Плач по дешевеющей нефти Сергей Миронов, 21 января 2016 Многие годы говорилось о том, что Россию надо снимать с "нефтяной иглы", что зацикливание на сырьевой модели рано или поздно обернется кризисом. Причем это было не только требование оппозиционных партий. Власть и сама на словах проявляла такую же озабоченность. Но бурный поток нефтедолларов, видимо, настолько застил глаза, что до структурных реформ, которые снизили бы зависимость от нефтяной конъюнктуры, дело так и не дошло. И вот сейчас, когда с наступлением 2016 года последовала целая череда обновления "нефтяных минимумов" (а параллельно и очередных падений курса рубля) стало ясно: мы не слезаем с "нефтяной иглы", мы просто с грохотом и свистом слетаем с нее! Только что принятый голосами депутатов "Единой России" бюджет-2016, рассчитанный из стоимости 50 долларов за нефтяной баррель, как и следовало ожидать, сразу обнаружил свои ущербность и нереалистичность. Спрашивается: разве не об этом в конце 2015-го предупреждали власть депутаты фракции СР, выдвигая иные альтернативные предложения по бюджету? Именно об этом! Очень жаль, что нас не захотели слушать. Мы опустились на дно, но снизу постучали. Больше всего огорчает не сам кризис. В конце концов, Россия и не из таких испытаний выходила. Больше всего удручает упертость апологетов либерально монетаристской политики в своих ошибках, их нежелание признавать очевидные провалы и воспринимать идеи, способные переломить ситуацию к лучшему. Ярким свидетельством всего этого стал недавний Гайдаровский форум 2016. Чего только не прозвучало в ходе него из уст правительственных чиновников и провластных экспертов! Были глубокомысленные сентенции в духе "Цены на нефть непременно вырастут, если только не упадут". Были страшилки про возможное повторение дефолта 1998-го. Были странные высказывания про то, что идею "социального государства" надо, мол, отложить на будущее, когда возобновится экономический рост. Как будто "социальное государство" это благое пожелание, а не конституционное требование, обязательное к выполнению в любых обстоятельствах. А как же низок уровень прогнозов! Вспомним, как глава Минэкономразвития А. Улюкаев еще недавно уверял нас, что дна кризиса Россия достигла еще прошлым летом, а дальше, дескать, должно было начаться движение вверх. А вот на Гайдаровском форуме он уже принялся пророчить иное: мол, период низких цен на нефть может растянуться на десятилетия. Ну прямо как в известном анекдоте: "Когда мы опустились на самое дно, снизу постучали". В целом реакцию наших правительственных "гигантов мысли" на происходящее я бы охарактеризовал как "плач по дешевеющей нефти". С элементами показного бодрячества и одновременно непонимания: что же делать дальше? В одном из недавних интервью премьер-министр Дмитрий Медведев заверял, что у правительства, мол, имеются сценарии на все случаи: есть некий план "А", план "В" и даже план "С". Ну а на Гайдаровском форуме он уже попросту призывал "готовиться к худшему сценарию" и "жить по средствам". Беда в том, что все эти так называемые "планы" и "сценарии" опять же завязаны на цену пресловутого нефтяного барреля. Чем она ниже, тем сильнее хотят резать бюджет. Вот и вся логика! Сейчас обсуждается идея "секвестра": порубить все расходные статьи министерств и ведомств на 10%. Причем резать, судя по всему, предполагается механически. Без особого разбора где густо, а где пусто. Такой уж у нас нынче в ходу стиль управления! Триллионы, лежащие под носом Никто не спорит, что госрасходы в принципе надо сокращать и что сокращать, конечно, есть что. Нередко бюджетные средства работают не в государственных интересах. Чего стоит скандальное признание главы "Роснано" А. Чубайса во время предновогоднего корпоратива по поводу того, что в распоряжении госкорпорации "ну очень много денег!" Между тем из финансовой отчетности "Роснано" легко увидеть: доход там получен вовсе не от того, что изобрели что-то прорывное и уникальное. Вся прибыль результат банального прокручивания денег на банковских счетах и валютных спекуляций. На госсредства, выделявшиеся под развитие технологий, просто взяли и накупили долларов. А затем вознамерились из этой псевдоприбыли выплачивать двойные "бонусы" сотрудникам. Вот такого рода сомнительные "кубышки", образуемые в некоторых ведомствах и госкорпорациях, конечно же, следует выявлять, изымать и обращать на решение неотложных антикризисных задач. Напомню, кстати, что при рассмотрении бюджета-2016 фракция СР, основываясь на данных Счетной палаты РФ, поднимала вопрос о том, что наведение порядка с эффективностью госрасходов (т.