Александр Тарнавский о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ 15 марта 2016 15 марта Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 997996-6 "О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Александр Тарнавский: Вот я думаю, что развернувшаяся дискуссия является необычайно полезной, поскольку мы эту проблему, если это есть проблема, сейчас увидели в разных красках, и теперь более полно можем о ней говорить. Но сперва я, конечно, не могу не сказать, что наш докладчик Юрий Зубарев (заместитель Министра финансов Российской Федерации – Прим. ред.) необычайно профессиональный человек. Мы с ним работаем в еженедельном режиме. И в этом плане лично к нему претензий нет. Но поскольку он представляет Правительство, то, в общем, многие стрелы критики обращены в его адрес. Но я поэтому просил бы не воспринимать это в личностном качестве. А мы сейчас говорим о работе Правительства, притом, что не только Минфин определяет эту политику, а целый ряд ведомств, в том числе и Министерство экономического развития. Так вот первое. Что удивило и что напрягло? Вот проект пояснительной записки от Правительства. Эта мера, а мы говорим, и я хотел бы, прежде всего, говорить об отмене нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего приведение до 1 апреля 2016 года государственных программ в соответствии с законом о бюджете, отменить эту норму на один год. Возникает вопрос, почему на один год, зачем отменить? И когда смотришь пояснительную записку, там очень лаконично: "В связи с оптимизацией процедур корректировки госпрограмм и учитывая сложную экономическую ситуацию". Есть у нас такая мантра: меняются цены на нефть, они, видимо, падают и поэтому надо всё на всё править. Я, кстати, коллеги, могу и сейчас сказать, хотя говорить хотел об этом позднее, но, во-первых, давайте сравним ситуацию с прошлым годом. В этом году, как я понимаю, мы первые изменения в бюджет ждём не раньше конца апреля. После того, как премьер отчитается в Думе. Видимо, это будет в мае, а примем мы в июне. А что было в прошлом году? Насколько я помню, мы всё это делали в марте, в апреле. Значит, мы корректировки в бюджет делали раньше, чем собираемся делать в этом году. В прошлом году мы норму не отменяли. В этом зачем-то отменяем. На 1 марта по отчётности казначейства у нас практически есть баланс между расходной частью и доходной частью бюджета. Там показан дефицит порядка 100 миллиардов рублей. Он относительно невелик, и мы не очень понимаем, какой всё-таки дефицит будет и будет ли он. Тем более, когда все красиво говорят, что цены на нефть падают, но все почему-то здорово забывают, а бюджет-то на 2016 год по какому курсу рубля подсчитан? Напомню. Да, у нас бюджет этого года подсчитан 50 долларов за баррель, но по курсу рубля 61,5 рубля за доллар. Вот умножьте 50 на 60. Вот такие мы рублёвые поступления должны получить. И точно также вы можете посмотреть, что происходит сейчас. Курс или стоимость нефти меньше, зато какой курс доллара к рублю! Поэтому не так уж и великая разница по тому, что планировалось и тому, что сейчас мы имеем. И в связи с этим, помимо того, что сейчас цена на нефть стала отрастать и может пойти еще вверх, мы видим при этом, что работа над госпрограммами продолжается и не только в сторону сокращения. Я вот беру материал трехдневной давности: правительственная комиссия обсуждает (об этом говорит премьер-министр Дмитрий Медведев) государственную программу "Развитие Северо-Кавказского федерального округа". На этот год деньги оставлены, а на следующие годы в госпрограммы деньги добавляются. На какую сумму? На сумму свыше 117 миллиардов рублей. Неправильно сказать, что вот сейчас Правительство режет госпрограммы. Не режет, оно с ними работает, оно действует определенным образом, в том числе, в сторону увеличения стоимости этих государственных программ. Более того, мы, насколько я знаю, да и мы в комитете по бюджету знаем, что порядка 20 госпрограмм в высокой степени проработки и, возможно, в ближайшее время будут подписаны. Поэтому работа над госпрограммами идёт. И, конечно, в целом возникает вопрос: а зачем приводить вот норму "всё сделать до первого апреля"? Зачем её реализовывать? Может, такая норма не нужна? Но тогда вопрос возникает об исполнительской дисциплине, либо возникает вопрос: а вообще зачем этим заниматься, делать пустую работу? И тогда в целом надо поговорить: вообще эта норма насколько она нужна? Где тот баланс между необходимостью заниматься исполнительской и делать ненужную в огромном объеме бумаготворческую работу. Вот в этом есть проблема. И поэтому те сбои, о которых Надежда Максимова (член фракции "Единая Россия" в ГД – Прим. ред.), содокладчик, говорила о том, что прошлый год был провален. И, видимо, этот год ещё больше провален и вот находится путь такой, чтобы хотя бы эту тему убрать, он связан с тем, что что-то происходит не так. Да, действительно, мы пару лет назад приняли решение перейти на программный бюджет, оценка сейчас в зале этому дана. В заключении могу сказать следующее. Ещё у нас есть такой орган важный, который мы все уважаем и слушаем, это Счётная палата Российской Федерации. На этот законопроект, да, действительно, с одной стороны, она сказала: замечаний и предложений по законопроекту не имеется. Но вот, с другой стороны, в последнем абзаце она сделала немаловажную приписку. В своём заключении Счётная палата говорит: если мы примем этот законопроект, то тогда отмечаются риски невозможности объективной оценки результатов эффективности реализации госпрограмм на 2015 и 2016 годы в связи с отсутствием своевременных корректировок параметров госпрограмм, обеспечивающих их соответствие параметрам федерального закона о федеральном бюджете. То, что Счётная палата в связи с этим не сможет положить нам на стол объективную оценку выполнения госпрограмм, это факт, который должны мы иметь в виду, а в целом давайте над этой проблемой мыслить, начиная с того, что вообще эту норму снять либо требовать неуклонного её исполнения. Вопрос данный открыт, и давайте об этом помнить. Спасибо.
|