ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Андрей Туманов провел в Госдуме круглый стол о положении в отрасли печатных СМИ и мерах по преодолению кризиса

09 февраля 2016

Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме, первый заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов провел в ГД круглый стол "О положении в отрасли печатных СМИ и мерах по преодолению кризиса".

Круглый стол организован фракцией "СР" в ГД совместно с НП "Ассоциация распространителей печатной продукции". В мероприятии приняли участие депутаты ГД, ведущие менеджеры медийных организаций, эксперты рынка прессы, представители книготорговых организаций, издательских домов и "Почты России".

По словам организаторов, необходимость проведения круглого стола обусловлена состоянием индустрии создания и распространения периодики и книжной продукции, так как проблемы, возникшие в экономике, сказались и на отрасли печатной продукции, показатели которой продолжают падать. Основными негативными факторами собравшиеся назвали углубление экономического кризиса, падение доходов населения, рост цен на бумагу, тарифов на подписку и ряд изменений в законодательстве, идущих в разрез с интересами потребителей и производителей.

Открывая заседание, Андрей Туманов отметил, что без СМИ не может быть гражданского общества.

"Гражданского общества без свободных СМИ не бывает. Поэтому, если чиновники делают вид, что не замечают проблемы, то они тем самым рушат гражданское общество, которое мы строим", – сказал он.

По его мнению, нельзя не учитывать то, что сейчас идет информационная война, а инструмент этих войн – те же самые СМИ.

Тем не менее, по данным экспертов, в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, объемы розничных продаж упали на 2,3%, суммарный тираж сократился на 15%, продажи по подписке – на 6%, а рынок рекламы в печатных СМИ снизился на 32%.

Кроме того, наблюдается падение интереса к чтению серьезных текстов, в первую очередь, на фоне легкого получения информации в интернете и неумения сочетать цифровые и бумажные носители. Почти половина взрослого населения не читает печатных книг вообще, и одна из причин – агрессивно высокие цены, сообщили выступающие. Но, по их словам, в тоже время, печатным СМИ население доверяет гораздо больше, чем информации из интернета, особенно в условиях информационной войны.

Участники круглого стола отметили также сокращение розничной торговой сети – количество киосков уменьшилось по стране в два раза, книжных магазинов стало меньше, чем в царской России, и таким образом, с уменьшением числа объектов реализации печатной продукции, ограничивается и возможность доступа населения к каналам информации. А это, по их мнению, проблемы системы управления – отсутствует единая политика государства в данной сфере.

Среди мер, которые могли бы поддержать отрасль, спикеры отметили изменение процента списания на затраты для нового издания, снижение НДС до 10%, размещение социальной рекламы в региональных и федеральных СМИ, фиксацию стоимости бумаги (сейчас стоимость бумаги составляет 60% от стоимости издания), отмену, пусть временно, пошлин на бумагу и расходные материалы, которые не производятся в России.

Кроме того, по мнению выступающих, роль рекламы в печатных СМИ крайне недооценена, но успешное взаимодействие с интернетом могло бы способствовать приходу рекламы в издательские дома и, в конечном счете, увеличению числа читателей.

Обсуждая проблему распространения печатной продукции, участники мероприятия отметили неоднородность числа розничных торговых точек по стране.

Исполнительный директор Союза издателей "ГИПП" Елена Шитикова затронула ситуацию с рекламой в прессе. "Что касается рекламы, говорить много не надо. Вы все знаете, что падение в прошлом году составило 32%, по отдельным изданиям реклама упала на 80%, – сообщила она. – Прежде всего мы обращались и обращаемся с единственной просьбой ко всем издателям изменить риторику и перестать заявлять о смерти прессы, об умирании и других процессах, страшных и негативных. Надо доказывать и читателям, и рекламодателям то, что пресса – это престижно и эффективно. Здесь на помощь готовы прийти медиаизмерители. Исследователи готовы сделать необходимые для нас выкладки для того, чтоб более эффективно продавать прессу. Но даром никто ничего делать не будет. Мы должны объединиться отраслью, собрать необходимые средства на эти исследования".

По словам Елены Шитиковой, в нашей стране доля прессы в медиамиксе составила около 8%, в то время, когда в западных странах эта доля доходит до 40%, при наличии всепроникающего интернета и телевидения. "Это никуда не годится, притом, что охват и эффективность рекламы в прессе подтверждается цифрами и серьезными исследованиями", – убеждена она.

"Цели, которые сейчас ставит перед собой профессиональное сообщество не очень достижимы, – подчеркнула выступающая. – Мы год боролись с отменой пошлин на бумагу, но мы не смогли никому доказать, что в России не производится множество кодов мелованной бумаги, а производимые в России объемы – недостаточны. Мы за полтора года встреч с Минэкономразвития и Минпромторгом смогли установить некоторые пошлины на уровне 5%, 4 марта они начнут действовать. Я вижу, что по налогам нам ситуацию изменить не получится. По сквозному НДС мы также не добьемся результата".

"Не надо питать иллюзий. Надо поставить цель вполне достижимую. Если мы можем добиться увеличения списания тиражей, значит надо всей отраслью взяться за этот решение этого вопроса. Если мы видим, что льготная ставка по страховым взносам действует на социальные услуги, а на СМИ не действует, то давайте настаивать на том, чтобы издательская отрасль, СМИ рассматривались в нашем государстве как работа в сфере социальных услуг, тогда, может быть, мы получим и льготную ставку, и система распространения прессы будет рассматриваться как распространение социальной услуги. Но это возможно сделать только в том случае, если отрасль будет представлять собой единую силу. Но этой единой силы нет", – отметила она.

"На встрече с рекламодателями мы постоянно слышим упреки в том, что у нас нет единой издательской отрасли. Кого вы сейчас представляете, кто за вами стоит? 80% тиражей? Но есть и другие 20%. Давайте объединим 100% тиражей, 100% издателей и единым фронтом пойдем разговаривать с властью. Тогда нас будут воспринимать серьезно", – заключила Елена Шитикова.

Депутат фракции "СР" в Госдуме, первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Александр Тарнавский, обратившись к собравшимся, сказал, что в отрасли необходимо создать профессиональную ассоциацию, которая должна со списком актуальных проблем, распределенным по приоритетам, обращаться в соответствующие властные инстанции.

"Надо сорганизоваться для того, чтобы расставить приоритеты и решать конкретные задачи. Это переговорный процесс, который решается в определенных форматах, и если организовать эту работу правильным образом, можно многие вопросы решить", – сообщил Александр Тарнавский.

"Мы открыты к сотрудничеству, давайте работать, давайте помогать друг другу. За печатным словом – будущее", – сказал, в свою очередь, в заключение круглого стола Андрей Туманов.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024