е. пресечение практики воровства на откатах) способно было бы сэкономить до 800 млрд рублей. Обеспечение прозрачности госзакупок ( в частности, запрет ведения их через подставные фирмы) это еще потенциальные 1,5 трлн рублей. Ну а пресечение таможенных злоупотреблений (как подсчитано недавно экспертами рабочей группы, созданной в Госдуме по инициативе фракции СР) способно принести более 2 трлн рублей. Все эти триллионы лежат, что называется, под самым носом у правительства. Увы, пока мы на свои требования принять системные меры к скорейшему задействованию всех этих скрытых ресурсов внятных откликов так и не получили. Актуальность альтернативных решений все очевиднее Гражданам вешают лапшу на уши: мол, нынешняя социально-экономическая политика неизбежность, альтернативы ей якобы нет. Неправда! Альтернативы есть. Во-первых, следует более конкретно и последовательно работать над запуском механизмов экономического роста. И первым делом привести ключевую ставку Центробанка (а значит, и стоимость банковских кредитов) до такого размера, который бы не удушал реальный сектор экономики, а позволял ему развиваться. Ну а во-вторых, нужен, если хотите, "переворот в мозгах" правящей элиты, который бы заставил ее взглянуть на проблему источников пополнения бюджета в иной парадигме, нежели сейчас. В очередной раз хочу акцентировать внимание на давно выдвигаемой СР идее введения прогрессивной шкалы подоходного налога. Сегодня это уже не просто мера социальной справедливости, это и насущная антикризисная мера. Вариант прогрессии, предлагаемый нами, предусматривает повышенные ставки налога всего лишь для 1% россиян отнюдь не бедствующих, самых богатых. Но уже это принесло бы в казну более 1,5 трлн рублей. Серьезную отдачу для бюджета может дать и закон о роскоши. Если, конечно, не ограничивать его тем, к чему пока все свелось: к налогообложению лишь супердорогих авто, коих в стране считаные единицы. Нужна не профанация, а полноценный закон, охватывающий все виды роскоши и заставляющий сверхбогатых людей по справедливости платить обществу за свое сверхпотребление. Кризис так кризис! Давайте не бояться принимать жесткие решения, которые в том числе затрагивают интересы сильных мира сего. Мы в СР считаем, к примеру, что, учитывая сложность ситуации, вполне уместно пойти на отмену возмещения НДС экспортерам сырья, прежде всего нефти и газа. Это сразу дало бы в бюджет более 1,6 трлн рублей. Понятно, что нефтяные боссы были бы крайне недовольны. Так же как недовольными были бы "алкогольные короли", если бы власть решилась наконец принять еще одно наше давнее предложение о введении госмонополии на производство и оборот этилового спирта. Но уж извините: если пенсионеров заставляют затягивать пояса, то почему не сделать это же самое куда более богатым и благополучным? Как превратить "элитку" в элиту Сегодня за одно из "достижений" правительственные чиновники пытаются выдать уменьшение оттока капитала из России в 2015 году по сравнению с 2014-м. Действительно, если брать номинальные цифры, отток уменьшился: в 2014 году 150 млрд долларов утекло за рубеж. В 2015-м порядка 60. Вот только вряд ли в этом есть какая-то заслуга правительства. Независимые эксперты считают, что, во-первых, все, что можно, просто уже вывезено ранее. А во-вторых, стоит учитывать фактор обесценения национальной валюты. Если считать в долларах, капиталов вроде бы убегает меньше. Ну а если в рублях? Картина-то по-прежнему совсем не радужная! В этой связи стоит взыскательно посмотреть на то, что у нас происходит с деофшоризацией. Соответствующий пакет законов, который был призван запустить этот процесс, как известно, принят еще в конце 2014-го. Затем появилась пролоббированная крупным бизнесом идея так называемой амнистии капиталов. И что же получилось на сегодняшний день? Число крупных компаний, переведших свои активы под российскую юрисдикцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Ну а результаты амнистии капиталов просто аховые. В налоговые органы поступило чуть более 200 деклараций от собственников так называемых "контролируемых