Бюджет пустых карманов Сергей Миронов, 16 ноября 2015 Итак, правительственный проект федерального бюджета на 2016 год внесен в Госдуму, и депутаты начали работу над ним. В этот раз проект бюджета в Правительстве РФ рождался как-то уж по-особому мучительно и долго. В итоге на свет появился финансово-экономический документ, который, если и можно назвать "сбалансированным", то лишь сугубо бухгалтерски, но не политически и не стратегически. Об антисоциальной направленности бюджета-2016 за последнее время сказано и написано уже предостаточно. Я думаю, большинство читателей МК осведомлены о том, что в него закладывается сокращение расходов на образование, здравоохранение и ЖКХ. Что планируется многомиллиардная "экономия" на зарплатах учителей и врачей. Что проталкиваются постыдные идеи урезания до 4% (вместо положенных по Закону 12,2%) индексации пенсий, а также отказа от индексации их для работающих пенсионеров. И много прочего в том же духе. Для нашей фракции с этим проектом бюджета в общем-то все ясно. Конечно, мы будем активно участвовать в обсуждениях, будем пытаться проводить свои поправки, добиваясь хотя бы частичных улучшений. Но в целом, данное бюрократическое "творение" исправлению не подлежит. Правительственный проект бюджета гнил и несостоятелен по концептуальным подходам. Поэтому уже сегодня я могу твердо заявить: депутаты от СР не поддержат этот "бюджет пустых карманов". Наш голос будет однозначно "против"! Что нам говорят апологеты нынешней бюджетной политики? Это, дескать, кризис диктует столь "жесткие решения". Других вариантов нет, все делается вынужденно. Однако, в том-то и беда, что на самом деле никакой антикризисной направленности у правительственного бюджета нет. Не просматривается акцентов на возможные "точки роста". Не видно четкой стратегии реструктуризации экономики и иммортозамещения. Нет нестандартных решений по увеличению доходов бюджета. В сущности все сводится к сиюминутному и хаотичному "затыканию дыр". Причем, к затыканию с помощью тех средств, которые изъять проще всего. У тех, кто наиболее беззащитен, пенсионеров, бюджетников, малоимущих. В России ныне уже 23 млн человек живут за чертой бедности. К чему приведет планируемое урезание социальных расходов? Во-первых, к еще большему обнищанию населения. Во-вторых, к дальнейшему спаду покупательского спроса, который уже и без того подорван девальвацией рубля. Ну а, если продукцию не покупают, кто же станет ее производить? Следовательно, кто бы что ни говорил, но этот бюджет обрубает надежды на промышленный рост и рост ВВП. Замкнутый круг! "Денег нет и не будет!" это впору в качестве лозунга вывесить где-нибудь на здании Минфина или – чего уж там! – на самом Доме Правительства РФ. Впрочем, на мой взгляд, граждане России должны знать правду не только о том, что заложено или не заложено в тех или бюджетных статьях, но и о существовании вполне реальных альтернатив, которые Правительством Дмитрия Медведева и его политической опорой в лице партии "Единая Россия", к сожалению, неоправданно игнорируются. В реальности потенциальных источников пополнения казны – огромное множество, в том числе лежащих, что называется, под самым носом у Правительства. Возьмем хотя бы официальные данные Счетной палаты, согласно которым только наведение порядка с эффективностью госрасходов (а если сказать проше, пресечение воровства на откатах) способно было бы сэкономить до 800 млрд. рублей. Обеспечение прозрачности госзакупок (в частности, запрет ведения их через подставные фирмы) – это еще потенциальные 1,5 трлн. рублей. Вот бы на чем следовало в первую очередь сосредоточиться в кризисную пору! Есть и другие потенциальные источники. Мы, к примеру, предлагаем, учитывая сложность ситуации, пойти на отмену возмещения НДС экспортёрам сырья, прежде всего нефти и газа. Кстати, с экономической точки зрения это льготы неоправданные, потому что возмещение НДС призвано вообще-то стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции, а не сырья. Расчеты показывают, что предлагаемая нами мера принесла бы в бюджет более 1,6 трлн. рублей. Понятно, что сырьевые компании и их боссы были бы крайне недовольны. Но уж извините: если пенсионеров заставляют "затягивать пояса", то почему не сделать это и куда более богатым? Вопросов по поводу формирования бюджета-2016 у нас прибавилось в свете фактов, выявленных недавно Межведомственной рабочей группой Госдумы (созданной по инициативе фракции СР), в задачу которой входило проанализировать по специальной методике, как поступают в казну таможенные