Депутаты фракции "СР" задали вопросы заместителю Председателя Правительства РФ Аркадию Дворковичу 11 ноября 2015 11 ноября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович. С вопросами к нему обратились депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Галина Хованская, Анатолий Аксаков, Андрей Руденко. Галина Хованская: Уважаемый Аркадий Владимирович. Проводился эксперимент по введению социальных норм потребления по электроэнергии. Цель была обеспечение социальной справедливости введением этих норм. Но хочу отметить, что среднее потребление в России в два раза меньше, чем в Германии, и в пять раз меньше, чем в Финляндии. Это говорит только о некомфортности нашего жилища, о его неблагоустроенности нашего, о том, что мы зачастую отапливаем улицу. Не считаете ли вы целесообразным вместо проведения таких экспериментов лучше принять решительные меры для того, чтобы проводимый сейчас капитальный ремонт сочетался с мероприятиями по энергоэффективности и необходимо введение льготных кредитов для граждан, собственников жилья? Аркадий Дворкович: Что касается рынка электроэнергии и рынка тепла, здесь никаких централизованных решений по порядку введения социальной нормы по тому, в какие сроки конкретные и на каких условиях они должны вводиться, мы не принимали. Это прерогатива субъектов Российской Федерации и это должно делаться действительно очень аккуратно, тем не менее обеспеченные люди с большим жильём должны платить больше. Это нормально в целом, а подавляющая часть граждан должна платить умеренно и платежи не должны расти высокими темпами. Ограничение необходимое на уровень коммунальных платежей у нас установлено, и оно следует из законодательства. Согласен с вами, что энергоэффективность ещё более важная тема. К сожалению, из-за бюджетных ограничений мы не смогли продолжить стимулирующую программу, о которой вы говорили, в том числе предоставления льготных кредитов гражданам. И нам нужно, я думаю, вместе с вами найти такие механизмы стимулирования. Я с посылом абсолютно согласен. Необходима поддержка именно с этой стороны, и только бюджетные ограничения мешают нам задействовать такие механизмы в полном объеме. Давайте поработаем вместе, попытаемся найти такие стимулы, это действительно поможет реализовать соответствующую программу. Спасибо. Анатолий Аксаков: Уважаемый Аркадий Владимирович, к сожалению, инвестиции сокращаются, причём довольно значительно: фонд накопления, то есть отношение инвестиций к ВВП уже меньше 18%. А импортозамещение это всё-таки, прежде всего, инвестиции и внешние рынки закрыты, внутренние ресурсы либо короткие, либо дорогие, бюджет ограничен, Фонд развития промышленности всего лишь 20 миллиардов рублей, институты развития также ограничены в ресурсах. В связи с этим возникает вопрос где взять деньги для реализации масштабной задачи импортозамещения? Но одно из направлений, оно так проявилось, Центральный банк определил лимит в 100 миллиардов рублей на инвестиционные проекты, на проектное финансирование. Но 100 миллиардов рублей очень мало, и в связи с этим возникает вопрос. Как вы относитесь к тому, чтобы, скажем, ЦБ выкупил облигации Внешэкономбанка для того, чтобы, в свою очередь, этот Институт развития профинансировал многие и многие проекты, в том числе, в сфере импортозамещения? Аркадий Дворкович: Первое. Мы рассчитываем, что по всем каналам поддержки увеличатся объёмы финансирования, это касается и Фонда развития промышленности, некоторые суммы на ближайшие месяцы уже найдены дополнительные. Согласен, что этого мало, тем не менее будем пользоваться этим. Второе. Проектное финансирование. Центральный банк просигнализировал о своей готовности, когда будут исчерпаны первые 100 миллиардов, увеличить лимит, и мы на это также рассчитываем, это даст возможность поддержать ещё несколько десятков проектов. Третье. Действительно, часть поддержки реализуется через Внешэкономбанк, а также его дочерние банки, я имею в виду экспортное агентство, Росэксимбанк, и необходимые дополнительные капитальные затраты тоже могут быть произведены. ЦБ, кстати, кроме поддержки через проектное финансирование, также согласился выделять по льготным ставкам ресурсы для поддержки лизинга высокотехнологичного оборудования, в том числе в станкостроении, и в сфере малого и среднего предпринимательства, и по ряду других направлений, так что общий объём ресурсов больше. Но хочу подчеркнуть ключевую роль спроса на нашу продукцию. Мы уже говорили про сельское хозяйство, но в промышленности это не менее важно. Мы в рамках госзакупок вводим инструмент, ограничивающий импорт, и дающий преимущество нашим производителям. То же самое делаем в отношении закупок наших государственных компаний, а также в отношении крупных инвестиционных проектов. Эта система заработает с января следующего года. И именно повышенный спрос может создать возможности для дополнительного импортозамещения. Спасибо. Андрей Руденко: Уважаемый Аркадий Владимирович! Хотел задать вам следующий вопрос. Вы затронули в своём выступлении тему бензина. Но хотелось бы отметить следующее, вот позвольте не согласиться с вами. Все смотрим отчёты крупных нефтяных компаний, за год цена бензина увеличилась на 6-7 рублей, если посмотреть отчёты компаний. При этом надо отметить следующее, что оптовая отпускная цена с нефтезаводов идёт порядка 20-22 рубля, в розницу поступает по 30 рублей, а уже с АЗС продаётся по 36, 37, 38. В чём причина? В посредниках, маржа заправок и так далее? Ведь у нас постоянно идёт рост стоимости бензина. Ещё в декабре 2014 года Президент давал поручение Правительству разобраться и доложить всем избирателям и ему в том числе: как у нас и почему происходит рост стоимости бензина. Внятного ответа мы так и не получили. Тем более вы сказали в своём выступлении, что у нас эти деньги идут на ремонт дорог. То есть получается, мы дублируем транспортный налог. Получается, и транспортный налог есть, цену бензина повысили. Таким образом, у нас избиратель платит дважды: и транспортный налог, и цену бензина. Ответьте, пожалуйста. Аркадий Дворкович: Что касается существования двух налогов. В своё время Правительство предлагало отказаться от одного из налогов, а именно от транспортного, но губернаторы настояли на том, чтобы сохранить транспортный налог. Этот вопрос в этом смысле, скорее, за Государственной Думой, за парламентом. Если вы вернётесь к этой теме и поддержите первоначальную позицию Правительства, можно сделать и так. Мы не будем возражать. Повторяю, эта позиция была губернаторов, и тогда было принято такое решение. По ценам на бензин готов вам предоставить исчерпывающую цифровую и качественную аналитическую информацию на эту тему, что касается 6-8 рублей. Есть сезонные изменения цен, иногда цена действительно растёт на 6-8 рублей, потом падает на 4-5 рублей из-за сезонности. Повторяю, цены на бензин в этом году выросли на 5%. Пять процентов это чуть более 1,5 рублей, 1,7, 1 рубль 70 копеек. И это полностью соответствует нашим ожиданиям. И главный фактор это изменение налогов и больше ничего. Прибыль нефтяных компаний не растёт в этой части. Напротив, она снижена до предела, позволяющего только инвестировать в новые мощности и налоги, которые идут на дороги впоследствии, являются единственным фактором, почему растёт эта цена. Спасибо.
|