Закрыто ли "Дело" на 2,5 триллиона рублей? 27 февраля 2016 25 февраля корреспондент "Информ-24" Анна Козырева встретилась с Николаем Левичевым (СР) и попыталась выяснить подробности деятельности рабочей группы высокого уровня межведомственной комиссии по разработке методики оценки полноты собираемости таможенных платежей, последствия "разоблачения российской таможни" и чего ждать дальше. "Меняется что-то или нет? Каков ответ Правительства на доклад комиссии?" основные вопросы, которые звучали на встрече. Также был задан вопрос и о том, кто заменит его на посту руководителя комиссии сможет ли кто-то в Думе продолжить его "таможенное дело"? Напомним, 29 октября в газете "Аргументы Недели" вышла сенсационная статья под названием "Депутаты дошли до границы". В статье речь шла о письме руководителя рабочей группы Николая Левичева премьер-министру Дмитрию Медведеву, председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину и главе Контрольного управления президента Константину Чуйченко о том, что российская таможня наносит ущерб государственной казне в размере пятой части федеральной казны 2,5 трлн руб. в год. Именно такая цифра была названа в итоговом документе, подготовленном межведомственной комиссией во главе с вице-спикером Госдумы Николаем Левичевым. Судя по выводам комиссии, от государства именно прячут примерно пятую часть товара, пересекающего границы. Прошло около 3-х месяцев, и 15 января от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" новое обращение было направлено уже в адрес Президента РФ Владимира Путина. 28 января Президент, судя по резолюции на документе, дал поручение Дмитрию Медведеву и Сергею Иванову "рассмотреть" его. Сейчас с момента первого обращения в адрес Правительства прошло уже больше 4-х месяцев. 24 февраля Левичев избран членом ЦИК и готовится сложить с себя депутатские полномочия и, в том числе, полномочия руководителя рабочей группы высокого уровня межведомственной комиссии. Кор.: Николай Владимирович, работала осенью Ваша группа межведомственная. Николай Левичев (Н.Л.): Не осенью, а все лето. Кор.: - Осенью был готов большой доклад, больше 100 страниц, очень объемный, по ситуации с таможней. Н.Л.: Эта рабочая группа высокого уровня, как она была официально названа в переписке Государственной Думы и Правительства РФ, была создана по согласованию Председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина и Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева. В эту Рабочую группу Председатель Правительства персонально отрядил целый ряд руководителей высокого уровня на уровне заместителей министров или соответствующих ведомств, а Государственная Дума делегировала по два представителя от каждой парламентской фракции плюс мы привлекли экспертов Центрального Банка, аудиторов Счетной палаты и экспертов из институтов Российской Академии Наук. Задача была поставлена перед этой Рабочей группой разработать методику оценки полноты собираемости таможенных платежей. Я, как председатель, руководитель этой Рабочей группы, на первом же заседании Рабочей группы подчеркнул, что, во-первых, участие в этой Рабочей группе персонифицировано. То есть, Председатель Правительства не просто сказал, чтоб прислали кого-нибудь, а чтобы фамилия каждого была подписана. Понятно, что у нас жизнь "кипучая", я старался назначать заседания этой Рабочей группы под конец рабочего дня, чтобы людям не разбивать день, минимум за неделю до заседания информировал по мере готовности материалов, но, тем не менее, иногда вместо заместителя министра приходил начальник департамента или заместитель начальника департамента профильного. Я всегда подчеркивал, что мы признательны, чтобы информация всегда поступала о том, как идет работа, но в случае необходимости принятия решения путем голосования, считалось, что эти товарищи присутствуют с правом совещательного голоса. Поэтому, я тщательно следил, чтобы на каждом заседании, я сейчас говорю, на самом деле, очень важные вещи, на каждом заседании был кворум, чтобы все решения, которые принимались на каждом заседании, чтобы мы могли двигаться дальше, имели бы легитимный характер. И надо сказать, что мне удалось – это не похвальба, а понимание того, как мы вели дискуссии, все решения у нас в итоге принимались консенсусом. То есть, не было ни одного решения, против