Дмитрий Ушаков о перераспределении доходов бюджета 11 мая 2016 На пленарном заседании Госдумы 11 мая от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Дмитрий Ушаков: Уважаемые коллеги, экономический пессимизм первого квартала нынешнего года отходит на второй план. Стабилизировавшаяся цена на нефть несколько снизила уровень тревожности у Правительства. Уже не так широко и открыто обсуждается возможное линейное сокращение федерального бюджета, о готовности которого Министр финансов Антон Силуанов не так давно заявлял. Социальные авансы и уступки со стороны правительства начинают играть первую роль. Однако совершенно нет никакой уверенности в том, что нынешняя стагнация даже при стабилизировавшейся цене на нефть поможет Правительству в полной мере обеспечить социальные выплаты, которые были обещаны в конце 2015 года и зафиксированы в антикризисном плане Правительства. В первую очередь, речь, конечно, идет о второй индексации пенсий и дальнейшем исполнении майских указов Президента о повышении зарплат бюджетникам. Росстат в марте зафиксировал трёхпроцентное снижение номинальной зарплаты. Это значит, что с учётом инфляции реальная зарплата ещё больше просела по сравнению с 2015 годом, и граждане продолжают нищать. А в 2015 году реальная зарплата упала на 10%. Только за март задолженность по зарплате увеличилась более чем на треть. Несмотря на оптимизм чиновников, последнее предложение Минэкономразвития о дальнейшем ограничении индексации пенсий и зарплат выглядит уже совсем издевательством над народом. Ограничение роста зарплаты, сокращение реальных пенсий в 2016-2017 годах, как предлагает Минэкономразвития, позволит выйти из рецессии и добиться роста в 4,5% к 2019 году. Но эти предложения не спасут страну от кризиса и стагнации. Это предложение вызывает у людей лишь раздражение и досаду. Я не понимаю, откуда Минэкономики черпает такие идеи. Для кого они? Для бюджетников? У нас, извините, и так уже силовикам и военным не всем проиндексировали довольствие. Бюджетникам повышают только на региональном уровне в соответствии с майскими указами Президента 2012 года. Но ещё целевые показатели всё равно не достигнуты даже с учётом манипуляций с методикой расчёта средней зарплаты. Если их ещё больше сокращать, как предлагает Минэкономразвития, это приведёт к полному коллапсу и такому сжатию платёжеспособного спроса, что у людей, которые уже проели большую часть своих сбережений, вообще не будет никакой уверенности в своём ближайшем будущем. Такие предложения противоречат как здравому смыслу, так и антикризисной программе Правительства, подписанной 1 марта. Как собираются увеличивать платёжеспособный спрос граждан? Как собираются раскачивать экономику, если у людей просто-напросто будут отсутствовать деньги? Тут напрашиваются два вывода. Первый. Такими заявлениями Минэкономразвития подталкивает людей к реализации предложения в прогнозе экономического развития, где сказано, что платёжеспособный спрос в связи с резким сокращением реальных доходов населения предлагается увеличивать за счёт потребительского кредитования, то есть предлагается ещё больше загнать людей в кредитную кабалу. Каким образом будут люди возвращать эти кредиты, похоже, Минэкономразвития совершенно не волнует. Мы с вами боремся с коллекторами, выбивающими долги методами тёмных 90-х, ратуем за финансовую грамотность населения, никак не можем решить проблему валютных ипотечников, а Минэкономики предлагает ещё больше раздавать заведомо тяжело возвратные кредиты, это просто нонсенс. Второй вывод, который напрашивается, такие заявления сделаны намеренно, чтобы Правительство "поругало" Минэкономразвития и не допустило реализации таких губительных идей, показав тем самым заботу о гражданах. Как бы то ни было, социального оптимизма у людей не прибавится ни в случае реализации предложений Минэкономразвития о неиндексации пенсий и зарплат, ни в случае отказа от этого предложения. Ведь даже в случае доиндексации пенсий, например, обещанной Правительством, до уровня инфляции 2015 года, эта доиндексация приведёт к увеличению на 600 руб. в месяц. Это просто нищенская прибавка, совершенно не отбивающая рост цен на продукты питания в магазинах и грядущее повышение тарифов на услуги ЖКХ. Для повышения качества жизни людей обсуждается возможность экономического укрупнения ряда регионов при наличии соответствующих обоснований. Но постойте, объединив два соседних бедных региона, мы не получим в итоге один богатый, а присоединив бедный регион к богатому, качество жизни в среднем упадёт, а не увеличится. В настоящее время диспропорции в территориальном развитии страны не преодолены, и разница в бюджетной обеспеченности между десятью наиболее и десятью наименее финансово обеспеченным регионами составляет почти шесть раз. 53% доходов в консолидированный бюджет страны поступает всего из 15 регионов, где проживает 42% населения. Простое перераспределение этих средств между бюджетными уровнями не решает вопросов развития, равно как и объединение богатых регионов с бедными. Если кому-то надо добавить, то у кого-то надо забрать, и общая сумма останется прежней. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" давно предлагает строить отношения между регионами и федеральным центром не на перераспределении денег, а на программах развития, не перераспределении налогов в пользу субъектов, а дополнительных отчислений в пользу регионов от налогов и сборов, зачисляемых в федеральный бюджет. Очень много говорится о необходимости дать возможность субъектам принимать больше решений на региональном уровне. Последние семь лет мы только говорим об этом. Небольшая часть работы в части пересмотра налоговых льгот уже сделана, однако этого недостаточно. Основные последние инициативы по наполнению региональных бюджетов и региональных дорожных фондов носят характер дополнительных поборов с населения. Только отшумел скандал с системой по взиманию платы за проезд большегрузов по дорогам федерального значения "Платон", как появляется аналогичная инициатива, но теперь уже по взиманию платы за проезд по региональным дорогам. Только Правительство протолкнуло второе за год повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, как самим же Правительством инициировано изъятие этих дополнительных средств у субъектов в пользу федерального бюджета. Да, сегодня мы будем рассматривать во втором чтении соответствующий законопроект по перераспределению доходов от повышения акцизов, но факт остается фактом. Да, во втором чтении это перераспределение было смягчено и больше половины суммы от повышения акцизов пойдут субъектам в региональные дорожные фонды. Однако больше половины это не вся сумма. В то время, как до недавнего времени вся сумма зачислялась в региональные бюджеты, о чем мы и спрашивали, и представитель Правительства подтверждал, когда рассматривалось второе повышение акцизов. Это не деньги регионов и не деньги федерального бюджета от повышения акцизов, это деньги граждан, которых обобрали внеочередным вторым за год повышением. То есть все граждане косвенно явились плательщиками этих акцизов и тем самым дополнительным источником поступлений средств в бюджетную систему и, по сути, несли дополнительное бремя кризиса. Мало того, что реальная зарплата упала, сбережения кончились, еще и платили больше. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" давно предлагает новые механизмы финансового оздоровления территорий, создающие стимулы к наращиванию собственной налогооблагаемой базы. Мы предлагаем меры по упорядочиванию всей системы межбюджетных отношений, обеспечивающей предсказуемость и прозрачность межбюджетных трансфертов. Необходимо снять с регионов обязанность по дополнительным расходам на оплату труда работников бюджетной сферы. Эти расходы должен нести федеральный бюджет. Мы предлагаем расширить инструментарий по сокращению государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга. Мы предлагаем предусмотреть пролонгацию, частичное списание бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета на частичное замещение коммерческих кредитов. Да, мы в прошлом году при рассмотрении бюджета приняли соответствующую смягчающую поправку, и все фракции Государственной Думы поддержали её. Необходимо задействовать налоговые и неналоговые меры по сокращению дефицита региональных бюджетов. Мы предлагаем разные меры, например, повысить отчисление в региональный бюджет от НДС до 25% от суммы налога на добавленную стоимость, собираемую в регионе. Предлагаем установить норматив отчислений в региональный бюджет от налога на добычу полезных ископаемых, собираемых в регионе: на уровне 25% для углеводородного сырья и 80% на другие виды сырья. Мы предлагаем зачислять в региональные бюджеты до 80% поступлений от водного налога, зачислять до 50% от суммы акцизов на легковые автомобили и мотоциклы, зачислять в региональные бюджеты до 50% от суммы акцизов на табачную продукцию, наконец, до 50% от суммы утилизационных сборов. Необходимо стремиться к повышению доли территориальных бюджетов в консолидированном бюджете страны и минимизации перераспределительных отношений между бюджетами различных уровней. Уважаемые коллеги, граждане не должны являться основным источником преодоления кризиса. У нас есть все меры, все методы и все полномочия для того, чтобы не допустить дальнейшего обнищания наших граждан.
|