Александр Романович о внешнеполитической деятельности РФ 15 июня 2016 На пленарном заседании Госдумы 15 июня от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Александр Романович: Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель Государственной Думы РФ – Прим. ред.), уважаемые коллеги. Начну с информации, которая недавно появилась в СМИ, как раз к нашему сегодняшнему разговору о внешнеполитической деятельности в связи с "правительственным часом", который сегодня состоится. Информация о том, что Россия впервые вошла в список The Soft Power 30 (мягкая сила 30) в качестве одного из государств, которые лидируют в мире по использованию "мягкой силы". Она оказалась на 27 месте, став новичком в рейтинге между Венгрией, которая заняла 26-е место, и Аргентиной, которая заняла 30-е место. Годом ранее "Индекс мягкой силы" позволил России оказаться лишь в топ-50. Добавлю, что первая строчка в рейтинге досталась Соединённым Штатам Америки, на втором месте Германия, на третьем Япония. Справедливости ради скажу, что высокий результат Россия продемонстрировала по охвату зарубежной сетью диппредставительств и вовлечённости в противодействие глобальным вызовам. По этому показателю, в докладе он упоминается, Россия находится на девятом месте. Скажу, что Франция находится на первом месте. Но в целом я бы не рассматривал эти данные, как успех. Скорее, это говорит о нашем отставании в этой важной сфере. Вызовы нынешнего непростого для страны времени требуют от нас максимальной концентрации абсолютно всех ресурсов для защиты национальных интересов. И если по линии "жёсткой силы" мы продолжаем приводить свои Вооружённые Силы в должный порядок, то по части "мягкой силы" мы, увы, отстаём от наших оппонентов. Если взять официальные каналы международного сотрудничества, то в сегодняшнем мире для нас, и ни для кого это не секрет, диалог с Западом в значительной степени затруднён, а во многих случаях, как это произошло с ПАСЕ, и вообще заблокирован. Если брать так называемую народную дипломатию, то структуры, которые ею занимаются, безусловно, представляют собой серьёзный базис. Россотрудничество, фонд "Русский мир", Фонд имени Горчакова, Российский фонд культуры и целый ряд других общественных структур ведут работу за рубежом. Насколько я знаю, в настоящее время Россотрудничество работает над созданием, а точнее, я бы сказал, над воссозданием Российского союза обществ дружбы с народами зарубежных стран, в прошлом СОДа, а также над возобновлением в Москве деятельности Дома дружбы с народами зарубежных стран. Хорошее дело, но только надо бы поскорее добиться успеха запуска этих проектов и приближения их к уровню деятельности советского периода. Там было очень много полезного опыта накоплено, который можно использовать сегодня. Также известно, что есть намерение вовлечь как можно больше наших неправительственных организаций во внешнеполитический процесс, наращивать количество совместных мероприятий с обществами дружбы и другими НПО, шире задействовать наши центры науки и культуры в других государствах, проводить конференции, "круглые столы", форумы, выставки, отмечать различные знаменательные даты. Значительный неиспользованный потенциал и у движения породнённых городов, в рамках которого есть возможность охватывать такие разнообразные сферы обменов и сотрудничества как экономика, культура, образование, наука, градостроение, муниципальное управление и прочее. Но всё это в планах и наших предположениях и ожиданиях, а нужен результат, нужны куда более активные действия, и сейчас нам безотлагательно нужен этот компонент во внешней политике. Но при этом надо обязательно добиться того, чтобы народная и общественная дипломатия в международном гуманитарном сотрудничестве не только содействовала улучшению имиджа России и укреплению симпатии к нашей стране, но и реально, на практике способствовала реализации конкретных государственных интересов на международной арене. Ну, и здесь нужен качественный прорыв, который, к примеру, может быть осуществлён на основе создания, подчёркиваю, российского внешнеполитического фонда, который, по примеру целого ряда западных, осуществлял бы за рубежом поддержку как общественников, так и политиков, которые выступают за улучшение отношений с Россией. Даже относительно небольшого бюджета было бы достаточно для того, чтобы в целом ряде стран качнуть общественное мнение в пользу нашей страны. Современность это время гибридных войн, но пока мы уделяем информационной составляющей недостаточно внимания. Возьмём последние