В Госдуме состоялось заседание Экспертного совета фракции "СР" на тему "Социально-экономическая политика: пути выхода из кризиса" 21 декабря 2015 Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в ГД Сергей Миронов принял участие в состоявшемся 21 декабря пленарном заседании Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" на тему "Социально-экономическая политика: пути выхода из кризиса". Ведущим мероприятия выступил первый заместитель руководителя фракции "СР" Михаил Емельянов. В заседании также приняли участие депутаты фракции "СР" в ГД, члены Экспертного совета, представители научного сообщества и общественных организаций. Открывая мероприятие, Сергей Миронов отметил, что в ходе заседания будут подведены итоги совместной работы фракции и Экспертного совета в уходящем году, и рассмотрены планы на будущее. "Будущий год это год выборов депутатов Государственной Думы. Для нашей партии и фракции важно, чтобы в грядущих планах были учтены наши программные наработки. На предстоящем съезде мы будем утверждать нашу предвыборную программу, и мы рассчитываем на то, что многие идеи будут сформулированы именно Экспертным советом", подчеркнул он. Как отметил Сергей Миронов, за последние два года, благодаря успешной работе, более половины всех законодательных инициатив, с которыми выступила фракция "СР" в ГД, были подготовлены при участии и по инициативе членов Экспертного совета. И в целом, по мнению депутата, работа Экспертного совета заслуживает положительных оценок. "Мы реалисты, и отдаем себе отчет в том, что возможно и не определим в этих стенах конкретные пути выхода из кризиса, но свою оценку тому, что сегодня делает или не делает Правительство, мы в праве дать. В том числе, и для рекомендаций. По итогам заседания я подготовлю обращение к руководству страны, где суммарно изложу все наши предложения и идеи, которые здесь прозвучат. Это обращение я направлю как Президенту РФ Владимиру Путину, так и Председателю Правительства Дмитрию Медведеву", рассказал он. По словам Михаила Емельянова, уходящий год был сложным, прежде всего, в экономической и социальной плоскости. "К сожалению, ситуация усугублялась тем, что Правительство, Центральный банк, наши экономические власти не помогали выходу из кризиса, а, зачастую, усугубляли его, сказал политик. Ключевая ставка неоправданно высока, она сжимает денежное предложение и делает кредиты очень дорогими. Политика Минфина, которая снижает потребительский спрос, инвестиционная политика способствовали не столько росту, сколько спаду российской экономики. Отсюда падение реальных доходов населения и уровня жизни". Академик РАН, директор Московской школы экономики МГУ Александр Некипелов остановился в своем выступлении на проблемах макроэкономической политики. "Ситуация в экономике очень серьезная, подчеркнул он. Мы знаем, с какими сложными проблемами сталкивается реальный сектор экономики, банковская сфера". Одна из главных проблем, по его словам, это высокая процентная ставка, которая является препятствием для нормального развития экономики. "ЦБ с прошлого года стал реализовывать линию на переход к плавающему курсу рубля и заявил о необходимости таргетирования инфляции. Что касается перехода к плавающему курсу, то это было правильным решением, потому что валютный коридор, который является мягкой разновидностью фиксированного курса рубля, было сложно поддерживать, не растрачивая быстро валютные резервы. Что касается таргетирования инфляции, то здесь в условиях нашей экономики с ее деформированным характером, которая очень зависит от внешних связей, игнорирование валютного курса и процентной ставки в рамках денежно-кредитной политики достаточно сомнительно, уверен академик. Можно проводить денежно-кредитную политику таким образом, чтобы добиваться оптимального сочетания нескольких показателей". Еще одну проблему экономики Александр Некипелов видит в том, что с 2006 года в РФ отказались от валютных ограничений, в том числе от ограничений по капитальным статьям платежного баланса, то есть у нас нет ограничений на движение краткосрочного спекулятивного капитала. "Если посмотреть на нашу статистику, то мы увидим, что все последние годы у нас существует актив по текущим статьям платежного баланса, то есть экспортируем мы больше, чем импортируем. Но в тоже время у нас наблюдался и наблюдается отток капитала из страны. И определенная часть этого оттока, дестабилизирующая часть, это движение краткосрочных средств", рассказал он. По его мнению, это странная позиция в то время, когда