Главный справедливоросс в АКЗС рассказала о революционных изменениях в ЖКХ 03 ноября 2015 Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в краевом Законодательном собрании Людмила Суслова много лет занимается проблемами ЖКХ и не боится остаться без работы. Хотя бы потому, что нарушают законы в этой сфере массово, а сами правила игры меняются чаще, чем хотелось бы. Мы поговорили с депутатом об очередных новшествах в этой сфере и о том, что здесь имело бы смысл изменить. Людмила Алексеевна, правила игры в ЖКХ постоянно совершенствуются. А жалоб в последнее время стало меньше? Меньше жалоб не стало, изменилось их содержание. Если в 2006 году жаловались в основном на состояние домов и взаимоотношения с управляющими компаниями, то сейчас вопросы более конкретные. Самая больная тема оплата коммунальных ресурсов, идущих на общедомовые нужды: ОДН. Не могут наши люди понять, что такое ОДН: "У нас в подъезде нет крана для воды откуда начисление на ОДН?". И много жалоб на качество обслуживания. Изначально в Жилищный кодекс была заложена концепция, что управляющая компания защитник прав и интересов жильцов, которые оплачивают ее работу. А по факту УК работают как раньше ЖЭУ занимаются только обслуживанием. Однако ситуация может резко измениться после 1 апреля 2016 года, когда вступит в силу новая норма: ОДН на водоснабжение, водоотведение и электричество будут заложены в первую строчку квитанции текущий ремонт и содержание. Как будет работать этот механизм? Обратите внимание на квитанцию: ОДН идет отдельной строкой. С 1 апреля это будет частью тарифа на текущий ремонт и содержание. Что здесь важно? В этот тариф может быть заложена ограниченная сумма: не более платы за норматив потребления на общедомовые нужды. Такие нормативы приняты краевым управлением по тарифам. Допустим, есть норматив на холодную воду в девятиэтажных домах 0,16 кубометра с квадратного метра площади общедомового имущества. Больше включить в тариф нельзя. Сама УК при этом будет платить Водоканалам и Электросетям за фактическое потребление дома? Ресурсоснабжающая организация выставит управляющей компании счет по показаниям общедомового прибора учета. Если дом расходует меньше, УК даже выигрывает. А если больше и денег жильцов на оплату не хватит, она должна будет начать искать причины перерасхода. Выявлять незарегистрированных жильцов, вовремя устранять аварии, проводить поверку счетчиков, проверять показания, которые жильцы передают, и так далее. Одна УК с этим не справится. И жильцы, и УК должны объединиться в борьбе с потреблением сверх нормативов. Надо создавать хорошие советы дома там, где они работают совместно, результат есть. А у нас часто УК не хотят себе помощников в доме они ведь начинают что-то требовать. Но и сейчас есть норма, что нельзя с жильцов за потребление на общедомовые нужды брать больше, чем по нормативу. Что происходит на практике? Да, эта норма предусмотрена пунктом 44 постановления Правительства № 354. А на практике никто ее не применяет мне, по крайней мере, не попадались квитанции, в которых УК соблюдала бы этот пункт. Как с этим бороться обращаться в суд? Несколько месяцев назад подобный суд в Барнауле состоялся. С заявлением в суд обратился собственник. Причем в тот момент норматив на ОДН еще не был принят краевым управлением по тарифам. А он воспользовался нормой из постановления Правительства № 354, которая обязывала управляющую компания самостоятельно рассчитывать ОДН в доме. И он выиграл. Суд обязал УК произвести ему перерасчет за два года. У меня есть ответы управляющих компаний на мои обращения по этому поводу. Ответы интересные: "А мы где эти деньги должны взять? Поставить себе на убыток?". Они даже не думают о том, что необходимо устранить причины перерасхода. Другим жильцам, чтобы этого же добиться, тоже надо обращаться в суд и самим пройти весь процесс разбирательства? На других собственников это судебное решение автоматически не распространяется, надо судиться. Но хорошо уже то, что был создан прецедент. И если на тот момент управляющие компании объясняли: раз нет утвержденного норматива, мы не можем его применять, то сейчас доказать неправоту