Дмитрий Ушаков об экономических итогах 2015 года и перспективах на 2016 год 18 декабря 2015 На пленарном заседании Госдумы 18 декабря от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Дмитрий Ушаков: Уважаемые коллеги, меньше полутора недель остаётся до наступления нового года. Самое время оглянуться назад и посмотреть, как мы прошли 2015 год, и что нам готовит год 2016. Негативные тенденции уходящего года глубокое падение валового внутреннего продукта на 3,7%, падение доходов населения на 10%, рост безработицы и увеличение численности малоимущих граждан оказали существенное влияние на падение потребительского спроса. Инвестиции в основной капитал упали на 5%, ухудшаются основные показатели в промышленности, задолженность по зарплате увеличилась на 11,5% главным образом из-за отсутствия собственных средств у предприятий. Но и откуда им взяться, если кризис банковского сектора только начинается, а ставка рефинансирования Центрального банка находится на запретительно высоком уровне. Сохранение высокой ставки объясняется борьбой с инфляцией, но давайте посмотрим правде в глаза: борясь с инфляцией, Центральный банк фактически парализовал кредитование реального сектора экономики. В 2015 году средневзвешенные ставки по кредитам нефинансовым организациям находились в диапазоне от 15% до 21%. Как предприятиям компенсировать высокую кредитную нагрузку? Только включая её в стоимость товара и перекладывая на потребителя, усиливая тем самым рост инфляции, которую Центральный банк пытается сдержать. Положительные тенденции уходящего года пожалуй, это только полная индексация пенсий и социальных пособий, и то в сравнении с 2016 годом, когда мы недоиндексируем пенсии; уменьшение внешнего долга частного сектора экономики и удержанный дефицит федерального бюджета в пределах 3% от ВВП; и свободное плавание рубля, которое все хвалят. Но давайте вспомним, в 2015 году курс рубля к доллару менялся с 68 руб. в январе до 49 руб. в конце мая, затем скачок до 70 руб. 90 копеек в середине августа и сегодня в конце второй декады декабря снова возврат на августовские позиции. Это не просто свободное плавание рубля, это свободное плавание в шторм. Центральный банк наблюдает за курсом, но непонятно, как можно допускать 40-процентные скачки национальной валюты даже с полугодовым лагом. При планировании бюджета на 2016 год мы фактически наступили на те же грабли, что и год назад при рассмотрении бюджета 2015 года. Совершенно очевидно, что прогноз по инфляции не оправдается. Снова инфляция будет выражена двузначным числом. Продолжающееся падение цены на нефть существенно влияет на курс рубля, что, в свою очередь, ведет к приросту инфляции. Отскоки рубля с 68 до 49 руб. за доллар в середине года не привели к соответствующему уменьшению уровня инфляции. Поэтому свободное плавание рубля и высокая ставка рефинансирования никак не помогут ЦБ сдержать инфляцию. В 2015 году Правительство и Центральный банк проиграли борьбу по таргетированию инфляции, а с учётом отсутствия изменений в проводимой бюджетной политике нет оснований считать, что запланированная на 2016 год инфляция в 6,4% будет достигнута. Год назад Правительство надеялось на то, что к концу 2016 года ситуация в экономике стабилизируется. Сейчас прогнозы уже сместились на середину-конец 2016 года. Откуда такой оптимизм? Экономика не прошла пик кризиса, мы как раз в середине кризиса и необходимо вырабатывать инструменты по преодолению стагнации и рецессии. Если ситуация стабилизировалась, тогда не нужны существенные объёмы зарезервированных средств в бюджете 2016 года. При фиксации нынешней экономической политики резервы могут закончиться уже в 2016 году, и в руках Правительства останется два инструмента либо печатный станок, либо дальнейшая девальвация рубля. Курсовая разница при дальнейшем обесценении рубля спасёт рублёвые объёмы резервов, однако оба указанных инструмента ставят крест на таргетировании инфляции в 6,4%. Не перераспределяя налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, не изменяя пропорции зачисления доходных источников в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации для обеспечения исполнения переданных расходных обязательств, невозможно сменить проводимую экономическую политику. Правительство как за каменной стеной поручения Президента о неповышении налоговой нагрузки отвергает все предложения по перераспределению налогового бремени. Но и тут Правительство искажает смысл поручения, само повышая неналоговую нагрузку пошлины, акцизы, утилизационный сбор, изменение порядка администрирования налогов, отмена льгот, новые платежи за вред, причиняемый большегрузами федеральным трассам, сегодня уже говорили, постоянно говорят об