотрен целый ряд мер государственной поддержки. Среди них, в частности: создание "Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства" (АО "Корпорация "МСП"), которая осуществляет деятельность в качестве государственного института развития малого и среднего предпринимательства; введение с 2016 года трехлетнего моратория на плановые проверки малого бизнеса; преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемых ими помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности; установление минимальной доли (15%) участия малого и среднего бизнеса в государственных и муниципальных закупках; льготное кредитование малого и среднего бизнеса. Источник: Свободная Грузия
|