которого кто-то из присутствующих членов Рабочей группы возражал. Я это говорю потому, что с самого начала стало понятно, что политика Федеральной таможенной службы будет такая – по возможности игнорировать работу этой Рабочей группы, а впоследствии, результат ее работы попытаться дискредитировать и в публичном пространстве, и в межведомственной переписке. Поэтому, делегированная туда решением Председателя Правительства статс-секретарь заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Николаевна Голендеева ни разу не пришла на заседания комиссии. Более того, за те четыре месяца, которые мы работали, ни разу не вышла со мной на какой-то контакт личный, хотя неоднократно она прибывала в Государственную Думу для того, чтобы представить тот или иной законопроект. Быстро стало понятно, что это не случайность – это сознательная позиция, потому что два начальника управления по очереди иногда появлялись, а постоянно принимала участие, скажем так, представитель более низкого уровня, чем начальник управления. То есть, информация всегда в таможенную службу о том, что происходит в Рабочей группе, полностью поступала, а на мои запросы в Федеральную таможенную службу предоставить те или иные статистические материалы для работы находили реакцию очень специфическую – сначала было заявлено, что это материалы, носящие служебный характер, для служебного пользования, чуть ли не секретные, и могут быть переданы только лицу с соответствующим уровнем допуска по акту приема-передачи. Я проинформировал, что имею все необходимые допуски и готов подписать любой акт приема-передачи. Тем не менее, следующий ход был такой – на один из запрашиваемых материалов мы получили ответ, что материалы статистические прилагаются на диске, вставили диск в компьютер – диск оказался пустым... Делалось все для того, чтобы затянуть время, поэтому мне пришлось обращаться через Президента РФ за помощью в контрольное управление Президента РФ, после этого значительная часть статистических материалов нам была предоставлена, но не все. Все равно не все. Это я считаю необходимым рассказать о том, как это все делалось, потому что дальше начались инсинуации, что, дескать, не все учли, какие-то были предложения, которые не учли. Я прекрасно понимал, что каждое слово, произнесенное на заседании, должно быть зафиксировано. У нас по каждому заседанию полная стенограмма и после каждого заседания я и секретарь Рабочей группы, которого избрали, подписывали протокол. Поэтому я на любом уровне готов говорить, что все замечания, которые давали Центробанк, Федеральная таможенная служба, все предложения непосредственно по той методике, которая разрабатывалась, все обсуждались, частично принимались, частично отклонялись, но все это принималось консенсусом при полной легитимности заседаний. Кор.: Николай Владимирович, теперь к результатам перейдем, потому что мы все были шокированы, когда узнали, сколько теряется на таможне. Н.Л.: Результаты, действительно, оказались очень впечатляющие, потому что, нам удалось, во-первых, по методу зеркальной статистики выйти на оценку недополучения бюджетом платежей, которые по тогдашнему курсу 67 рублей за доллар за 2013 год, по которому мы брали в качестве пилотного расчета применение этой методики статистические данные, потому что они были в полном объеме и от Федеральной таможенной службы получены, и от таких международных институтов, как ООН, Всемирный Банк, и так далее. Все, что можно было анализировать, сравнивались таможенные данные по странам двадцатки, мы вводили поправочные коэффициенты. В пересчете на рубли это было бы эквивалентно, примерно, 2,5 триллионам рублей. Эта цифра была проверена по материалам, которые предоставил Центральный Банк. Это вообще оказались открытые данные, которые Счетная Палата и аудиторы получают каждый год и которые позволяют сделать, по крайней мере, вероятностную оценку масштаба этих потерь без напряженной работы "коллективного разума" Рабочей группы. Эти цифры, по порядку, совпали. У многих моих коллег – депутатов, представителей фракций, были позывы и дальше "шашкой рубить", но наша задача ограничивалась тем, чтобы разработать методику, применить эту методику пилотным образом к определенному объему статистических данных и предоставить это. Мы не можем выходить за рамки тех полномочий, которые нам были предоставлены, поэтому эти материалы были представлены в Счетную Палату, в Следственный Комитет, которым мы предлагали, в случае большого желания, копать и копать глубже. Мы могли подсказать где копать, могли подсказать, как копать. Ну, естественно, Председателю Правительству было направлено. Кор.: И в Аппарат Президента. Н.