Дмитрий Ушаков: бюджет-2016 это попытка спасти экономику за счёт граждан 14 декабря 2015 О том, что представляет собой бюджет России на 2016 год, из чего он будет складываться и какую социально-экономическую обстановку стране спрогнозировало Правительство на ближайшую перспективу, "Парламентской газете" рассказал депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в ГД, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрий Ушаков. Дмитрий Владимирович, 9 декабря Совет Федерации одобрил бюджет на 2016 год. Чего ожидать нашим гражданам? Ведь набор цифр большинству из них, к сожалению, ни о чём не говорит. Работа над бюджетом шла тяжело. Всем депутатам пришлось заседать ежедневно в авральном режиме, чтобы качественно проработать весь документ. Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" традиционно подготовила свои предложения по альтернативному бюджету, ведь этот мы изначально не поддерживали. И причин на то было несколько. Главная из них это бюджет консервации накопленных проблем. В нём нет чётких приоритетов. Что вы имеете в виду? Всё просто. В качестве примера приведу заморозку накопительной части пенсии и неиндексацию её не на полный размер инфляции, а лишь на 4%, хотя инфляция по итогам 2015 года будет ближе к 13%. Также продолжаются неэффективные вложения в уставные капиталы различных организаций и монополий. Чтобы было яснее: есть ОАО "Особые экономические зоны". По итогам 2015 года у этого ОАО неиспользованные остатки ранее вложенных средств федерального бюджета за период с 2011 по настоящее время составили более 40 миллиардов рублей. То есть цели не были достигнуты и деньги не были израсходованы и не направлены в экономику. А теперь в бюджете на следующий год выделено ещё 5 миллиардов рублей этому ОАО. Нерациональное использование средств очевидно. А в это время множат свои кредиты регионы... Что будет с ними? Предполагалось, что на частичное замещение рыночных обязательств субъектов будет направлено 140 миллиардов рублей бюджетных кредитов. Мы предлагали увеличить их до 300 миллиардов рублей не ниже уровня 2015 года. С другой стороны, предполагалось, что в 2016 году все выданные в 2015 году бюджетные кредиты субъектам будут возвращены в федеральный бюджет. Но мы предлагали рассмотреть вопрос, если не о списании, то о пролонгации возвращения до 2017-2018 годов ранее выданных бюджетных кредитов на 123 миллиарда рублей. В 2016 году общие выплаты субъектов по коммерческим кредитам должны составить более 400 миллиардов рублей. Чтобы не допустить дефолтов, необходима помощь из федерального бюджета. Работникам бюджетной сферы можно будет рассчитывать на повышение зарплаты? Планировалось, что в 2016 году объём средств на частичную компенсацию повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в регионах составит 60 миллиардов рублей. А когда в Госдуму внесли на рассмотрение бюджет, сумма в нём уже была сокращена до 30 миллиардов. При этом в значительной части именно на бюджетах субъектах "висят" обязательства по повышению оплаты труда бюджетникам в соответствии с майскими указами Президента. Доходная база субъектов просела, и опять у них нет иного выхода, кроме как занимать и искать источники финансирования. Повышение зарплаты бюджетников поставлено в зависимость от средней зарплаты в регионе, а Правительство решило скорректировать методику расчёта средней зарплаты. Таким образом, зарплата повысится совсем не в тех размерах, как планировалось изначально. Как вы оцениваете распределение денег на оказание медицинской помощи россиянам? По-прежнему много вопросов по Фонду социального страхования, по Федеральному фонду ОМС, которые рассматриваются в совокупности с бюджетом. Правительство заставляет фонд остатки неизрасходованных к концу года средств направлять на покрытие дефицита это 27 миллиардов рублей. Кроме того, из бюджета ОМС изымается 91 и 93 миллиарда рублей. Первая сумма это дотации федеральному бюджету после исполнения всех обязательств Фондом ОМС. Мы рассчитали, что недофинансирование базовой программы ОМС составляет более 190 миллиардов рублей за последние несколько лет. И о каком исполнении обязательств Фондом ОМС может идти речь при таком недофинансировании, о каком изъятии тут можно говорить? Вторая сумма идёт на высокотехнологичную помощь, финансируемую из федерального бюджета. Деньги уходят из базовой программы, то есть объёмы оказания помощи одним больным уменьшаются за счёт оказания помощи другим. Как же реагировать на такие прогнозы? Честно говоря, нужно понять и принять тот факт, что при такой экономической политике лучше не будет. Денег в бюджете нет. У нас очень сильная зависимость объема доходов федерального бюджета от цен на нефть, и если цены на нефть не стабилизируются или не повысятся, лучше не станет. Что касается резервов у нас большая часть этих средств вложена в иностранную валюту и ценные бумаги. Увеличить объём резервов в нынешней ситуации возможно только дальнейшим обесценением рубля: курс вырастет, объём резервов увеличится. Вы согласны с мнением премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что одна из задач министра финансов в известной степени нагнетать страх и сгущать краски? Нет, не поддерживаю такую мысль. Глава Минфина РФ Антон Силуанов часто выступает в Госдуме, на заседаниях Комитета по бюджету и налогам, и я ни разу не увидел сгущения красок с его стороны. Ведомство, скорее, перестраховывается. Например, Правительство зарезервировало в федеральном бюджете 1,3 триллиона рублей. Зачем сначала было не ясно. В процессе работы над бюджетом выяснилось: Минфин посчитал, что в 2016 году есть большие риски того, что бюджет недополучит свыше триллиона рублей из запланированных доходов. И резервирование средств это и есть то самое страхование от рисков недополученных доходов. С другой стороны сложно понять такие высказывания представителей Правительства, как "дай Бог, у нас в экономике всё будет хорошо". Работа министров заключается в том, чтобы выявлять приоритеты в развитии экономики, а затем чётко им следовать. Пока же приоритет у Правительства мы видим один спасать экономику за счёт граждан. Получается, в первую очередь за счёт самых бедных? Да, в частности, за счёт пенсионеров. Особенно ущемлёнными оказываются работающие пенсионеры им и на 4%, как всем остальным, выплаты не будут индексироваться. Индексация на 4% обеспечит дополнительные 353 рубля в месяц к пенсии. И вот эти копейки, фактически, единственное достижение бюджета на 2016 год. Депутаты нашей фракции предлагали перераспределить бремя кризиса с граждан на экспортёров сырья. Если сейчас при низких ценах на нефть, отменив налоговый манёвр и скорректировав вывозные пошлины, можно привлечь дополнительно в бюджет более 190 миллиардов рублей. Самые существенные потери для федерального бюджета в части экспортеров сырья это льгота по НДС. Она возвращается компаниям в сумме более 1,7 триллиона рублей. А российским пенсионерам, чтобы немного поднять голову, нужно прибавить к пенсии по две тысячи рублей, и на это потребовалось бы всего 800 миллиардов рублей в год. Сначала нужно думать о гражданах, потом об экономике, а уж потом об экспортёрах сырья. В общем, бюджет 2016 года это ухудшенная версия бюджета 2015 года. Дмитрий Владимирович, отметьте, на ваш взгляд, достижения Госдумы в работе осенней сессии. Пока финальные оценки давать рано, осталось ещё четыре заседания. Одним из главных достижений за эту сессию считаю поправки к закону о капремонте, на которые Правительство с трудом, но согласилось. Я имею в виду 50-процентные льготы для определённых категорий граждан и освобождение от платы за капремонт россиян старше 80 лет. По материалам источников: Парламентская газета
|