Олег Пахолков о маловодье Волги и Дона 20 апреля 2016 На пленарном заседании Госдумы 20 апреля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Пахолков: Здравствуйте, уважаемый Александр Дмитриевич! Здравствуйте, коллеги! Тема моего выступления: большое маловодье двух главных рек страны Волги и Дона. На данный момент в этих реках уровень воды стремительно падает, по словам экспертов, речь идёт о крупномасштабной промышленной и экологической катастрофе. Видно это уже не только специалистам, это понимают и рядовые граждане. Нынешнее маловодье Волги и Дона называют крупнейшим за век. Здесь людям уже не хватает воды, порой даже для питья, для бесперебойной работы водоканалов. Перейдём к конкретике, то есть к цифрам. Как пример я представляю исследование экологов по одному из самых критических мест Цимлянскому водохранилищу, являющемуся частью гидроузла, соединяющего Волгу и Дон. Период маловодья Цимлянского водохранилища начался с 2009 года и продолжается уже восьмой год. В эти годы уровень воды в водохранилище ежегодно угрожающе приближался к отметке уровня мёртвого объёма, равного 31 метру по балтийской системе. Так, минимальный уровень по годам в указанный период составлял: в 2009 году 32 метра 68 сантиметров, в 2010-м уже 31 метр 78 сантиметров, в 2015 году 31 метр 16 сантиметров, то есть 13 сантиметров отделяли от уровня мёртвого объёма. В настоящее время, это время большой воды, уровень водохранилища составляет 33 метра 12 сантиметров, это около 50% от многолетней нормы. Следовательно, максимальный уровень воды не превысит 34 метра при минимальном уровне 36 метров, что означает фактически остановку судоходства между реками Волга и Дон уже в июле этого года. Работу по строительству соединения рек начал Пётр Первый, продолжали все последующие русские цари. Претворил это в жизнь Иосиф Сталин в 1952 году первой всесоюзной послевоенной стройкой, гигантским трудом и подвигом советского народа. Тогда мы сумели обнять Европу водными путями, что имело не только экономическое, но и огромное военно-стратегическое значение для государства. И вот в 2015 году из-за катастрофического маловодья были введены жёсткие ограничения для судов, их заполняли на 30-50%. Фактически они шли полупустыми и ползли по дну. Посадка судов на мель стала ежедневной практикой для моряков. Самой главной причиной маловодия рек называют недостаточность снегозалегания по причине глобального потепления. Конечно, это существенная проблема, но существуют и другие не менее значимые проблемы нехватки воды, связанные с жизнедеятельностью человека. Первая причина это заиление, заболачивание истоков. Притоки стали давать воды в два-пять раз меньше нормы. Причина прекращение работы земснарядов для очистки рек. Любой мост, любая даже небольшая плотина является естественной закупоркой реки, прекращает ледоход, который, как грейдер, каждую осень чистил реки, вырезая камыш, вырезая ил со дна. Понимая эти негативные последствия, в Советском Союзе при строительстве каждого мостового сооружения или плотины определяли количество часов работы земснарядов для нивелирования последствий. Например, при строительстве "Волгоградской ГЭС" было запущено сорок земснарядов в Волго-Ахтубинскую пойму. На сегодняшний день функционируют лишь два земснаряда вместо прежних сорока. И занимаются они добычей песка, а не реальной очисткой протоков. На данный период времени земснаряды практически прекратили свою работу. Во времена СССР на территории бассейна Дон функционировал завод по производству земснарядов, предназначенных для очистки воды. Вторая беда, являющаяся причиной заболачивания, сине-зелёные водоросли. Всех удивляет, откуда они появились, ведь после развала СССР и остановки многих промышленных предприятий экологическая ситуация резко улучшилась, но через небольшой промежуток времени ситуация стала резко ухудшаться. А основной причиной засорения наших рек этими водорослями являются бытовые (канализационные) выбросы в воду от частного сектора, это их основной корм. Огромное количество домов незаконно подключаются к ливнёвкам, канализационные отходы сливаются в водохранилища непосредственно людьми. Даже 30 частных домов в Воронеже было достаточно, чтобы случилась экологическая катастрофа в заливе Воронежского водохранилища. Это было крайне опасно для детей, играющих на берегу. В прошлом году было зафиксировано огромное количество прецедентов гибели домашних животных, которые вследствие питья воды из загрязнённой сине-зелёными водорослями реки получили несовместимые с жизнью ожоги гортани. Сине-зелёные водоросли сначала