Депутаты фракции "СР" в ГД выступили против законопроекта о вывозе культурных ценностей 08 июня 2016 8 июня Госдума рассмотрела и приняла пакетом два законопроекта: проект ФЗ № 1074400-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ" (в части стимулирования развития негосударственных музеев) и проект ФЗ № 1074386-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела". Фракция голосовала "за" первый законопроект о стимулировании негосударственных музеев, но по второму законопроекту о ввозе и вывозе культурных ценностей России выступила с резкой критикой и голосовала против. При обсуждении законопроектов выступали Анатолий Грешневиков и Александр Тарнавский. Анатолий Грешневиков: Я решил высказаться по данному законопроекту, поскольку считаю, что движению культурных ценностей сегодня ничто не препятствует, и я привёл реальный пример, когда на базе одного института создан Музей русского реалистического искусства. Была заброшенная фабрика здесь в Москве и бизнесмены братья Ананьевы создали просто уникальный музей, привезли картины и современных, и дореволюционных живописцев, закупают массово у современных живописцев сегодня картины. И вот эта выставка – это, наверное, сравнимо с выставками в Третьяковской галерее и в Эрмитаже. Недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин посещал эту выставку, тоже оставил добрые замечания. Ничто не мешает движению культурных ценностей. Поэтому совершенно непонятно, почему сегодня возник этот вопрос, поменять законодательство и открыть даже не форточку, а целую дверь для вывоза культурных ценностей? Я говорил, что мы уже здесь долго спорили о том, отдавать под вывоз коллекцию этого Балдина, потом коллекцию Шнеерсона, и слава Богу, приняли закон, который не позволил их вывезти. А данным законопроектом мы всё-таки, наверное, если бы тогда не было бы этого закона, потеряли бы и ту и другую коллекции. Поэтому я считаю, что данный законопроект не следует поддерживать и надо обратить внимание следует на другой факт. Почему он увязывается вместе с нормальным законом? Никто не против того, чтобы отменить и НДС, и пошлины для тех, кто желает создавать музеи, это мешает, может быть, и тем, кто имеет свои частные коллекции, но вывозить те ценности, которые государству принадлежат, я считаю это неправильно. Ну и время, которое мы выбрали, под занавес работы Государственной Думы в таком пожарном порядке, вообще непонятно для чего. Деньги вывозятся понятно почему, а для чего нам сегодня вывозить культурные ценности, совершенно непонятно. Поэтому я считаю, что данный законопроект поддерживать не нужно. А коллеге Андрею Михайловичу Макарову я советую посетить прекрасный Институт современного реалистического искусства, поговорить с бизнесменами, они его убедят, что сегодня данный законопроект не нужен, и он только помешает созданию нормальных музеев. Александр Тарнавский: Ещё коллеги от фракции КПРФ не высказались. Поэтому в режиме передышки я позволю себе сказать, что действительно мы вроде бы ещё позавчера понимали, что очень здорово в этом разбираемся, но когда кладутся 200-300 страниц текста, и начинаешь с ними работать, понимаешь, что всё сложнее, чем нам кажется. И в связи с этим приятно начинать с простого это законопроект № 18, он на трёх страницах, и он перевнесён 3 июня. Я действительно считаю, что его можно оперативно доработать. Там есть целый ряд вопросов непонятных, просто надо получить на них определённые разъяснения. И в связи с этим хотел просто обратить внимание на то, что мы в трёх новациях, которые видим в законопроекте 18, первая новация меняем подход в плане размеров госпошлины, в какой-то части сейчас у нас две позиции: это госпошлина увеличивается, потому что в действующей редакции госпошлина не может быть свыше миллиона рублей, сейчас это ограничение снято. С другой стороны, нет госпошлины для вывоза предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии, то, что сейчас есть в действующей редакции, и, наверное, мы наверняка в комитетах получим заключение специалистов, и нам объяснят в итоге, в чём тут смысл, потому что я полагаю, семеро коллег, которые готовили законопроект № 18, они тоже не все работают в этой сфере, но предложена новая редакция, и раз такое и депутатское, и общественное внимание к этой теме, то я думаю, мы получим эти разъяснения. Кроме того, речь идет действительно о стимулировании развития негосударственных музеев и о праве временного вывоза негосударственными музеями ценностей за рубеж с последующим ввозом. Коллега Коломейцев (депутат фракции КПРФ в ГД – Прим. ред.) уже спрашивал, а если не ввезли, то какая за это ответственность, мы тоже эту тему посмотрим, но самое главное, это первая новация, с которой все начинали, о том, что негосударственные музеи приравнены к государственным, и наверняка это правильно, мы живем в другой экономике, и эту новацию однозначно надо поддержать. Единственное, что требуется определенная редакция, потому что получается здесь по тексту, что речь идет о культурных ценностях, которые ввозятся учреждениями, отнесенными к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации. Мне кажется, не об этом идет речь. Поэтому, законопроект № 18, я думаю, делает шаг вперед, и хотя бы минимальную задачу решает, но законопроект № 19 мы поддерживать не будем.
|