иностранных компаний". Смехотворная цифра, учитывая тот колоссальный масштаб капиталов, которые так и остаются спрятанными в офшорах! Как-то торопливо, без глубокого анализа причин провала налоговой амнистии, ее решили продлить еще на полгода. Как будто бы это что-то изменит! Как будто бы наша так называемая элита, которая давно насоздавала за рубежом "запасных аэродромов" и которую в народе все чаще презрительно называют "элиткой" (за эгоизм, алчность и игнорирование интересов родной страны), возьмет и непонятно с чего изменит свое мировоззрение и модель поведения: урывать все, что можно в России, и вывозить, вывозить, вывозить... Мы в СР считаем, что не надо пытаться призывать к совести этих офшорных толстосумов и ждать, что в них вдруг проснется чувство патриотизма. Все это пустые хлопоты! Гораздо эффективнее было бы последовательно выстраивать такую систему мер, при которой само ведение офшорного бизнеса в России в принципе становилось бы невыгодным. Чтобы это было себе дороже. Мы, в частности, предлагаем, лишить офшорные фирмы всех налоговых льгот и госзаказов. Весьма эффективным, на наш взгляд, было бы установление режима уплаты налогов по месту производства товара или услуги. Ну и наконец, самая простая, но и самая действенная мера это введение 20%-ного налога на вывоз капитала за рубеж. Замечу, что противники этой меры обычно начинают говорить о том, что это, мол, вредно для инвестиционного климата, может отпугнуть иностранных инвесторов и т.д. Но в условиях кризиса, в условиях западных санкций пора бы уж взглянуть на сложившиеся реалии иначе. Кто испугался, тот давно уже хапнул свое и убежал. Ну а те серьезные бизнесмены (как наши, так и иностранные), которые связывают именно с Россией долговременные планы, никуда не убегут, ибо прекрасно понимают перспективность российского рынка. Им налог на вывоз капитала не страшен. Дороже денег и золота Чем сложнее становится экономическая ситуация в стране, тем больше сомнений, что нынешний состав правительства РФ и в особенности его финансово-экономический блок способны вывести страну из нынешних трудностей. Они сами себя загнали в заколдованный круг, словно не понимая, что формальное следование монетаристским догматам и механическое урезание бюджетных расходов сейчас ведут лишь к падению внутреннего спроса, который и без того крайне слаб. Деградация внутреннего спроса, в свою очередь, ведет к еще большему торможению экономической активности и, как следствие, к необходимости новых и новых урезаний бюджета. И так далее по нисходящей спирали! Спору нет: стабильность финансовой системы это один из фундаментальных факторов. Но тут уместно вспомнить высказывание Франклина Рузвельта, который говорил во времена Великой депрессии, что когда речь идет о стабилизации финансов, надо непременно учитывать элемент, который куда важнее денег и важнее золота, это доверие людей. Очевидно, что доверия у нашего общества к нынешнему социально-экономическому курсу, выбрасывающему миллионы людей за черту бедности, становится все меньше. Вот почему идея формирования правительства народного доверия, состоящего из представителей разных конструктивных политических сил, что называется, носится в воздухе. Стране остро необходимо обновление управленческих кадров. Нужен приход в исполнительную власть когорты профессионалов-патриотов, способных действовать адекватно возрастающей сложности и масштабности задач. Задача задач кардинальное повышение качества госрегулирования экономики и проведение активной промышленной политики. Хватит уже молиться на нефтяной баррель, словно на некий идол, и шаманить о ниспослании высоких цен на нефть! В мире есть немало стран, которые никогда не имели природных залежей нефти и других энергоресурсов, и тем не менее это не мешает им успешно выстраивать благополучные и современные модели экономики. Вот и Россию надо превращать не только в ресурсодобывающую, но и в передовую промышленную, активно производящую и инновационную державу, которая жила бы надеждами не на приток нефтедолларов, а на самодостаточность, на трудолюбие и креативность своих граждан, на способность, во-первых, обеспечить саму себя всем необходимым, а во-вторых стать одним из мировых лидеров по производству и экспорту несырьевой (в первую очередь высокотехнологичной) продукции. Источник: Аргументы неделi
|