платежи. Собственно, суть методики проста: эксперты сравнивали таможенные данные официальной российской статистики и зарубежной. Что имеем на входе и выходе? Сколько отгруженного и полученного насчитали у нас и сколько за рубежом? Картина открылась поразительная, если не сказать скандальная. Наши данные по импорту ниже, чем в зарубежных учетных документах на 20%. По экспорту расхождение еще больше на 21%. То есть пятая часть экспортно-импортных потоков попросту не учитывается! Заткните эти дыры на границе, господа, наведите должный порядок, разворошите мафиозные гнезда, введите электронный документооборот, обеспечивающий полную прозрачность и должный контроль, и вот вам еще 2.5 трлн рублей доходов. А это, кстати, цифра макроэкономического масштаба. Считай, чуть ли не пол-Газпрома с его огромным оборотом! Недавно фракция СР провела в Госдуме "круглый стол", на котором депутаты и эксперты проработали возможные параметры альтернативного бюджета-2016. Кстати, наша фракция – единственная, которая готовит варианты альтернативных бюджетов ежегодно на протяжении многих лет. В этот раз мы особенно тщательно подошли к поиску дополнительных возможностей формирования доходной части. Скажем, на наш взгляд, пора уже всерьез заняться такой отраслью, как лесное хозяйство. Ну куда это годится, если Россия с ее 22 процентами мировых запасов леса получает от этого в бюджет в 6-7 раз меньше, чем маленькая Финляндия? Темпы рубки леса с каждым годом у нас все выше, а ставки за эту вырубку уже 8 лет как не пересматриваются. Барыши кое-кто заколачивает немеренные, а доходы, получаемые казной, практически какими были, такими и остаются. Или взять рыбную отрасль. На наших прилавках свежая, качественная и недорогая рыбная продукция явно в дефиците. Но при этом половина всего общероссийского улова гонится на экспорт. А государство еще зачем-то поощряет это: и тем же возвратом НДС, и 85-процентной скидкой по сбору за пользование водными биоресурсами. С какой, спрашивается, стати? Вот такие необоснованные льготы как раз следовало бы отменять, перераспределяя деньги в пользу тех, кто работает на российский рынок! В ХVIII веке был такой знаменитый французский экономист А. Тюрго, который оставил после себя яркий афоризм: "Дайте мне хорошую политику, и я вам дам хорошие финансы". Если исходить из подобной формулы, наше Правительство зашло в полный тупик со своей бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной и социальной политикой. И именно поэтому у него получается полный кавардак с финансами, а главный финансовый документ страны превращен в нечто подобное "тришкину кафтану", расползающемуся по всем швам. И чему, собственно, удивляться, если уровень компетентности некоторых министров крайне низок. Мы видим на многих ключевых постах убежденных, я бы сказал воинствующих либерал-монетаристов. Они усвоили определенные догмы, они умеют разводить пиар-шумиху вокруг своих, как правило, провальных псевдореформ, они навострились постоянно что-то "оптимизировать", "сокращать", "урезать". Но вот организовывать и проводить созидательные меры, реально улучшающие жизнь россиян, эти деятели, похоже, органически неспособны. Есть, впрочем, и еще одна беда, помимо непрофессионализма. Я имею в виду явную ангажированность значительной части нынешней политической и управленческой элиты интересами крупного бизнеса и прочих состоятельных групп и слоев. Сразу оговорюсь: мы не считаем, что богатый человек не может работать в составе Правительстве или в Парламенте. Может. Но при условии, что он идет во власть служить народу и отстаивать интересы государства, а не интересы собственной коммерции или какой-то бизнес-группировки. Проблема в том, что у нас во-первых, и в Правительстве и в "партии власти" сгрудилось слишком много владельцев крупных состояний и лиц, обслуживающих их. А во-вторых, слишком много тех, кто живет по принципу "Ворон ворону глаз не выклюет", избегая любых решений, способных как-то затронуть интересы нефтяных, лесных, рыбных и прочих магнатов, финансовых воротил, дельцов офшорного бизнеса и т.