собирают всю грязь, а потом ложатся на дно в виде ила. В некоторых местах в течении реки Дон глубина ила достигает от одного до восьми метров. Ситуация приближается к тому, что ил поднимется на поверхность. Нужно заметить, что в Советском Союзе канализационный выброс в реку был серьёзным преступлением, поэтому сделать это было практически невозможно. В Европе это уголовно наказуемое деяние, в России это штраф физических лиц от 1 до 2 тысяч рублей с возмещением ущерба нанесённого окружающей среде, который в среднем не выходит за рамки 3-4 тысяч рублей. При этом одна автомойка может дать глобальный корм для сине-зелёных водорослей, а ведь эти автомойки в девяти из десяти случаев сливают реагенты, которые в свою очередь плодят сине-зелёные водоросли. В настоящее время в России фактически нет очистных сооружений, позволяющих нейтрализовать вред токсичных отходов от автомоек. Фактически сине-зелёные водоросли это продукт жизнедеятельности человека, который несёт ещё одну глобальную проблему нарастание ядовитого ила от 1 до 8 сантиметров в год. Соответственно, наши реки мелеют не только сверху, но и снизу, а попытка тронуть этот ил приведёт к вымиранию всего живого вокруг. Необходимо поэтапно ужесточать систему штрафов вплоть до уголовной ответственности. Одним из первых пострадал турбизнес: круизные теплоходы всё чаще попадают в мельевые ловушки и вынуждены заканчивать свой сезон не в то время, не в тех маршрутах как хотелось бы. А заболачиваемость рек и берегов сине-зелёными водорослями и вовсе лишило водоёмы привлекательности для туристов. В миллионном городе Ростове-на-Дону купаться невозможно уже 10 лет. Знаменитая песня "левый берег Дона, чайки у затона" осталась только в наших сердцах. Любая попытка зайти в воду может закончиться серьёзными последствиями для здоровья. Раньше базы отдыха в Ростове, к примеру, строились ближе к берегу, сейчас как можно дальше от него, дабы отдалиться от зловонной реки. Если мы действительно думаем, что можем вывести нашу страну на новый уровень экономики путём развития внутреннего туризма, не занимаясь очисткой рек, мы заблуждаемся. Наши водоёмы это кровеносные сосуды организма нашей страны. Разве может человек быть поистине здоров с зашлакованными сосудами? Биологические запасы рыбы снизились за последние несколько лет в десять раз. Более того, обмеление мелководий в прошлом году практически на нет свело естественное воспроизводство рыбы. Все естественные нерестилища остались без воды, рыба была вынуждена сбрасывать икру на глубине либо перерабатывать её себе в жир. В момент запуска Цимлянской ГЭС в 1952 году количество рыбы в Азовском Донском бассейне уменьшилось в десять раз. Для нивелирования данной ситуации было построено 10 рыбколхозов, занимающихся разведением малька. Раньше для получения квоты на отлов рыбы в обязательном порядке был не только финансовый взнос, но и подготовка нерестилища. Подготовка несложна, это уборка камыша и покос заливных полей. На сегодняшний день заливные поля распаханы, камыш никто не убирает. В природоохранной зоне уровень распахивания полей бесконтролен. Если мы говорим об экотуризме, рыбалка является одной из основных его частей. Так вот, мегарыболовство в Астрахани в этом году, увы, перестаёт быть таким с катастрофической скоростью. Причин обмеления сотни. То, что сегодня рассказал я, всего лишь вершина айсберга, и всё это, в основном, связано с жизнедеятельностью человека, а не с природными катаклизмами. Нам необходима настоящая государственная программа, а не разовые решения. Например, программа строительства Багаевского гидроузла стоимостью 22 миллиарда, возможно, решит проблему судоходства, но придётся пробивать русло от еловых отложений. Корабли по болоту плавать смогут, но всё живое погибнет не только на Дону, но и в Азовском море. Проблема глобальная и решать её необходимо комплексно. В постсоветский период система распалась. Теперь каждые несколько лет создают новые программы под разрозненным управлением, как, к примеру, та, о которой я только что рассказал, а должен быть единый, единожды сформированный системный план-график мер, которого бы придерживались все пользователи водного ресурса и не отступали от него. Только так мы сможем добиться каких-то изменений. В ином случае мы рискуем потерять великие реки навсегда, и нам будет стыдно смотреть будущим поколениям в глаза. Но от себя ещё хочу добавить то, что 25 лет мы безжалостно используем водные ресурсы и ничего не отдаём взамен. Мы просто уничтожаем наши реки и если будет так дальше, то ничем хорошим это не закончится. Спасибо.
|