Заткнуть за поиск 25 февраля 2016 Как стало известно "Ъ", в Госдуму внесены поправки к закону "Об информации, информтехнологиях и о защите информации" и к Кодексу об административных правонарушениях РФ, по которым крупные новостные агрегаторы фактически приравниваются к средствам массовой информации. В том числе вводится запрет на иностранное участие более 20%. В одном из крупнейших ресурсов подобного рода "Яндексе" "Ъ" заявили, что в случае принятия закона не смогут сохранить сервис по агрегации новостей. В среду в Госдуму внесены поправки к закону "Об информации, информтехнологиях и о защите информации", больше известному как "закон о блогерах", и к Административному кодексу. Проект вводит особый правовой режим для интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию (вводится новое понятие "новостной агрегатор"). Режим будет касаться агрегаторов с количеством пользователей более 1 млн в сутки. Вести их реестр поручено федеральному органу, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере СМИ (Роскомнадзор). Проект обязывает новостные агрегаторы "проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации", в том числе источником которой является СМИ, и предполагает внесудебное "принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации" по жалобе уполномоченных органов. Их перечень определит Правительство. Новостной агрегатор должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20%. Шесть месяцев дается на приведение структуры компании в соответствие с новыми требованиями законодательства. В течение шести месяцев компания обязана также хранить распространенную ею информацию. Ответственность (штрафы от 400 тыс. руб. для физических лиц и до 5 млн руб. для юридических лиц) агрегатор будет нести, если не убрал недостоверную информацию по требованию Роскомнадзора. "Мы заполняем юридический вакуум, он не касается СМИ, деятельность которых достаточно отрегулирована", пояснил "Ъ" один из авторов проекта член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", участник ОНФ Алексей Казаков. По его словам, "новостные агрегаторы" должны "ответственно" подходить к информации: либо перепечатывать авторитетные СМИ, которые проверяют информацию, либо нести ответственность за перепечатку. "Агрегаторы по влиятельности превосходят СМИ. Но мы не хотим создать им условия для некомфортной работы, поэтому право обратиться в Роскомнадзор даем только профильным ведомствам, а не гражданам", сказал "Ъ" господин Казаков. Он признает, что ресурсы с иностранным участием более 20% "мы потеряем на рынке". "Идеологические манипуляции имеют место, и мы должны их контролировать и минимизировать иностранное влияние", подчеркнул он. Господин Казаков отметил, что соцсети или ресурсы типа eBay или "Али-Бабы" подпадут под действие закона, только если заведут собственную ленту новостей, принудительно распространяемую всем пользователям, "отдельные новостные подписки не играют роли". По его словам, реестр таких ресурсов, который будет вести Роскомнадзор, дискуссий не вызовет, потому что регулятор "хорошо научился подсчитывать количество заходов". Напомним, в 2014 году "закон о блогерах" уже обязал авторов интернет-ресурсов с аудиторией "свыше 3 тыс. пользователей в сутки" регистрироваться в Роскомнадзоре и наложил ряд ограничений на содержимое ресурсов. Член фракции КПРФ Александр Ющенко подтвердил, что вносит законопроект в Госдуму совместно с господином Казаковым. Он сослался на социологические исследования, по которым около 60% пользователей черпают новости не через традиционные СМИ, а в поисковых программах и агрегаторах. "Такие ресурсы определяют новостную повестку, ранжируя новости. Эта функция требует той же ответственности, как у СМИ", отмечает он, подчеркивая, что недостоверность информации может быть связана и с "ангажированным размещением новостей" в топах. Кроме того, по его словам, иностранные социальные сети Twitter, Facebook в других странах уже тестируют собственные новостные сервисы, поэтому такая деятельность требует регулирования российскими законами. Глава думского Комитета по информационной политике Леонид Левин пока незнаком с деталями предложений коллег, но считает регулирование в этой сфере "актуальным". "Сегодня уже не важно, где появилось сообщение, важно, кем оно будет распространяться. Агрегаторы новостной информации играют серьезную роль, это сложно не замечать, в том числе и регуляторам", отметил он. "Растет роль социальных сетей как современных новостных сервисов. Пользователи интернета потребляют их продукцию, как газеты и телевидение в прошлом. Вместо электронной доски объявлений они превратились в высокотехнологичных распространителей новостного контента со своим программированием, сопоставимым с телевизионными каналами", сказал господин Левин "Ъ". По словам источника в Госдуме, под действие проекта подпадут до 30 крупных компаний: "Яндекс", Mail.ru, Google, Rambler, "ВКонтакте", "Спутник", Facebook, Twitter и др. <...>Источник: Коммерсант
|