Депутаты фракции "СР" выступили по законопроекту об утилизации самоходных машин и прицепов 01 декабря 2015 1 декабря Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона № 743455-6 "О внесении изменений в статью 241 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части обеспечения безопасной утилизации самоходных машин, прицепов к ним)". С докладом по данному законопроекту выступил председатель Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Василий Швецов. Анатолий Аксаков: Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Заместитель Председателя Госдумы Прим. ред.), уважаемые коллеги, данный законопроект направлен на обеспечение безопасности утилизации самоходных машин, сельскохозяйственных, лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники, прицепов к ним и колесным транспортным средствам. Предлагается ввести утилизационный сбор, который будет поступать в федеральный бюджет, и этот утилизационный сбор будет использоваться для компенсации соответствующим производителям, для того, чтобы они могли использовать эти средства, утилизируя соответствующую технику. Порядок утилизации самоходных машин и прицепов практически аналогичен тому порядку, который сегодня существует для колесных транспортных средств, и это позволяет унифицировать всю процедуру утилизации соответствующей техники. Данный законопроект будет способствовать цикличному обновлению парка самоходных машин и прицепов, планомерному выводу из эксплуатации уже отработавшей свой срок техники и будет препятствовать поступлению на российский рынок техники, бывшей в употреблении, зачастую поступающей таким образом, что она является опасной для использования. Прошу поддержать данный законопроект. Правительство его поддерживает, Правовое управление также. Спасибо за внимание. Василий Швецов: Уважаемые коллеги! Настоящий законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" с целью создания системы утилизации особого вида отходов – самоходных машин и прицепов к ним, сельскохозяйственной, лесохозяйственной, строительной, дорожной техники. Закон устанавливает опережающую форму создания системы безопасной утилизации техники, впервые выпускаемой в обращение на территории РФ: сначала обеспечивается финансовая база, на основе которой создается возможность промышленной утилизации указанных видов техники. Предлагается ввести механизм уплаты утилизационных сборов за всю поименованную технику, ввозимую в Россию или производимую в ней. Доходы от утилизационных сборов зачисляются в федеральный бюджет и служат базой для последующего расходования средств бюджета для компенсации затрат на утилизацию самоходных машин, строительной и дорожной техники. Введение утилизационного сбора позволит создать структуру утилизации самоходной техники, обеспечить экологическую безопасность, связанную с загрязнением атмосферного воздуха, почвы, токсическим воздействием на людей и поддержать отечественного производителя. Можно констатировать, что порядок утилизации самоходных машин практически, полностью позаимствован из разработанных и уже введенных в действие Правил уплаты утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств. Предлагаемая мера как никогда актуальна в условиях членства Российской Федерации в ВТО. Не секрет, что Всемирная торговая организация это структура, где каждая страна пытается законными методами защищать свои интересы. Однако членство России в ВТО предполагало и предполагает постепенное сокращение ставок ввозных таможенных пошлин на: - сельскохозяйственную технику: комбайны зерноуборочные с 15 до 5% сразу после присоединения; - строительно-дорожную технику: гусеничные бульдозеры с 10 до 5% в течение четырех лет; - лесозаготовительную технику: трелевочные тракторы с 5 до 2%, прочие с 15 до 10% в течение трех лет. Учитывая это, Российская Федерация обязана внедрить такие защитные механизмы, которые бы позволили сохранить отечественное производство. И одной из таких мер является введение утилизационных сборов. Эта мера не противоречит практике Всемирной торговой организации и позволит частично нивелировать негативный эффект от снижения ставок ввозных таможенных пошлин в связи со вступлением России в ВТО. Доля российской продукции в совокупном объёме продаж по основным видам строительно-дорожной и коммунальной техники на внутреннем рынке РФ в первом полугодии 2015 года составила всего около 42%. Приведу некоторые примеры по импорту самоходной техники в первом полугодии 2015 года: асфальтоукладчики – 96,2%, бульдозеры – 64,5%, катки – 96,5%, экскаваторы – 69,5%, причем доля б.у. техники составляет до 42%. А степень износа парка сельскохозяйственной, лесозаготовительной, строительно-дорожной техники составляет от 50% до 80%. Однако эту удручающую ситуацию можно еще исправить. Если мы введем утилизационный сбор, парк самоходной техники в большинстве своем будет обновляться за счет новой продукции, выпущенной на территории РФ. И одна из главных целей утилизационного сбора, помимо решения экологической проблемы как раз решение задачи по сокращению ввоза на территорию страны техники, бывшей в употреблении. Ведь реальный уровень ее надежности и безопасности в эксплуатации, а также затраты на ремонт, как правило отличаются от декларируемых продавцами. Данная мера станет одним из факторов создания справедливых условий конкуренции на российском рынке уже в рамках ВТО. К сожалению, несмотря на отчеты Правительства о реализации антикризисных мер, сегодня мы видим плачевные результаты – падение объемов промышленного производства. Так, производство экскаваторов в 2013 году составило 671 единицу, в 2014 – 595, падение 20%. В этом году падение в два раза. Кранов автомобильных: в прошлом году падение 40%, в этом году – в два раза. Автогрейдеров: в прошлом году падение 30%, в этом году – в два раза. Автобетоносмесителей: в прошлом году было падение в два раза, в этом году – в три раза. Загруженность российских предприятий составляет максимум 35%. Сегодня российскому товаропроизводителю от Правительства Российской Федерации нужно одно поддержка платежеспособного спроса на его продукцию. Для этого нужно закрыть свой рынок от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных компаний. Именно они завозят в нашу страну автохлам по демпинговым ценам, который давно уже и морально, и физически устарел. Это создает не только проблемы экологии, но и требует затрат на утилизацию не в отдаленной перспективе, а уже в ближайшие годы после ввоза. Ситуация не безнадежна, если принять своевременные меры. Есть хороший пример 20-процентного роста производства сельскохозяйственной техники в Ростсельмаше. Произошло это за счёт мер, которые Правительство предприняло по субсидированию закупки сельхозпроизводителями сельскохозяйственной техники российского производства. Кроме того, с 1 сентября 2012 года в РФ введен механизм утилизационного сбора колесных транспортных средствах. Он показал свою успешность, хорошо проработан и проверен на практике. А данный законопроект, позволяющий вздохнуть отечественному производителю, крутится в различных кабинетах Правительства и Думы уже более года. Все, и особенно производители понимают, что принятие такого закона крайне необходимо, в тоже время, проявляется недопустимая беспечность и нерасторопность. Ведь, приняв его в текущем году, мы могли бы уже в ближайшие годы, во-первых, довести рыночную долю самоходных машин производства Российской Федерации до 76%, во-вторых, получить дополнительные доходы в бюджет в размере 33 млрд рублей, и в-третьих, наконец-то, не просто декларировать намерения, а внести реальный вклад в поддержку нашего производителя.
|