Л.: Это секрет Полишинеля. Сергей Михайлович Миронов передал лично в руки Владимиру Владимировичу Путину эти материалы. На основе этой нашей работы мы позволили себе высказать предложения как с этим бороться, указали на недостатки таможенного администрирования, отсутствие межотраслевой координации внешней экономической деятельности, информационной поддержки, в том числе субъектов экономической деятельности, что мы несем потери, что неэффективно используем внешнеэкономическую деятельность, неэффективно пополняем бюджет. Мы дополнительно внесли предложение – передо мной это письмо, с предложением рассмотреть возможность создания министерства внешнеэкономической деятельности. Поэтому, когда было принято решение о создании российского экспортного центра, когда было принято решение объединить фискальные возможности таможенной службы и Федеральной налоговой службы, я подумал, наверное, наш труд не пропал, и пусть это не сразу было передано судебно-следственным органам, но, во всяком случае, какой-то пересмотр существующего положения дел начался. Кор.: У меня очень простой вопрос – сейчас готовят и никак не могут подготовить антикризисный план. Причем, нам говорит Министр финансов Силуанов, что денег на антикризисный план нет. А тут Вы нашли 2,5 триллиона рублей, которые бери и трать на антикризисный план, если навести порядок... Н.Л.: Дело в том, что навести порядок надо уметь. Это, во-первых, а главное – нужно хотеть. Вот именно этого хотения мы со стороны, скажем, Федеральной таможенной службы пока не видим. Они готовы объяснять, почему, якобы, в этой методике не учли какие-то обстоятельства. Но, мы, во-первых, были четыре месяца открыты для общения и диалога. Кор.: У меня вопрос – они говорят, что 2,5 триллиона теряется – это слишком много, а сколько у них теряется? Н.Л.: Даже если мы ошиблись в два раза, в три раза, это все равно, грубо говоря, надо бросить все и заняться созданием так называемой электронной таможни. Потому что, мы видим, что уже так называемый "великий шелковый путь" начинает искать обходные пути, потому что никто не хочет связываться с Россией как транзитной страной не только потому, что расстояния большие и дороги еще не очень отстроены, а потому что непрозрачна эта процедура прохождения таможенных границ, прежде всего. Всем это хорошо известно, но воз пока и ныне там. Кор.: Скажите, пожалуйста, у Вас в отчете были конкретные данные: например, накануне 8 марта можем сказать, что по накладным все духи шли якобы французские, а это были не французские духи, а польские, но на самом деле, французские, просто так проще оформить. Н.Л.: Это самый пикантный пример. Всем известно, что существует понятие "серый импорт", когда какие-то составные комплектующие какого-то сложного оборудования оформляются как лом или гвозди. Когда мы приводили конкретный пример по конкретному таможенному терминалу, когда накануне зимнего сезона в Москву завезли огромное количество зимних шин, которые, якобы, были произведены не там, где они на самом деле произведены и оценены в несколько раз меньше, чем их реальная стоимость. Реальный рынок в этой нише был убит демпинговыми ценами тех, кто по заниженным таможенным ставкам ввез эту продукцию. Помните, было такое дело, его до сих пор вспоминают, Черкизовского рынка, когда там торговали не просто "серым" импортом, а "черным". Надо сказать, что та методика, которую мы разрабатывали и которую применяем, так называемую "чистую контрабанду" вообще не учитывает. Кор.: А если учесть? Н.Л.: Это немножко другая задача и рабочая группа другого уровня. Кор.: Ну, в принципе, Вы с этим не сталкивались? Н.Л.: Мы как потребители сталкиваемся много с чем. Но, еще раз говорю, что речь шла все-таки о тех товарах, которые проходят таможенную регистрацию. Потому что те, которые ввезены тайным образом и не облагаются никакими сборами и налогами, они в этой методике и не нуждаются. Кор.: Я понимаю, что они не участвуют, но может быть, какие-то разговоры были, сколько это еще процентов? Н.