В Госдуме обсудят экономический рост в России 09 февраля 2016 Депутаты Госдумы совместно с Правительством, Центробанком, представителями бизнеса и общественными деятелями намерены обсудить тему экономического возрождения России. 12 февраля в Государственной Думе пройдут парламентские слушания "О первоочередных мерах Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Банка России по обеспечению экономического роста". Инициатор мероприятия думский Комитет по экономической политике. Среди приглашенных Министр экономического развития Алексей Улюкаев, зампред Центробанка Дмитрий Тулин, заместитель председателя Счетной палаты РФ Вера Чистова, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, президент РСПП Александр Шохин, президент "Опоры России" Александр Калинин, председатель Федерального межотраслевого совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. По информации "Известий", в мероприятии может принять участие и спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Глава думского Комитета по экономической политике Анатолий Аксаков пояснил, что, по мнению парламентариев, для выхода из кризиса необходима новая парадигма экономического развития, которую нужно выработать совместно всем заинтересованным сторонам, собравшимся на парламентских слушаниях. Первым шагом к новой экономической парадигме должно стать возвращение доверия бизнеса к власти. Нужно не только ужесточить ответственность чиновников контролирующих инстанций за нарушения законодательства, но и регулярно освещать в СМИ такие факты. Кроме того, считаю необходимым устранить избыточные госфункции в сфере регулирования бизнеса, если говорить о конкретике то своевременно было бы запретить создание ГУПов и МУПов в конкурентных сферах, таких как торговля и общественное питание, поскольку выгодоприобретателями могут быть должностные лица, курирующие соответствующую сферу, заявил Анатолий Аксаков. Глава Комитета по экономической политике уверен, что дискуссия пройдет в довольно жесткой форме. Он подчеркнул, что к экономическому блоку Правительства накопилось множество вопросов. По его словам, все их действия сводятся к "вялым попыткам локализовать потери в том или ином секторе экономики". Разумеется, нельзя отрицать, что реализация разработанных Правительством антикризисных мер позволила в некоторой степени смягчить ситуацию в экономике и социальной сфере в прошлом году, однако эти меры, по сути, были направлены на сохранение устаревшей парадигмы пассивного экономического роста, основанной на наращивании сырьевого экспорта, считает парламентарий. По его мнению, эта парадигма исчерпала себя еще 3–4 года назад, когда при стабильно высоких ценах на нефть сначала снизились темпы экономического роста, а затем началась стагнация экономики. Правильным шагом по возрождению экономики, по его мнению, было бы повысить норму инвестиций, которая составляет в России менее 20% (в Японии более 30%, Китае более 45%). Глава Комитета по экономической политике считает необходимым провести масштабную ревизию деятельности институтов развития. Так, начиная с 2005 года на функционирование этих институтов из федерального бюджета в общей сложности было выделено более 4 трлн. рублей. Вместе с тем, по его оценке, эффективность работы институтов развития представляется весьма спорной за 10 лет они так и не смогли обеспечить технологический и инновационный прорыв, тогда как зарубежный опыт работы институтов развития показывает, что для этого требуется в среднем 5–7 лет. В связи с этим необходимо приостановить бюджетное финансирование тех институтов развития, у которых среднегодовые расходы на собственное содержание превышают 5–6% среднегодового объема бюджетного финансирования на выполнение основных функций за период 2005–2015 годов, а деятельность получила отрицательную оценку по результатам независимой экспертизы. Что касается институтов развития, чья деятельность была в целом оценена положительно независимыми экспертами, то для каждого из таких институтов необходимо определить KPI, ориентировав их преимущественно на поддержку высокотехнологичных проектов в производственной сфере (в первую очередь, проектов с объемом инвестиций от 500 млн до 5 млрд рублей), пояснил свою позицию Анатолий Аксаков. Член Комитета ГД по экономической политике Елена Панина считает, что в нынешней ситуации необходимо сделать в экономике ставку на рост внутреннего потребления. У нас очень емкий внутренний рынок, и его нужно оживить. Речь идет не только о потребительском, но и об оптовом рынке товаров и услуг. Это примерно то, с чего начинал китайские реформы политик и реформатор Дэн Сяопин. Необходимо сконцентрировать ресурсы на стратегических приоритетах развития экономики. Их выбор должен базироваться на двух принципах: это те направления, где имеются серьезные технологические заделы и можно добиться быстрого эффекта, а также те, которые имеют множественные кооперационные связи. Такими приоритетами должны стать: авиастроение, космическая отрасль, химическая промышленность, биотехнологии, производство программного продукта, сельское хозяйство и сельхозпереработка, жилищное строительство. Некоторые отрасли дадут мощный эффект по кооперционным связям в смежных отраслях. К примеру, одно рабочее место в авиапромышленности это около десяти рабочих мест у смежников. В жилищном строительстве это соотношение 1 к 20. Также необходимо провести ревизию государственных программ и федеральных адресно-инвестиционных программ, сократив неэффективные, пояснила Елена Панина. Она считает, что необходимо также задействовать внутренние финансовые источники, которых в стране достаточно, не затрагивая при этом госрезервы, сократить госпрограммы, что даст существенную экономию бюджетных средств, и выпустить золотой займ (выпуск государственных ценных бумаг, обеспеченных монетарным золотом). Это позволит привлечь в развитие экономики внутренних ресурсов на 2,5 трлн рублей. И конечно, важнейшее условие это введение системы жесткого контроля за целевым использованием саккумулированных государственных ресурсов, введение экстраординарных мер по пресечению коррупционных действий и воровства. Такие механизмы имеются, и опыт разных стран это уже доказал, отметила Елена Панина. Приглашенные эксперты и представители бизнеса также представят свои точки зрения и предложения о мерах по улучшению состояния экономики России. Так, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов представит участникам парламентских слушаний свою комплексную программу "Экономики роста". Документ базируется на уходе от сырьевой зависимости, создании новых источников доходов государства с опорой на частные промышленные предприятия. Наши предложения касаются денежно-кредитной, налоговой и тарифной политики, а также подхода к администрированию бизнеса. Один из ключевых моментов обеспечение бизнеса длинными и дешевыми кредитами, но все эти меры обязательно нужно рассматривать в комплексе, рассказали в пресс-службе Бориса Титова. Эксперты полагают, что какими бы разумными ни были внесенные участниками слушаний предложения, быстро реализовать их не получится. Как не стоит и ожидать экономического роста в этом году. Выход на уверенный режим экономического роста возможен только в 2017 году, однако это будет зависеть не только о того, как мы приспособимся к внешним шокам и стрессам, но и от содержания антикризисного плана и бюджетных корректировок 2016 года, показатели которых и должны давать общую рамку восстановления экономического роста, считает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. По его мнению, оперативные меры заключаются в том, чтобы продержаться и не дестабилизировать государственные финансы в 2016 году, создавая основу для управления рисками 2017–2018 годов. Основные условия для роста меры структурно-политической поддержки, а также четкая политика Центробанка. Если нам удастся в этом году выйти на инфляцию около 8%, то это уже экономика, которая позволяет снижать кредитные ставки и включать инвестиционный мотор, всё остальное это меры сослагательного наклонения, подчеркнул Никита Масленников. Источник: Известия
|