ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру связи и массовых коммуникаций РФ

11 мая 2016

11 мая в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров. Вопросы министру задали Дмитрий Ушаков, Виктор Шудегов, Федот Тумусов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Нилов.

Дмитрий Ушаков:

– Уважаемый Николай Анатольевич (Никифоров – Прим. ред.), как известно, в интернете можно найти всё. Если даже запрещённая судом информация сайта блокируется оператором, предоставляющим соответствующие телекоммуникационные услуги, все эти запреты можно легко обойти через специальные браузеры, например, такие как "Тор" и созданные на его основе плагины.

В так называемом теневом или "сером" интернете скрыто более восьми тысяч терабайт информации. И это по сравнению со всего 20-ю так называемого "открытого" интернета.

Ваши, я имею в виду министерства, действия в этом направлении по обеспечению безопасности информационной среды? Что вы разрабатываете? Какими мерами планируете исправлять сложившуюся ситуацию? И ваше видение баланса между тайной и частной перепиской, переговоров, информации и возможностью обхода запрета на доступ к информации, признанной опасной? Очень надеюсь, что это не меры по отмене тайной переписки, как сегодня широко обсуждается возможность тотальной прослушки работодателями своих работников. Спасибо.

Николай Никифоров:

– Большое спасибо.

Мне особенно понравилось, было приятно то, что вы употребили слово "баланс". Вот мне кажется, что пример защиты информации или открытия информации – это такая вечная технологическая гонка, почти гонка вооружений. Чем больше мы будем придумывать различных запретов, ограничений, реестров, блокировок, тем больше будет рождаться технологий, которые обходят эти блокировки, реестры, и это нормальный путь развития нашей цивилизации. Просто мы вступили в такую отчаянную технологическую гонку в части именно информационной среды, информационного общества.

Поэтому еще раз повторю, это будет постоянный процесс.

Что касается упомянутых вами систем, систем так называемого закрытого, серого интернета "Тор" и многих других, на самом деле, и в целом ряде стран, и в Российской Федерации ведутся работы для того, чтобы преступники, злоумышленники, которые используют эти системы для противоправных действий, для нарушения законов, для совершения преступлений, они всё равно, так или иначе, понесли наказание. Здесь не хочу, может быть, раскрывать какие-то ненужные подробности, но эта работа ведется. Конечно, эту работу нужно усиливать, нам нужны сильные программисты, сильные команды, которые способны реализовывать такие проекты.

Что касается необходимости последовательного регулирования, как вы сказали, к примеру, использования интернет-браузеров, многих других составляющих, я думаю, что поэтапно те или иные законодательные инициативы будут вноситься. Вообще в 2013, 2014, 2015 годах этих инициатив было много, здесь важно соблюдать тот самый баланс, о котором вы сказали. Этот баланс вряд ли можно очень точно сформулировать, опять же это всегда будет вопрос поиска золотой середины.

Считаю, что в Российской Федерации действительно соблюдены права и свободы с точки зрения доступа к телефонным разговорам, информации, самое главное, что все эти решения, которые принимаются, в том числе, в интересах правоохранительных органов, они всегда принимаются на основании решения судов. Вот это должно быть незыблемо, не должно быть каких-то исключений из этих правил. Мы всегда выступаем исключительно за судебную процедуру принятия этих решений, в том числе, кстати, и судебную процедуру принятия решений по всевозможным блокировкам. Обратите внимание, как у нас работает тот же антипиратский закон, казалось бы, понятно желание правообладателей заблокировать всё и вся немедленно здесь и сейчас, но в любом случае даже там применяется механизм, который работает через единое окно Мосгорсуда. Вот считаем, что этого принципа судебных решений с точки зрения доступа к информации нужно всегда придерживаться, а технологии всегда будут развиваться, меняться и, наверное, это даже хорошо, но нужно вот этот баланс соблюдать.

Виктор Шудегов:

– Уважаемый Николай Анатольевич, вашему предыдущему предшественнику я задавал вопрос, связанный с возможностью создания общедоступного телевизионного образовательно-молодёжного канала, чтобы все наши школьники, студенты, да и вообще просто представители молодёжи, а также учителя, родители, преподаватели вузов могли обсуждать там свои проблемы. Он ответил, что как только перейдём на цифру, эту проблему мы решим. На цифру мы перешли, как следует из сегодняшнего вашего выступления, а канала как не было, так и нет. И в то же время вы прекрасно знаете, что у нас существуют десятки каналов, которые ведут фактически антироссийскую, антивоспитательную пропаганду. Вопрос: будет ли у нас такой канал?

Спасибо.

