| ||||
Рекомендации "круглого стола" фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" "О федеральном бюджете на 2016 год" 02 ноября 2015 Бюджет является основным инструментом экономической политики государства. Именно в федеральном бюджете отражается реализуемая Правительством бюджетная, налоговая, таможенно-тарифная и социальная политика. Российская экономика в 2014-2015 годах существенно сократилась, и произошло перераспределение национального дохода от населения к корпорациям. Бюджет на 2016 год – это бюджет консервации накопленных проблем и бюджет отсутствия подходов к реструктуризации российской экономики. На протяжении последних лет характерной чертой федеральных бюджетов является отсутствие экономических, бюджетных и социальных задач. Бюджет на 2015 год, как и бюджет 2016 года – это бюджеты хаотичного латания "дыр" и ручного управления, но никак не стратегии выхода из кризиса и плана реструктуризации экономики. Под задекларированным принципом неувеличения налоговой нагрузки, по факту, происходит усугубление ошибочных мер налоговой политики, принятых в предыдущие годы, а сам принцип неувеличения налоговой нагрузки не работает. В федеральном бюджете на 2016 год по прежнему продолжает действовать система налогообложения в виде консолидированной группы налогоплательщиков, действие которой приводит к росту поступлений налога на прибыль на 62 млрд. рублей у 53 субъектов РФ, и одновременно к снижению поступлений налога на прибыль в сумме 127 млрд. рублей у 32 регионов. То есть суммарный отрицательный эффект от КГН – потери бюджета в сумме 65 млрд. рублей. Ошибочное решение о проведении налогового маневра в нефтяной отрасли вынуждает Правительство корректировать расчет ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ и газовый конденсат для налогоплательщиков, являющихся собственниками единой системы газоснабжения (+112,4 млрд. рублей), сохранять ставку вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015 года (+ 195 млрд. рублей, на 16 год планировалось ее снижение). Без этих корректировок налоговый маневр приводит не к увеличению доходов федерального бюджета, а к их сокращению, особенно в условиях падения цены на нефть. В налоговой политике Правительства РФ, заложенной в основу бюджета на 2016 год, отсутствуют меры, которые будут способствовать восстановлению экономического роста, макроэкономической и социальной стабильности. Доходы федерального бюджета составят 13,7 трлн. рублей, и вырастут по сравнению с 2015 годом на 487 млрд. рублей (или на 3,7%), большая часть которых будет обеспечена указанными налоговыми мерами. Неточный прогноз по инфляции, заложенный в федеральном бюджете на 2015 год, может привести к дополнительным доходам федерального бюджета в 2016 году в сумме около 100 млрд. рублей – эти средства не учтены в доходах 2016 года. Расходы составят 16,1 трлн. рублей, что на 682 млрд. рублей больше оценки исполнения 2015 года. Однако без ужесточения бюджетного правила расходы должны были увеличиться еще на 173 млрд. рублей. Рост расходов наблюдается по таким разделам как "Общегосударственные вопросы" на 3,3%, "Национальная оборона" на 0,8%, "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" на 1,3%, "Национальная экономика" 12,8%, "Социальная политика" на 6,4%. Одной из важнейших составляющих бюджетной политики является вывод наиболее бедных слоёв населения из категории нищеты. Однако индексация пенсии – больной вопрос для всех, индексируются только на 4%. Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению определены в объеме 420 млрд. рублей. Эта индексация ниже инфляции 2015 года (12,2%), ниже прогнозной инфляции на 2016 год (6,4%) и ниже темпов роста заработной платы (7,2%). В результате коэффициент замещения снижается в 2016 году до 35,4% с 36,3% в 2015 году. Существенный недостаток федерального бюджета – сокращение на 30 млрд. рублей финансирования Указа Президента №597 от 7 мая 2012 года "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" относительно ассигнований 2015 года. Чтобы хотя бы на бумаге выполнить майские Указы Президента, правительство идет на хитрость и изменяет методику подсчета средней заработной платы. В итоге средняя зарплата по новой методике становится меньше, следовательно, существенно экономя на ассигнованиях, увеличение зарплаты бюджетников становится чисто символической, и достижение показателей Указа №597 оформляется только на бумаге. В предлагаемом Правительством РФ варианте бюджета существенно сокращаются расходы на "Образование" недофинансирование по сравнению с 2015 годом 8,5%, "Здравоохранение" 7,8%, "ЖКХ" на 39%. Расходы на образование составят 94% от уровня 2012 года, здравоохранение – 88% от уровня 2012 года, ЖКХ – 58% от уровня 2012 года. По уровню расходов по таким социально значимым направлениям мы