страна переживает серьезные проблемы. Аудитор Счетной палаты РФ Андрей Перчан рассказал, что по роду деятельности он контролирует Центральный Банк, кредитно-финансовые организации и состояние финансовых рынков, где существуют огромные резервы для проведения эффективной антикризисной политики и создания возможностей для развития экономики. "В области денежно-кредитной политики заложено много проблем, которые не дают развиваться реальному сектору экономики, подчеркнул он. Проведение умеренно жесткой кредитной политики связано с поддержанием процентных ставок на высоком уровне со снижением показателей прироста денежной массы и кредитования экономики. В сочетании с действием негативных внешних факторов, это ограничивает возможности улучшения экономической динамики". По словам Андрея Перчана, Счетная палата подчеркивает в своих отчетах, что в этих условиях большое значение имеет согласованность проводимой Правительством и ЦБ политики, но этой согласованности пока видно не видим. Депутат фракции "СР", член Комитета ГД по бюджету и налогам Дмитрий Ушаков прокомментировал проблемы федерального бюджета-2016. "В этом году мы наступаем на те же грабли, что и в ноябре 2014 года, когда рассматривали бюджет на 2015 год. Тогда уже было ясно, что прогноз макроэкономических показателей, заложенных в основу бюджета, что тогда, что сейчас, совершенно неадекватный. Уже тогда было понятно, что ЦБ проиграл борьбу за таргетирование инфляции. Когда в бюджет закладывали инфляцию в 5%, уже было понятно, что она будет двузначной. В этом году тоже самое закладываем 6,4%", рассказал депутат. По его словам, когда "СР" давала оценку федеральному бюджету, отмечалось, что бюджет на 2016 год это попытка Правительства переложить бремя кризиса на граждан и реальный сектор экономики. "В альтернативном бюджете, который подготовила фракция "СР", мы предложили меры, которые будут способствовать экономическому росту", заявил он. Депутат фракции "СР", первый заместитель председателя Комитета ГД по транспорту Михаил Брячак заявил, что с его точки зрения, финансово-экономический блок Правительства не справляется со своими обязанностями и неадекватно реагирует на события, которые происходят. "Наше Правительство не знает, сколько денег должен получить бюджет от внешнеэкономической деятельности по итогам года. На сегодняшний день та часть, которая определяет половину доходной части бюджета, непонятна нашему Правительству. Это может быть при полной бесхозяйственности и неспособности к рациональной эффективной деятельности", уверен он. По его словам, "СР" провела работу, которая позволяет проанализировать деятельность предыдущих лет и спрогнозировать развитие ситуации на последующие годы, в частности, объем дохода бюджета от внешнеэкономической деятельности. "По результатам этой работы выяснилось, что 2,5 трлн рублей украдено у бюджета из-за непоступивших таможенных платежей. Это отъемы высокого уровня коррупции, которые могут себе позволить руководители высшего уровня инстанций, где принимаются решения, рассказал он. Мы получили поддержку Президента, который назвал это обстоятельство в Послании Федеральному Собранию прямым воровством". Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, депутат фракции "СР" Валерий Гартунг остановился на том, что, по его мнению, нужно сделать для страны, чтобы поменять тренд развития экономики. Он согласился с предыдущими ораторами в том, что если навести порядок в таможенных платежах и отменить возврат НДС экспортерам сырья, дефицит бюджета был бы закрыт. Кроме того, Валерий Гартунг обратил внимание на еще одну норму, которая записана в бюджете "СР" в комплексе мер по переориентированию экономики. "Объем госзакупок составляет около 40 трлн рублей в год, при ВВП около 70 трлн рублей по этому году. Если мы на 3% снизим госзакупки, это 1 трлн 200 млрд рублей еще половина дефицита бюджета. Более 30% госзакупок, по данным Счетной палаты, происходит без соблюдении тендерных процедур, у единственного поставщика, поэтому никакого снижения стоимости не предусматривается. Практика конкурентных продаж лицензий на недропользование показывает, что начальная цена вырастает в сто раз. То есть, государство может получить в сто раз больше денег, если применяются тендерные процедуры. Поэтому утверждения о том, что в стране нет денег и необходимо урезать расходы на образование, здравоохранение, ограничивать индексацию пенсий, не индексировать зарплату бюджетникам, не основаны на реальных данных", сказал Валерий Гартунг. По его мнению, необходимо, чтобы