УК еще проще норматив потребления на ОДН утвержден. С 1 июля нормативы на потребление воды в квартирах в Барнауле были сильно снижены. Жильцы без счетчиков стали платить меньше. А те, у кого есть счетчики, больше им увеличили плату на общедомовые нужды. К чему это может привести? В управлении по тарифам использовали новую методику их обязал федеральный закон. Для расчета нормативов взяли квартиры со счетчиками, выяснили их потребление и вывели среднее. Но люди со счетчиками тщательно экономят, а если и не экономят, то у них не течет унитаз и не капают краны. В итоге нормативы на воду снизили практически в два раза. С другой стороны, федеральный закон предусмотрел увеличение нормативов каждые полгода на 10%, чтобы стимулировать граждан ставить в квартирах счетчики. Эти два события наложились, и стимулирующий эффект не сработал. На сегодня 60–70% жильцов края установили индивидуальные счетчики это неплохо. Если бы не уменьшение нормативов, через год-другой таких было бы процентов 80–90. Теперь же, боюсь, этого не произойдет. А разве люди не обязаны ставить счетчики в квартирах? Только общедомовые. Устанавливать в квартире обязанности нет, есть только вот этот стимулирующий фактор. На этой неделе у меня начался новый цикл учебы домкомов, и мы этот вопрос обсуждали. Практически единодушное мнение: "Будем снимать приборы учета". Но, полагаю, специально снимать счетчики никто не будет. А когда подойдет срок поверки, не будут ставить. И может пойти обратный процесс "расприборивание". СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступает за мораторий на уплату взносов на капремонт. Вы же не считаете, что капремонт не нужно делать? Нет, конечно. Мы ведем речь не о том, чтобы прекратить сбор средств, а о том, как эффективно потратить деньги собственников. Программа, по которой сейчас ведется капремонт в крае, не содержит индивидуального подхода к каждому дому. К чему это приводит? Ко мне обращались жильцы одного дома, в котором два года назад провели капремонт крыши по федеральному закону № 185. Крыша сделана хорошо, ничего не капает. Тем не менее, на ближайшую трехлетку в программе запланирован ремонт крыши. И люди спрашивают: "Нам эту крышу развалят и сделают новую"? Вы предлагаете отложить исполнение программы? Надо приостанавливать ее действие. А сначала обследовать дома, вступить в диалог с жителями, узнать, что им нужно. Так как программа сверстана некачественно, уже в этом году регоператору пришлось самому проводить обследования, поднимать документы на дома, сверять площади. Это было одной из причин того, что проведение конкурсов затянули, работы начались осенью. А в следующем году число домов увеличится в разы, и такая программа будет серьезным сдерживающим фактором. Шесть домов в крае добровольно отказались от капремонта, хотя региональный оператор выбрал им на конкурсе подрядчика, готов был выделить деньги из общей копилки. Известно ли вам, почему это произошло? Жильцы одного из домов пришли ко мне некоторое время назад в тот момент они только намеревались отказаться. В их доме должны были провести капремонт системы отопления. Октябрь, отопление в домах запущено, за два часа эти работы не сделать. Люди это понимают и не хотят мерзнуть. И второе: отопление в их доме не в таком уж плохом состоянии. А электропроводка в ужасном. Они обращались к региональному оператору с просьбой изменить виды работ. Но получили отказ по их словам, им ответили, что подрядчик уже выбран, сметы готовы, делать будем по программе. Причем теперь непонятно, что будет дальше: им заменят виды работ, перенесут сроки? У меня пока ответа нет. В этом году в Жилищный кодекс было введено еще одно новшество: протокол общего собрания собственников в доме признан официальным документом. В итоге сегодня за фальсификацию протокола можно получить уголовное дело. Замечательная поправка. Кроме того, сегодня инициатор собрания обязан предоставить протокол в управляющую компанию, а та в пятидневный срок передать его в жилинспекцию, которая будет три года их хранить. А у нас сегодня нередко протоколы появляются задним числом. Люди спрашивают: почему нам добавили какой-то платеж? Им