этом, всё это увеличивает неналоговую нагрузку на предприятия, что в конечном итоге отражается на возрастающей стоимости продукции и росте инфляции. По системе "Платон", неужели Правительству непонятно, что если, конечно, рассматривать только перевозку готовой продукции от производителя на прилавок магазина, сбор с большегрузов не сильно отразится на конечной стоимости товаров, добавив 1-2%. Но если рассматривать полную технологическую цепочку производства продукции от момента перевозки сырья до изготовления готового продукта и доставки его на прилавок магазина, то вклад сбора за "Платон" приведёт к удорожанию продукции не менее чем на 10-13%, что, конечно, будет переложено на плечи потребителей и приведёт к новому витку инфляции. Состояние региональных бюджетов в 2015 году значительно ухудшилось. Из федерального бюджета на замещение коммерческих кредитов выделено 310 миллиардов рублей. В 2016 году объём бюджетных кредитов остаётся на этом же уровне. Частичное замещение коммерческих кредитов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетными кредитами из федерального бюджета облегчает кредитную долговую нагрузку, положительно сказывается на исполнении всех, в первую очередь социальных обязательств субъектов Российской Федерации. Однако кардинальной смены парадигмы не происходит. Для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов в части мобилизации доходных источников и оптимизации бюджетных расходов требуется принятие ряда дополнительных мер. Во-первых, это пролонгация срока возврата выданных в текущем 2015 году бюджетных кредитов на сумму 123 млрд рублей на два-три года. Во-вторых, уже упомянутые мной изменения пропорций зачисления доходных источников в бюджетную систему Российской Федерации для обеспечения исполнения переданных расходных обязательств. Майские указы непосильным бременем легли на бюджеты регионов, увеличив и без того сильную несбалансированность бюджета субъектов. Правительство, понимая это, меняет методику расчёта средней зарплаты, в зависимости от которой поставлены размеры повышения зарплат бюджетников, и в два раза сокращает софинансирование из федерального бюджета. Меньше средняя зарплата в меньших объёмах нужно повышать зарплату бюджетникам. Соответственно, снимается нагрузка и на федеральный бюджет и на региональные бюджеты. Тезис Правительства о стабилизации экономической ситуации является преждевременным. Каждый день дешевеет рубль, растут цены на продукты, задерживаются зарплаты, регионы стонут от долговой нагрузки и нехватки доходных источников для исполнения расходных обязательств. Тезис Правительства, заложенный в бюджет 2016 года, о расширении потребительского спроса за счёт расширения кредитования населения вообще не выдерживает никакой критики. При просевших на 10% доходах граждан увеличивать долговую нагрузку на домашнее хозяйство путём привлечения кредитов это крайне нерациональное поведение. Долги придётся возвращать, а источники доходов у граждан сужаются, либо отсутствуют вовсе. Импортозамещение в 2015 году, фактически, не состоялось за исключением отдельных подотраслей сельского хозяйства. Были составлены программы в промышленности, требующие сотни миллиардов рублей бюджетного финансирования. Всего 20% от запланированных мероприятий финансируются в 2015 году. На 2016 год ситуация с финансированием намного хуже текущего года. И уже сейчас очевидна необходимость дополнительного отбора приоритетов по реализуемым мерам по импортозамещению в виду ограниченных бюджетных ресурсов. Выбор приоритетов, необходимый в процессе исполнения федерального бюджета 2016 года, снова поставил вопрос об уточнении макроэкономического прогноза. Высока вероятность того, что расходы федерального бюджета снова нужно будет сокращать на очередные 5%. И вот тут уже нужно будет сокращать неэффективные расходы в части взносов в уставные капиталы, в части материального стимулирования чиновников, в части расходов на капитальное строительство. А также искать дополнительные возможности привлечения заёмных средств на внешнем рынке, так как размещения долговых обязательств на внутреннем рынке уже достигли своего исторического максимума. Просто некому уже покупать наши бумаги. Потребуется чёткий выбор отраслей, поддержка которых является критической для целей формирования экономического роста. Мы имеем дело с вялотекущим системным кризисом и финансовым, и экономическим. В настоящее время происходит перераспределение доходов от стран-экспортёров сырьевых ресурсов, какой Россия, безусловно, является, к странам-импортёрам. И, чтобы остановить этот процесс, необходимы более решительные действия по смене экономического курса и перераспределению налогового бремени. Спасибо.
|