у Правительства программные документы и действия сходились между собой. "Если мы не уберем коррупционную составляющую при принятии управленческих решений, мы так и будем идти, куда идем", убежден Валерий Гартунг. Председатель комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, депутат фракции "СР" Галина Хованская рассказала о вызовах, которые ожидают нас в следующем году. "Один из первых и всем известных это введение обязательного взноса на капитальный ремонт. Вопрос о том, кто, сколько и когда должен вносить эту плату. Второе это завершение приватизации и активизация процесса доприватизации жилья. Теперь собственнику придется платить налог не по остаточной стоимости собственности, а по кадастровой. Придется страховать свое жилье, потому что никто не отвечает за вашу собственность, если с ней что-то случится. Кроме того, у нас практически прекратилось строительство социального жилья, хотя пошел процесс по некоммерческому", рассказала она. Но, по словам Галины Хованской, наиболее остро стоит проблема капитального ремонта. "Я не призываю не платить это провокация. Но есть категории граждан, которые платить сегодня не должны. Есть дома, по которым не выполнены обязательства государства как бывшего наймодателя. Мы такую инициативу внесли, ее смысл когда отремонтируете или профинансируете, с этого момента мы готовы начинать платить. Другая категория если дом отремонтирован недавно, собственники также должны быть освобождены от платежей. Мы хотим также освободить от платежей людей старше 80-ти лет и частично инвалидов, и эта инициатива прошла третье чтение. Мы также обратились в Конституционный Суд для того, чтоб собственники могли быстрее выйти из "общего котла" по сбору на капремонт, рассказала Галина Хованская. Собственники, которые платят в "общий котел", платят за невыполненные обязательства государства и за текущие обязательства собственника муниципалитета субъекта". Председатель Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Гузель Улумбекова выделила определяющие моменты в сфере здравоохранения. "Мы должны достичь ожидаемой продолжительности жизни, о чем Президент России говорил в своих Указах, отметила она. Кроме того, в здравоохранении сложилась критическая ситуация растет смертность населения. Число умерших в нашей стране возросло за десять месяцев текущего года на 2%, а в Москве на 4% без учета приезжих. Также нарастает недовольство медицинских работников и пациентов ситуацией в здравоохранении, снижается количество государственных учреждений, врачей и коек в стационаре, то есть пропускная способность системы здравоохранения снижается, а число больных увеличивается. Сокращаются государственные расходы на здравоохранение". Кроме того, по словам спикера, существуют и внешние вызовы, их два. "Первое, если раньше сокращение объема бесплатной медицинской помощи мы могли компенсировать из своего кармана, то в ситуации реального снижения доходов население не сможет компенсировать снижение объемов бесплатной медицинской помощи. Второе, у нас растет число граждан нетрудоспособного возраста, то есть поток больных в систему здравоохранения увеличивается", сказала она. По ее мнению, меры, предпринимаемые Минздравом, говорят о полном непонимании ситуации в здравоохранении. "Я предлагаю, хотя бюджет уже принят, не снимать с повестки дня финансирование здравоохранения в сопоставимых ценах на уровне 2014 года. Где взять деньги? Необходимо заставить эффективно управлять отраслью и расставить приоритеты внутри бюджета", заявила Гузель Улумбекова. В заседании Экспертного совета также приняли участие сопредседатель "Московского экономического форума" Константин Бабкин, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, президент Центра системного прогнозирования Дмитрий Митяев, заместитель директора Института нового индустриального развития Константин Андрианов, экс-президент Российской академии образования Николай Никандров, заместитель председателя Комиссии по совершенствованию системы здравоохранения РФ Экспертного совета фракции "СР" Елена Сорокина, президент "Лиги пациентов", член Общественного совета и Этического Комитета при Минздраве РФ Александр Саверский, профессор факультета философии МГУ Валерий Расторгуев, профессор кафедры административного права Московского государственного университета им. О.Е. Кутафина Сергей Старостин, главный редактор журнала "Наша власть дела и люди" Александр Новиков, заведующий кафедрой прикладной социологии Финансового Университета при Правительстве РФ Алексей Зубец.
|