околофутбольные события в Марселе. Три дня "мирные" английские болельщики терроризировали этот город, как, впрочем, и другие города Франции, превратили его в свалку, нападали на фанатов из других стран, пока не встретились с нашими болельщиками, которые, что называется, дали известным на весь мир английским хулиганам соответствующий отпор. По-разному можно оценивать действия наших фанатов, по-разному можно относиться к событиям, происходящим там, но посмотрим на мировую прессу. И что же? Там английские отморозки, закидавшие весь Марсель пустыми пивными бутылками, предстают исключительно, как мирные семейные люди, ставшие жертвами ужасных русских бандитов, которые нападали на всех подряд, тогда как более объективные видео с места событий показывают полностью противоположную картину. Да, мы делаем достаточно сильные шаги по внешнеполитической информации и контрпропаганде, поскольку чувствуем необходимость продвигать правду о России и её политике в мировом медиапространстве. Но нам нужны структуры, которые начнут целенаправленно размещать видео в "YouTube", работать с мировыми СМИ, блогерами и видными фигурами зарубежных стран. Если хотите, России нужна полноценная PR-стратегия, которая будет иметь целью прорыв информационной блокады вокруг нашей страны. Одного лишь канала "Russia Today" далеко недостаточно для реализации этой задачи. Нужно сегодня сказать слова благодарности в адрес сотрудников, работающих на этом канале. Действительно, "Russia Today" выходит на уровень ведущих информационных телевизионных агентств мира. Но если мы возьмём работу агентства "Россия сегодня", которое призвано заменить "РИА Новости" и бывшее Агентство печати "Новости", то, к сожалению, в этом плане надо констатировать, что есть много недоработок. Мы совершенно отсутствуем в таком сегменте, как интернет. Специалисты говорят, что на сегодняшний день поток информации черпается из этого источника. Неплохо было бы качественно возродить структуру прежнего Агентства печати "Новости", которое работало практически во всех странах и давало информацию о России на разных языках. Не исключаем, что следует рассмотреть возможность создания в следующем созыве Государственной Думы соответствующего комитета, который был бы нацелен на внешнюю информационную деятельность по типу управление международной информацией, которое существовало в своё время в Центральном комитете Коммунистической партии Советского Союза, и который возглавлял товарищ Замятин. Теперь несколько слов о парламентской дипломатии. Затруднён сегодня парламентский диалог с зарубежными странами, эту нишу надо расширять и активизировать, тем более, что мы видим, как региональные заксобрания Италии и парламент Франции выступают за одновременную отмену или смягчение санкций против России. Сенат Франции поддержал резолюцию, призывающую национальные парламенты Евросоюза к устранению препятствий для парламентского и политического диалога. Здесь большой потенциал имеют группы дружбы с парламентами зарубежных стран. К сожалению, коэффициент полезного действия этого формата, безусловно, невысок, причина проста: даже одного визита в год недостаточно для того, чтобы наладить полноценный диалог. А у нас заложена норма: одна поездка за четыре года. Поддержание атмосферы доверия и сотрудничества между парламентами это постоянный процесс, требующий гораздо большего внимания. И каждый визит групп дружбы должен включать в себя гораздо более насыщенную программу, в том числе встречи с соотечественниками, общественными организациями, представителями бизнеса и, конечно, с журналистами.
Я хотел бы привести в качестве примера пребывание нашей парламентской делегации на Межпарламентском союзе в марте в Лусаке. На заседании этого союза присутствовали делегации более чем 150 стран. В ранге спикеров и вице-спикеров было более 70 человек. Нашу делегацию возглавлял вице-спикер Совета Федерации. К сожалению, ни один информационный канал России не смог дать информацию по этому поводу. В прошлое время, во время Советского Союза в Лусаке работало не только посольство, работало агентство, представительство Агентства печати "Новости", работало представительство телеграфного агентства Советского Союза, работали представители корпунктов ведущих газет, и вся эта информация выливалась во весь мир. Хотелось бы, чтобы этот опыт, опыт ведения внешней политической пропаганды, внешней политической информации использовался сегодня всеми ведомствами, которые отвечают за эту работу и которые занимаются этой деятельностью. Спасибо за внимание.
|