Л.: Я не хочу брать на себя какие-то экспертные оценки – достаточно экспертов в этой области. Есть экспертная оценка Центрального Банка, который пытается уже по внутрироссийским взаимным платежам, сопоставляя это с платежами в импортируемый товар, видеть, что товаров у нас обращается на большую сумму, чем к нам ввозят. Такие оценки тоже есть, но это "другая песня". Кор.: Я понимаю, что тоже "другая песня", когда, например, товары из Китая ввозятся сначала в Красноярский край, там все получают соответствующие деньги, потом на тот же самый товар правятся накладные, он ввозится в какую-нибудь область, например, Тульскую и так далее... Н.Л.: Много хитростей может быть. Речь шла о том, что официально пересекать таможенную границу, но по таким сложным схемам, где применяется либо занижение ставок таможенных платежей, либо специальные процедуры с оффшорными компаниями, так называемыми "прокладками", которые позволяют минимизировать цену товара при пересечении таможенной границы и так далее. Кор.: У Вас особый был раздел посвященный рыбе... Н.Л.: На самом деле, по 2013 году мы считали наиболее налогоемкие группы товаров. Мы не располагаем возможностями министерства, суперкомпьютером – и так это была большая работа. Взяли 15 групп товаров по экспорту, 16 групп товаров по импорту наиболее капиталоемких в плане возможных таможенных платежей и бюджета. И вот только по ним получилась уже такая серьезная сумма, которая, на мой взгляд, должна была бы заставить Правительство объявить "аврал" и предпринять какие-то срочные меры. Потому что те эксперты, которые работали, в том числе в течение многих лет в самой таможенной службе, и занимались созданием электронной таможни, но потом были оттуда уволены мы их тоже привлекали для консультаций. Они говорили о том, что было бы желание – ведь деньги на это выделялись последние годы из бюджета таможенной службы весьма значительные. Они уверяют, что достаточно было 4-5 месяцев для того, чтобы эта система заработала. Но, тем не менее, воз пока и ныне там... Кор.: Скажите, пожалуйста, а Вы не думали, может какой-то закон нужно срочно принимать, разрабатывать? Н.Л.: Жить по совести! Кор.: И не воровать! Н.Л.: Да. Кор.: Меня интересует, что-то с мертвой точки сдвинулось? Вы покидаете Госдуму – мы Вас поздравляем с новым назначением, Вы кому-то эти дела передаете? Кто-то будет за этим следить? Н.Л.: Безусловно. Эта Рабочая группа тоже не на ровном месте возникла. В течение почти трех лет при Комитете по транспорту был создан коалиционный совет. Межведомственный, очень представительный с точки зрения экспертов, которые занимались выявлением логистических проблем, которые очень тесно связаны с таможенными платежами и с возможностью превращения России в транспортный мост между Европой и Азией. Поэтому, информация о том, как это все на самом деле и почему это не так, как должно было быть, во многом была почерпнута из деятельности этого координационного совета. Поэтому, еще раз подчеркну – это не я сидел ночами с калькулятором, это большой творческий коллектив, который продолжает взаимодействовать. Сейчас Правительство делает попытку создать очередную рабочую группу для того, чтобы еще раз пересмотреть эту методику и, может быть, как-то оценить ее дееспособность. Но, поскольку там главным действующим лицом уже назначена созывающая эти заседания Федеральная таможенная служба, я подозреваю, процесс этот затянется. Но, еще раз повторю, что решение о том, что опыт налоговой службы, которая продемонстрировала Президенту способности администрирования в век информационных технологий и будет привлечена к расчетам таможенных платежей и созданию российского экспортного центра. Только что в Государственной Думе прошло заседание на тему необходимости законодательной поддержки высокотехнологичных экспортных товаров, которые необходимы нам для реальной диверсификации экономики для того, чтобы противостоять санкциям в этой кризисной ситуации. Будем надеяться, что "отряд не заметит потери бойца". Кор.: У меня другая оптимистическая концовка – как писал Нестор в "Повести временных лет": "Земля наша богата и обильна, порядка на ней нет" кажется, ничего не изменилось.... Н.Л.: Его нужно пытаться наводить, потому что иначе хаос будет брать верх. По материалам источников: Информ-24
|