Николай Никифоров:

– Наше министерство, оно всё-таки технологическое. Технологических проблем для запуска такого канала нет. Более того, я считаю, что серьёзную роль в условиях ограниченных бюджетных средств для решения этой задачи может сыграть "Общественное телевидение России", которое, кстати, входит в перечень обязательных общедоступных, оно входит у нас в первый мультиплекс, это большой, серьёзный федеральный информационный ресурс, его для этого можно использовать. И, кстати, именно "Общественное телевидение России" имеет максимальную долю таких программ образовательного, просветительского уклона, о которых вы сейчас упомянули. Поэтому, с одной стороны, инструмент для этого уже есть.

Создание отдельного телеканала технологически возможно. Вопрос: кто это делает и на какие средства это происходит. Сегодня, к сожалению, мы вынуждены постоянно сокращать финансирование даже наших действующих текущих программ. Сегодня нет никакой возможности запуска и выделения финансирования, разве что кроме спонсорских средств каких-то частных компаний, запуска и финансирования такого отдельного канала. Я считаю, что мы должны быть реалистами. Нам нужно сохранить то, что мы имеем, не разрушить. И для решения этой задачи предлагаю пока активно использовать "Общественное телевидение России". Обязательно переговорю с главным редактором. Думаю, что здесь какие-то компромиссные инициативы можно найти. Уверен, что они это поддержат. И еще раз повторю, именно "Общественное телевидение" – это один из десяти наших базовых федеральных телеканалов, которые можно принимать везде, он гарантированно присутствует и входит в перечень, утверждаемый указом Президента Российской Федерации. Давайте попробуем это сделать там.

Федот Тумусов:

– Уважаемый Николай Анатольевич! Вы прекрасно знаете, что сегодня жители Дальнего Востока, в том числе, и жители Якутии по сравнению с другими регионами находятся в цифровом неравенстве. Услуги, предоставляемые государством в электронном виде, для многих недоступны, начиная от участия в госзакупках, заканчивая телемедициной.

В то же время большая тройка операторов имеет частоты LTE, 4G и предоставляет только 2 мегабит в районные центры, а в села 64 килобит, но не на одного пользователя, а на весь населенный пункт.

На сегодняшний день именно спутниковая связь в К-диапазоне может дать до 100 мегабит для клиента, но проект практически сегодня заморожен и количество выделяемых ключей необходимо увеличить в десятки раз.

Бизнес готов вкладываться в развитие интернета, цифрового телевидения, радио, но везде ставятся препоны в пользу монополиста – "Ростелеком".

Уважаемый Николай Анатольевич, какие вам нужны полномочия, чтобы реально ликвидировать цифровое неравенство посредством повсеместного внедрения К-диапазона? Спасибо.

Николай Никифоров:

– Спутниковый интернет должен работать лишь там, куда не может дотянуться наземный кабель.

Якутия традиционно находится на особом контроле в нашем министерстве. В декабре 2012 года я помню, как в Якутске мы на большом городском стадионе, спортивном объекте, праздновали, как туда пришёл впервые кабельный проводной интернет, 300 тысяч жителей получили, это был самый крупный город без скоростного интернета.

В своём выступлении я анонсировал, что мы сейчас, по сути, завершили вместе с усилиями энергетиков, местных властей, прокладку волоконно-оптической линии связи от Якутска в сторону Мирного. И даже важно не то, что мы город Мирный подключаем, где у нас работают алмазодобытчики, около 35 тысяч, по-моему, население в этом городе, а то, что мы по пути подключаем огромное количество других населённых пунктов. И там, какой населённый пункт ни возьми, в каждом практически больше десяти тысяч человек проживает, это достаточно густонаселённая территория, и это тоже наземный кабель. А вот спутник должен работать там, куда кабель у нас никогда не дойдёт, это те территории, северней Якутска, и на самом деле проект активно реализуется.

Я вам уже докладывал сейчас, какое количество спутников связи мы запустили. Если вы сейчас зайдёте на наш сайт Минсвязь.ру, то вот прямо там сейчас висит новость о том, что мы анонсировали запуск наземного сегмента российской спутниковой системы высокоскоростного доступа в интернет, ввели в эксплуатацию. Этот диапазон есть, работает, спутников больше запустили. Проблема просто в другом, проблема в экономике, что спутниковый интернет всегда будет дороже и всегда будет медленней интернета кабельного.

И вы упомянули наших сотовых операторов, которые выставляют большую цену за 2 мегабита или за какую-то иную скорость, это же объективная цена. К сожалению, в этих территориях у нас много чего нет. Там нет железных дорог, нет дорог автомобильных, там можно добраться только вертолётом, поэтому, к сожалению, такие объективные параметры там будут. Чем больше мы подключаем по оптике крупных городов, тем больше спутникового ресурса мы высвобождаем. Мы же огромное количество ресурсов высвободили, когда подключили Якутск, огромное количество высвободим, когда сейчас подключим Магадан. Это произойдёт буквально в ближайшие месяцы и так далее, и так далее. Когда подключим Норильск, высвободим огромное количество ресурса, и весь он пойдёт уже на малые населённые пункты, там можно будет увеличить скорость доступа, и это, в каком-то смысле, скажется положительным образом.

