Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру экономического развития Алексею Улюкаеву 16 марта 2016 16 марта в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступили Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев и заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации Вера Чистова. Вопросы Министру задали Дмитрий Ушаков, Александр Тарнавский, Юрий Селиванов. Дмитрий Ушаков: Уважаемый Алексей Валентинович (Улюкаев Прим. ред.), всё-таки хотелось бы услышать от вас ещё раз о принципиальных отличиях утверждённого антикризисного плана 2016 года от плана прошлогоднего, потому что, с точки зрения фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", новые идеи в антикризисном плане отсутствуют, и фактически повторяется в основном набор мер 2015 года. Но эти меры не решают проблемы системного кризиса и не отменяют необходимость структурных реформ. Отдельные и хорошо зарекомендовавшие себя меры по поддержке отраслей экономики антикризисный план Правительства повторяют в крайне сжатом и недостаточном виде. Те же самые программы развития реиндустриализации экономики разрабатываются годами, ещё более усугубляя технологическое отставание, а программные документы Правительства содержат цели, которые впоследствии обрастают такими критериями, что достижение этих целей становится труднореализуемым. Почему те же фундаментальные и принципиальные условия предоставления господдержки, скажем, не фиксируются в федеральном законе и отдаются на откуп подзаконным актам Правительства? Алексей Улюкаев: Спасибо. Я не могу с вами согласиться относительно содержания нынешнего плана. Что касается отличия, я назвал бы два базовых отличия. Первое. Что план в редакции 2015 года был, прежде всего, сориентирован на финансовый сектор. Вы помните там такие позиции, как докапитализация банковской системы через выпуск специальной программы облигаций федерального займа, поддержка ВЭБ через Фонд национального благосостояния и так далее. Они занимали основную часть финансового пакета. Сейчас эта часть полностью исключена, и сейчас все мероприятия программы сконцентрированы либо на реальном секторе экономики, либо на поддержке конкретных отраслей, либо конкретных инструментов, либо малого и среднего бизнеса, либо экспорта, и на социальной поддержке наиболее уязвимых слоев населения. Это первое. И второе. Вот как раз те структурные меры, о которых вы говорите, они в прошлогоднем плане отсутствовали полностью и нас за это, может быть, справедливо критиковали. А вот сейчас весь второй раздел плана, он больше по количеству мероприятий, по объёму, чем первый, который связан с оперативными мерами оперативного воздействия, он сориентирован на структурные меры среднесрочного характера, такие как снижение издержек в экономике, контроль и прозрачность работы естественных монополий, поддержка приоритетных направлений не через выдачу конкретных субсидий, а через обеспечение спроса, прежде всего, через выход на новые рынки, упрощение условий внешнеэкономической деятельности, снижение административного надзора, переход к рискоориентированному надзору и контролю, ограничение лимитов, реестров и исчерпывающих перечней для административной и надзорной деятельности, дополнительное развитие специальных инструментов налогообложения и инструментов по поддержке малого и среднего бизнеса, таких, как патентные механизмы, механизмы налоговых льгот, дальнейшее развитие институтов развития в виде особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, которое будет распространяться от прежде ориентации исключительно на районы Дальнего Востока на возможность их использования и в иных территориях Российской Федерации. Я думаю, что эта совокупность мер при должной реализации, безусловно, будет способствовать улучшению структуры экономики. Александр Тарнавский: Уважаемый Алексей Валентинович! Вчера помощник госсекретаря США Виктория Нуланд заявила: "Крым не будет российским, даже не мечтайте. А с санкциями советуем смириться, они теперь для вас навечно". Мы, депутаты Государственной Думы, отвечаем: "Крым наш и навсегда". А вот ваше министерство должно сделать то, что ему положено: успешно реализовывать крымскую ФЦП. В прошлом году, как вы знаете, были скандалы публичные, и работала Генпрокуратура, было представление, но там были свои причины. Но в этом году мы выделили на Крым только федеральных субсидий 53 млрд рублей, и не может такого быть, чтобы в этом году эти деньги до Крыма не дошли. Это моральный долг не только депутатов, но, мне кажется, ваш как министра. Согласны