д. Невольно вспоминаешь поговорку: "Где говорят деньги, там молчит совесть!". Убежден: именно в этой ангажированности – главная причина того, что Правительство и "Единая Россия" раз за разом отвергают предложение справороссов о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Недавно мы внесли уже десятый (!) законопроект об этом. Если потребуется, внесем и в одиннадцатый раз. Но вызывает недоумение то, что наши представители при обращениях в министерства и ведомства сталкиваются с откровенным нежеланием чиновников вести диалог о прогрессивной шкале НДФЛ даже в постановочном ключе. Создается впечатление, что в Правительстве РФ наложен некий неофициальный запрет на эту тему. Им проще бросаться ярлыками про "популизм" или в очередной раз вешать лапшу на уши про то, что плоская шкала, дескать обеспечивает "стабильность" собираемости НДФЛ. Хотя смехотворность этих доводов разбивается простым фактом: в 19 из 20 стран мировой двадцатки действует прогрессивная шкала, которая там почему-то ничего не дестабилизирует, а наоборот приносит весомые доходы в бюджет. И плюс к этому побуждает богатых людей не растрачивать сверхдоходы на личное сверхпотребление, а вкладываться в инвестиционные проекты. Вдумайтесь: в 19 из 20! И только в России Правительство заранее расписывается в своей неспособности наладить нормальное администрирование взимания налога по повышенным ставкам с супербогатых налогоплательщиков. Комментарии, как говорится, излишни. По расчетам, сделанным экспертами СР, предлагаемая нами четырехступенчатая прогрессивная шкала налогообложения физлиц, будь она введена, могла бы усилить доходную часть бюджета на 470 млрд. рублей. Ну а если добавить сюда еще и полноценный налог на роскошь, который бы затрагивал не только единичных владельцев супердорогих машин, как сейчас, но и другие виды сверхпотребления, включая роскошные особняки, частные яхты, самолеты, элитные драгоценности и т.д. – это добавило бы еще 115 млрд рублей. Все это вполне реально сделать. Была бы политическая воля! Конечно, в рамках одной статьи обо всех предложениях, включенных в наш альтернативный бюджет, не расскажешь. Кому интересно, приглашаю на Интернет-ресурсы СР: там найдете больше подробностей. Нам важно главное: чтобы люди в принципе знали и понимали: альтернатива нынешней социально-экономической политике есть. Кризис кризисом, но на деле нужна не столько оптимизация расходов, сколько "оптимизация мозгов"! Если внедрить весь предлагаемый справороссами комплекс предложений по пополнению доходной части, повышению бюджетной дисциплины, разумному перераспределению доходов, поверьте, это был бы совсем другой бюджет. Там вообще не стоял бы вопрос о сокращении социальных расходов. Более того, в своем альтернативном бюджете мы предлагаем начать, наконец, стимулировать экономический рост: через уменьшение НДС до 16 %, через налоговые льготы инновационному бизнесу и т.д. Находятся в нашем варианте средства и на существенное увеличение финансирования раздела "Сельское хозяйство", и на науку, и на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, и на многое другое. В Интернете мне на глаза попалась такая шутка. Мол, если бы в Думу был внесен законопроект "Россияне должны жить лучше", он после долгой работы и внесения поправок вышел бы в виде: "Россияне должны!". Как во всякой шутке, тут есть доля правды. Но стоит сделать два примечания. По своему опыту знаем: работа над любым "слишком народным" законопроектом наверняка началась бы с отрицательного заключения Правительства. Ну а окончательный вариант – "Россияне должны!" наверняка принимался бы не голосами всей Думы, а парламентским большинством – всегда готовыми взять под козырек единороссами. Увы, но, идея о том, что население – это некая безответная "дойная корова", действительно стала своего рода лейтмотивом проводимого ныне социально-экономического курса. Государство сбрасывает на граждан свои невыполненные обязательства по капремонту жилья – "Россияне должны!". Монополисты взвинчивают тарифы "Россияне должны!". Вводятся непосильные налоги – "Россияне должны!" Идут манипуляции с бюджетом, ухудшающие жизнь людей, "Россияне должны!". Убежден: все ближе то время, когда большинство народа в конце концов осознает, как власть имущие паразитируют на его долготерпении, лояльности и патриотизме, и спросит и с нынешнего Правительства, и с господ из "Единой России": "А вы-то сами не слишком ли много нам задолжали?". Ясно, что эти самые господа не способны решать сложные проблемы страны. Они сами по себе – одна из самых наболевших проблем России. Так что мотайте на ус, друзья, делайте правильные выводы! При всех несправедливостях и благоглупостях, которыми переполнен правительственный проект бюджета-2016, от дискуссий и борьбы вокруг него может быть и определенная польза: во всяком случае многим лучше станет видно кто у нас на самом деле ратует за народные интересы, а кто только прикрывает болтовней о них свою профессиональную несостоятельность и личную корысть. Источник: Московский Комсомолец
|