отброшены на 4 года назад, а расходы на ЖКХ отчасти перекладываются на граждан – взносы на капитальный ремонт. Это говорит о том, что о важнейшей составляющей бюджетной политики выводу наиболее бедных слоёв населения из категории нищеты просто забыли. Для решения проблемы дефицита бюджета сразу находится самое простое решение урезать льготы, пособия, снизить индексацию, пенсии. Мало того, это сокращение социальных расходов происходит в условиях уже имеющего места резкого снижения покупательской способности населения из-за девальвации рубля. В России сегодня 23 миллиона человек живут за чертой бедности, а Правительство РФ, взяв курс на решение проблем бюджета за счёт бюджетников, пенсионеров, малоимущих, ещё более усугубляет эту проблему. Дефицит федерального бюджета на 2016 год составит 2 трлн.360 млрд. рублей, что 9% выше дефицита по итогам 2015 года, но в 7 раз выше дефицита 2014 года. Необходимо отметить, что существенный объем дефицита в 2015 году финансировался за счет средств Резервного фонда (на сумму 2,6 трлн. рублей), и в 2016 году дефицит также будет финансироваться в основном за счет средств Резервного фонда – на сумму 2 трлн. 136 млрд. рублей. При этом в 2016 году будут осуществляться заимствования на сумму 1 трлн. рублей. Сохранение высокого уровня заимствований в годы высокой цены на нефть в 2010-2014 годах заставляют сегодня расплачиваться неоправданным ростом государственного долга и расходов на его обслуживание. Расходы на обслуживание долга в бюджете 2016 года выросли на 10% до почти 646 млрд. рублей. Если сравнивать расходы на обслуживание долга с кризисным 2008 годом, то они выросли больше чем в 4 раза. Между тем, существуют резервы по доходным источникам в 2016 году, как налоговых доходных источников, так и не налоговых. Эффективность администрирования отдельных видов доходов остается на крайне низком уровне. Например, сбор средств с иностранного транспорта за пользование дорогами. Постановление правительства определило норму, механизм, при котором осуществляется этот сбор. За девять месяцев 2015 года из 3 миллионов 300 тысяч автомобилей в сутки сбор осуществлен только с 1 миллиона 50 тысяч автомобилей, то есть меньше чем треть. При простом механизме взимания сбора больше чем две трети этих доходов не попадают в бюджет. Государство не обращает внимания на этот вопрос. Другой пример – введение электронного документооборота при таможенном оформлении грузов при пересечении границы и взимания таможенных платежей. Межведомственной рабочей группой под руководством Заместителя Председателя ГД Н.В. Левичева было выявлено, что более 20 процентов экспортируемых товаров и 21 процент импортируемых товаров не проходит процедуры таможенного оформления и взимания таможенных платежей. В абсолютных цифрах потенциальные доходы бюджета могут составить порядка 2,5 триллионов рублей в год. Третий пример – администрирование доходов рыбной отрасли. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагает рассмотреть возможность временного частичного государственного регулирования цен на отдельные социально значимые виды рыбы, возможность временного частичного ограничения экспорта рыбной продукции за счет её реализации на внутреннем рынке путем размещения государственного заказа по закупке такой продукции для государственных нужд, пересмотреть действующие налоговые льготы, предусмотренные для отдельных субъектов, пользующихся таковыми льготами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в сторону отмены льгот и повышения налогов отменить экспортерам – добытчикам рыбы льготу в виде 85-процентной скидки на уплату сбора за пользование водными биоресурсами, а также упразднить для экспортеров возврат налога на добавленную стоимость в размере 18% с одновременным сохранением данных льгот для рыбодобытчиков, поставляющих рыбную продукцию на внутренний рынок страны, а также предусмотреть повышение ставок сбора за каждый объект животного мира – дополнительные доходы бюджета могут составить от 2 млрд. рублей. Дополнительные доходы от лесной отрасли в случае пересмотра ставок на вырубку леса могут составить до 8,6 млрд. рублей – за последние 8 лет ставки не пересматривались. Эффективность расходов федерального бюджета остается на достаточно низком уровне. Например, в здравоохранении расходы консолидированного бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда составляют около 2,8 трлн. рублей (60% Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, 14% федеральный бюджет, 26% средства бюджетов субъектов РФ). Если сравнить эту сумму с 2013 годом как базовым (в 2013 году не ухудшались показатели здоровья населения, и не сокращался объем финансирования), то окажется, что эти расходы на 20% меньше в сопоставимых ценах с учетом инфляции и девальвации рубля. По сравнению с 2014 годом