ли вы с этим? Спасибо. Алексей Улюкаев: Я с этим, безусловно, согласен. К сожалению, вы знаете, вот нельзя аплодировать одной рукой, нужны две руки хотя бы. Значит, нужно, чтобы на руке местных органов власти также была готовность и возможность отрабатывать соответствующие задания и требования. Я, безусловно, согласен, естественно, Крым наша земля, всегда была нашей и всегда будет нашей. И санкционный режим это то, к чему мы совершенно адаптировались как экономика, совершенно адаптировались. И, на самом деле, исчезнет он в этом году или через пять лет, или через десять лет, это не принципиально. А вот, действительно, реализация ФЦП вещь принципиальная. Так вот, там, где государственными заказчиками и исполнителями являются федеральные министерства и ведомства, речь идёт о транспортном переходе, о подъездных путях к транспортному переходу, об энергомосте, о мощности генерирующей, о сетевом хозяйстве, здесь у нас освоение высокое было по 2015 году. К сожалению, та часть средств, которая администрируется Советом министров Республики Крым и администрацией Севастополя это примерно 20 млрд рублей по прошлому году, почти полностью была перенесена на текущий год. Сейчас наши коллеги из местных органов власти заверяют, что они предприняли необходимые действия для того, чтобы догнать. Они должны это сделать до апреля. Вот совсем мало времени осталось, чтобы догнать это упущенное и эти суммы, чтобы не подлежали поднятию на единый счёт Федерального казначейства. Будем надеяться, что это будет сделано. Мы создали специальное учреждение дирекцию по реализации этой программы для того, чтобы на месте вместе с коллегами местными пообъектно работать, добиваться того, чтобы ПСД была правильно оформлена и земельные участники были должным образом определены. К сожалению, до сих пор здесь было немало неразберихи. Рассчитываем на то, что всё-таки в этом году ситуация принципиально изменится. Спасибо. Юрий Селиванов: Уважаемый Алексей Валентинович, согласно практике налогообложения в строительстве, с одного рубля строительных работ во все бюджеты отчисляется до 30%, то есть 30 копеек, а один рубль строительных работ активизирует до 10 рублей в смежных отраслях, которые позволят дополнительно увеличить поступления в консолидированный бюджет ещё на три рубля. Например, если Правительство выделит один триллион рублей на строительство жилья, то получит обратно от активизированных отраслей не менее трех триллионов рублей в консолидированный бюджет. Понятно, в федеральный будет меньше. Вопрос. Если вы согласны с этим простым законом экономики и строительства с мультипликативным эффектом, то почему бы не приступить к строительству жилья социального, арендного льготным категориям граждан, и получить развитие всех смежных отраслей, вернув вложенные деньги уже в течение этого же года? И эти доходы позволят запланировать увеличение социальных расходов. Алексей Улюкаев: Спасибо. Я с вами согласен, полностью согласен в постановке вопроса. Более того, я считаю, что поддержка строительства особенно хороша тем, что вы 100-процентно поддерживаете внутренний экономический рост. Если вы, например, стимулируете потребителя приобретать автомобили, то вы поддерживаете внутреннюю экономику только в объёме локализации, там на 40% локализовано, значит, на 40% поддерживаете внутреннюю экономику, а на 60% иностранную. В строительстве 100-процентная локализация. Поэтому это наиболее эффективный и правильный способ стимулирования экономического развития. И мы именно поэтому ввели эту программу поддержания ипотеки в самый сложный период в прошлом году. И обратите внимание, что у нас объём ввода жилья не упал в прошлом году. Вот вы говорили, меня упрекали, что я всё время будущими цифрами оперирую, я вот вам прошлые цифры: 84 млн квадратов, и в каких совершенно драматических условиях это было сделано? За счёт этой программы, потому что здесь и военная ипотека, и льготная ипотека, и базовая поддержка ипотеки. Конечно, есть тут специфическая сторона, связанная с тем, что нужно не только спрос ипотечный поддерживать, но и предложения это механизм кредитования застройщиков, он не в полной мере отработан, здесь нужен механизм распределения рисков и гарантий от возникающих рисков. Тем не менее, мы вместе с Минстроем над этим работаем. А по программе поддержки жилищного строительства, я уже сказал, в этом году дополнительно выделяется 16 млрд рублей, которые позволят надеяться, что и в этом году объёмы ввода жилья будут сопоставимы с тем, что у нас было в прошлом и в позапрошлом годах.
|