Валерий Черешнев: стратегия научно-технической политики в России должна быть приравнена к стратегии национальной безопасности 27 января 2016 На пленарном заседании Госдумы 27 января от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с пятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Черешнев: Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич (Жуков Первый Заместитель Председателя Госдумы Прим. ред.), Иван Иванович (Мельников, Заместитель Председателя Госдумы Прим. ред.), глубокоуважаемые коллеги! Всего осталось 10 дней до Дня российской науки, это будет 8 февраля, в региональную неделю, поэтому забегаю несколько вперед, хочу всех поздравить с этим днем и напомнить, что по уже сложившейся традиции в этот день Президент в Кремле вручит государственные премии молодым ученым. Будет целый ряд мероприятий. Сергей Евгеньевич Нарышкин (Председатель Госдумы Прим. ред.) встретится с Президиумом Российской академии наук и с молодыми учеными Российской академии наук, в частности, только что получившими звание профессора Российской академии наук. Но это ещё предстоит. А вот неделю назад состоялся Совет по науке и образованию при Президенте Российской Федерации, и посвящен он был научно-технической политике в нашей стране. Ну, а сегодня будет ежегодный отчет Министра образования и науки Дмитрия Викторовича Ливанова, и мы вновь услышим о том, на каком этапе стоит не только образование в стране, но и научные исследования. Поэтому, тем более важно поговорить сегодня о некоторых проблемах науки, о промежуточном этапе, потому что в недавнем своем Послании в декабре Владимир Владимирович Путин сказал, что Россия не может позволить себе быть уязвимой. Мы должны быть сильными в экономике, в науке, в технологиях и в профессиональных компетенциях. И вот с этих позиций я бы и хотел поговорить сегодня о состоянии научно-технического комплекса страны, комплекса, который находится, по оценке всего международного и нашего сообщества, в состоянии глубочайшей перезагрузки, в состоянии глубочайшего переформатирования, причем оценки этих процессов неоднозначны: от полного признания до полного отвержения. Я не буду говорить о крайних здесь точках зрения, а постараюсь сосредоточить внимание на крупных проблемных вопросах, поскольку, повторяю, мелочи, они всегда крайние, и тут можно говорить об очень и очень многом. Если в целом сказать, каково сегодня состояние научно-технического комплекса, то те процессы, которые проходят в научно-технической политике, в инновационной политике, в системе управления наукой, не могут не вызывать обеспокоенность, озабоченность научного сообщества. Почему? Да потому что в последние 20 лет Россия утратила роль международного лидера в научных исследованиях. По многим показателям. Инновационная политика отстаёт, и вчера экспертный совет это подчеркнул, при премьер-министре Дмитрии Анатольевиче Медведеве. Надо находить какие-то новые пути, ну, буксует, не идёт процесс научно-технической политики в этом направлении. Далее. Никак не можем привлечь бизнес к финансированию научных исследований. От этого инновационная планка, конечно, только понижается. В основном научные исследования финансирует государство, что недопустимо, поскольку бизнес должен вкладываться. Обновление аппаратурного парка, строительство новых научных учреждений, компетенции, всё это в мире связано с бизнесом, который заинтересован в том, чтобы развиваться, а без науки этого не может быть. И поэтому вот те процессы, которые сегодня связаны с быстрым импортозамещением, они тоже забуксовали. А почему? А кадровый потенциал где? Утрачен. Научно-технологические школы? Ушли. Всё с минусом. И поэтому, если пустить развитие по инерционному, линейному, стандартному сценарию, то прогноз явно пессимистический. Явно пессимизмом может всё закончиться, а мы этого допустить не можем, потому что это полная угроза национальной безопасности страны. И поэтому неслучайно Президент из совета в совет повторяет, что научно-техническая политика, её стратегия должна быть приравнена к стратегии национальной безопасности по важности этих документов. Ну, так самое главное, что сегодня выделяем? Кадры. Вновь главная проблема кадры. Если в мире у нас сегодня в среднем примерно восемь научных исследователей на тысячу работающих, больше всего в Финляндии 17, в нашей стране в 2000 году было восемь, сегодня 6,3, и есть тенденция к уменьшению. На последнем вот этом совете, о котором я сказал, Президент сказал, что у нас только 150 научных организаций могут быть названы ведущими, это 10 от всех организаций, как сказал Президент. Откуда это? Почему такое создалось? Это эхо начала 2000-х годов, когда Министерство образования и науки просто сменило политику, увеличив финансирование вузов и перестав финансировать, по сути, академические институты. То, что было гордостью страны 280 лет, то, что было первостепенным, главным научным образованием страны, стало второстепенным. Вот мы и пожинаем сегодня плоды. Поэтому, уважаемые коллеги, когда заканчивался Совет, Владимир Евгеньевич Фортов сказал, что 33 организации руководят сегодня наукой, распределяют деньги на науку. Координации между ними никакой. Он проанализировал, как президент Академии наук, все указы Министерства образования и науки или с его участием Правительства за последние 10 лет, около 20 указов. Итог ни один на сегодня не выполнен, потому что нигде не прописан механизм реализации этих указов и планов. Комментарии, как говорится, излишни. Благодарю за внимание.
|