Поэтому я не согласен, что этот проект не реализуется, не согласен с тем, что "Ростелеком" здесь какой-то монополист, как раз у "Ростелекома" нет никаких спутников. Спутники у "Газпром космические системы" и у нашего государственного предприятия "Космическая связь". Если у вас есть какая-то информация об отдельных перегибах на местах, тоже просьба нас информировать, мы с вами встречались несколько раз, рассматривали эти вопросы. Я знаю, что вы тоже держите этот вопрос на постоянном контроле и отрабатываете все конкретные жалобы избирателей. Давайте будем эту работу вместе дальше делать.

Олег Нилов:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Заместитель Председателя ГД – Прим. ред.). Уважаемый Николай Анатольевич! Уважаемые коллеги!

В зале Государственной Думы, пожалуй, только по вопросам бюджета, экономики, кризиса, разразившегося, небывалого, больше дискуссий, больше баталий и, действительно, раздражения депутатского корпуса. А вот второй темой является также максимальное неудовлетворение депутатов вопросами выработки и реализации государственной политики в области массовых коммуникаций и СМИ, прежде всего. Конечно, как вы сказали, у вас министерство технологическое, но если у вас в положении забита обязанность выработки и реализации, в том числе, государственной политики в области защиты и детей, и подростков от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, конечно, нам и спрашивать с вас. Может быть, действительно логичней было бы и правильней создать отдельное министерство. Министерство, прежде всего, идеологии, пропаганды наших ценностей и средств массовой информации, которые бы это обеспечивали, а не привязывать к вам в последних строках этого положения. Вот по уму нужно было бы так сделать. И, может быть, вам и нужно на Правительстве когда-нибудь стукнуть кулаком по столу и сказать, ну, доколи, доколи можно нести ответственность за всё.

Помните, как у Райкина, узкая специализация – к пуговицам претензии есть, то есть к кнопочкам. К кнопочкам нет претензий, а к тому, что за этими кнопочками, что с этих экранов льётся, колоссальные претензии депутатов. Мы об этом, в том числе, и хотим вам сказать, через вас Правительству, потому что мы понимаем, конечно, вопросами идеологии и пропаганды должен заниматься, если уж не первый человек в Правительстве, то и не второй, желательно. Поэтому мы вам это передаём с пониманием того, что спрашивать с вас сложно, а спрашивать надо.

Посмотрите, что происходит даже на государственных каналах? Абсолютное большинство времени эфирного посвящено различным ток-шоу, где грязь, преступность, проституция, наркомания, алкоголизм, и иногда это перемежается с гламурными какими-то вечерниками любимчиков федеральных каналов. Это же кошмар. Это величайшее раздражение у людей. Больше ничего не происходит.

А содержательных каких-то программ, программ, в которых показываются действительно героические люди, а они есть в стране, трудяги, военные. Вот этих программ как не было, так и нет. Происходит именно ретрансляция тех ценностей, которые когда-то 20 лет назад сюда привнесли участники перестройки и других преобразований в стране. И сейчас никаких выводов не делается. Вот очередной пример – "Евровидение" сейчас массово будет всю неделю показываться. Да, пожелаем нашему участнику хорошо выступить, но нужно ли это в таком объёме сегодня нам, где баланс?

Для примера могу сказать – фестиваль "Добровидение" будет проходить в Петербурге, где будут выступать именно носители нашей национальной культуры, на основе песенных, музыкальных традиций наших дедов, отцов. Ни один канал не заинтересовался, только ВВС. А почему ВВС заинтересовался? Потому что они понимают, что это тоже оружие, наше оружие, которое защищает может и посильнее, чем всё остальное оружие, которому мы сегодня, слава богу, уделяем большое внимание.

Я обращусь к вам, может быть, хотя бы в каком-нибудь интернет-варианте сможете помочь этому фестивалю, российскому фестивалю "Добровидение".

Ну и еще несколько слов о СМИ. Закон "Об ограничении иностранного капитала" обходится сплошь и рядом. Пример – турецкая компания "Хюрриет" продолжает владеть десятками региональных изданий и он-лайн ресурсами.

И, конечно, про дороги. На Правительстве же нужно ставить вопрос, если строится платная дорога, почему там не проводится волокно? Почему задаются вопросы, что нет связи, нет интернета? Это нужно принять постановлением Правительства. Нужно принять, давайте мы примем законом, но нельзя так "по-райкински" продолжать вести эту политику.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025