говорят: вы три года назад за это проголосовали. Переписывают отчеты, списывают деньги под эти липовые протоколы. А жильцы не могут получить в УК эти протоколы. Сейчас, если управляющая компания не будет показывать вам протокол, вы сможете получить его в жилинспекции. Процедура проведения собрания трудоемкая, даже хорошие домкомы признавались, что подделывали протокол, когда надо было оформить решение срочно. Не поспешили ли мы с введением возможности уголовного преследования за фальсификацию? Если собрание пройдет с нарушением сроков, но волеизъявление граждан не нарушено, это не так страшно. Когда за людей ставят подписи, вот что плохо. Но, во-первых, теперь Жилищный кодекс упростил процедуру проведения собрания введена очно-заочная форма голосования. Она назрела, она с земли поднялась, эта норма. Как это будет происходить? На очное собрание обычно приходит процентов 30. Затем нужно добрать методом заочного голосования 20–25% (минимум 51%), и это намного проще. Проведение такого собрания может уложиться в три–пять дней. Хотя, конечно, уведомлять о собрании, как и раньше, надо за 10 дней до его проведения. Во-вторых, сегодня инициатором общего собрания может быть и УК, чего раньше не было. Раньше управляющие компании искали собственников, чтобы они инициировали и проводили собрание. Этим они и занимались, и часто относились к сбору подписей безответственно, не будучи информированными о последствиях. Сейчас, думаю, фальсифицировать протоколы будут меньше. После 1 апреля следующего года наступит час икс для управляющих компаний, когда резко изменятся условия их работы. Как вы думаете, как поведут себя компании? Законодатель довел до конца идею, что ответственность за перерасход коммунальных ресурсов в доме несет управляющая компания. Момент этот будет очень сложный для УК, особенно поначалу. И как они себя поведут? Пока было так: как новый закон так новое изобретение управляющих компаний, как его обойти, а не как его исполнить. У меня есть опасения, что и после 1 апреля весь перерасход ресурсов в доме компании будут оплачивать за счет средств на текущий ремонт и содержание и вообще перестанут ремонтировать дома. О чем еще рассказала Людмила Суслова О жалобах в ЖКХ Многие жалобы пишутся потому, что УК не идет на контакт с людьми. Что у нас делает "ДЕЗ-2"? Попасть на прием к руководителю почти невозможно. Информационный вакуум надо чем-то заполнять, и если этого не делает управляющая компания, люди сами его заполняют домыслами, догадками, слухами: "Вы нам не говорите, куда потратили наши деньги, значит, вы их украли". А есть управляющие компании, которые создавались с нуля, выстраивали с людьми диалог. Они прошли все круги ада, им никто не помогал и не отдавал просто так половину домов района. Поэтому они дорожат каждым домом. Не так у них все гладко. Но это лучшее, что есть. О разделении тарифа Я давно предлагаю такую схему взаимодействия с управляющей компанией. Тариф, по которому мы оплачиваем ее работу, состоит из трех блоков. Вознаграждение УК (10–15%), содержание и ремонт. И надо в договоре управления обозначить, сколько денег с квадратного метра пойдет на содержание, сколько на текущий ремонт. Статью "ремонт" расписать, на что будут потрачены деньги, составить план работ на год. И тогда УК будет выполнять заказ собственника. При этом жители не будут "лезть" в статью "содержание жилья", а начнут отслеживать качество услуг чтобы дворник работал, дом готовили к зиме и так далее. О прочих расходах Строчка "прочие расходы" всегда подразумевает целевые затраты. Захотели детскую площадку построить? Проголосовали, включили, шесть месяцев собирали, построили. Нет смысла временные затраты включать в тариф. Но управляющие компании используют эту строчку как способ увеличить доходы, не увеличивая объем работ. На днях приходила посетительница, у которой в квитанции "прочих расходов" семь! Управляющие компании выводят из тарифа в "прочие" услуги подрядчиков, а сам тариф не уменьшают. Например, в "прочих" может быть снятие показаний прибора учета. Но это ведь то же самое обслуживание общедомового имущества, оно должно быть в тарифе. Источник: Алтапресс
|