расходы на здравоохранение в 2016 году на 14% меньше. Это означает, что настолько же меньше будет предоставлено объёмов бесплатной медицинской помощи, бесплатных лекарств, числа операций. Если перенести сроки ввода объектов капитального строительства в здравоохранении, остановить покупку дорогостоящего оборудования, перестать завышать цены на расходные материалы, то есть повысить эффективность здравоохранения, максимум в отрасли со всех источников можно аккумулировать 170 миллиардов рублей. Но для этого нужен совершенно другой уровень управления отраслью. Предлагается не перечислять из бюджета ФФОМС в федеральный бюджет 126 млрд. рублей на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, оставив эти средства в бюджете ФФОМС на оказание базовой медицинской помощи, а также не зачислять в 2016 году в доходы федерального бюджета остатки средств бюджетов территориальных фондов ОМС, т.к. эти средства представляют собой плату за оказание услуг базовой медицинской помощи за декабрь предшествующего финансового года (т.е. 2015 г.). Эффективность государственных расходов в здравоохранении сейчас не измеряется и не стимулируется должным образом. Для её повышения предлагаем распределять часть субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС на основе соотношения динамики показателей здоровья населения в каждом из субъектов РФ (смертность) с динамикой используемых их территориальным здравоохранением государственных активов, справедливо направляя большие бюджетные средства тем, кто распоряжается ими более эффективно в интересах здоровья населения страны. В сфере культуры эффективность расходов можно повысить, отменив Постановление Правительства РФ №260, которым предоставление субсидий из федерального бюджета на осуществление функции подведомственных организаций, то есть на госзадание, будут сокращаться в той доле, в которой эти организации будут зарабатывать для себя деньги из внебюджетных источников, что в конечном итоге приводит к тому, что эффективные учреждения, зарабатывающие средства из внебюджетных источников, будут лишаться государственного финансирования на сумму заработанных внебюджетных средств, а неэффективные организации будут по-прежнему финансироваться из федерального бюджета, оставаясь менее эффективными. В 2016 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства планируется направить 237 миллиардов рублей. Данные цифры соответствуют показателям нынешнего, 2015 года. Однако, учитывая высокий уровень инфляции, в реальном выражении приходится говорить о планируемом значительном снижении уровня господдержки села. Реализация данного сценария неизбежно приведёт к усугублению существующих сегодня социально-экономических проблем, связанных с развитием села и продовольственной безопасностью. Снижение реального финансирования АПК чревато дальнейшим ухудшением финансового состояния хозяйств и их массовыми банкротствами, невозможностью наращивать производство продуктов питания в условиях санкционной войны, и дальнейшим ростом цен для десятков миллионов российских семей. Если говорить о политической оценке бюджета, участники круглого стола отмечают то, что Правительство РФ предлагает решать бюджетные и экономические проблемы за счёт среднего класса и беднейших слоёв. Низкие индексации по социальным выплатам соседствуют с нежеланием разделить тяготы кризиса, которые мы якобы уже прошли, с элитой и более высокодоходных слоев населения. Заявленные приоритеты федерального бюджета 2016 года – сосредоточение ресурсов на наиболее уязвимых слоях населения, стимулирование процессов импортозамещения и развитие негосударственного сектора экономики – это полное несоответствие распределению бюджетным ассигнованиям. Альтернативные подходы к бюджетной и налоговой политике базируются на программных положениях Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, и исходят из концентрации бюджетных ресурсов на стимулировании экономического роста, расширении внутреннего потребительского спроса, стимулировании несырьевых отраслей экономики, перераспределении налоговой нагрузки с реального сектора экономики на высокодоходные слои населения, мобилизации и перераспределении внутренних источников. Участники круглого стола, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе отмечают, что для этого необходимо сделать.
Таким перераспределением ассигнований в бюджете 2016 года можно скорректировать маневр в налоговой, бюджетной, социальной и таможенно-тарифной политике, поставив во главу угла экономический рост, стимулирование реального сектора экономики, расширение внутреннего потребительского спроса, интересы населения и человека труда – то есть истинное решение поставленных задач в бюджете 2016 года, а не декларативное, как у Правительства, фиксирующего и усугубляющего проблемы экономики России.
|