Дмитрий Горовцов о проблемах таможенного администрирования 12 октября 2015 Депутат Дмитрий Горовцов о том, как безболезненно ликвидировать дефицит федерального бюджета, который только за 2013 год недосчитался 40 млрд долларов таможенных платежей. В начале этого года распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева и спикера Госдумы Сергея Нарышкина была сформирована так называемая рабочая группа высокого уровня для исследования уровня собираемости таможенных платежей, которые, как известно, формируют более 50% доходной части федерального бюджета. В состав группы вошли депутаты всех фракций, представители кабмина, Счетной палаты, федеральных агентств и ведомств, а также руководство РАН. По результатам выборочного исследования данных внешнеторговой статистики эксперты пришли к выводу, что в 2013 году российский бюджет недополучил от таможенных платежей при осуществлении внешнеторговой деятельности около 40 млрд долларов. Ответственный секретарь рабочей группы, депутат Госдумы Дмитрий Горовцов рассказал "Новой" о методике подсчета, разногласиях с министром финансов Антоном Силуановым и коммерческих инициативах главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова. Ваша экспертная группа представила сумму потерь российского бюджета от недополучения таможенных сборов за 2013 год. Почему был выбран этот отчетный период и какие методики подсчета вы применяли? 2013-й потому что это был последний докризисный год. Мы тогда еще не имели такой девальвация рубля, зарубежных санкций, а также симметричных заградительных мер. Это был, скажем так, самый здоровый год перед снижением темпов роста экономики. Мы провели сопоставительный анализ данных таможенной статистики ФТС за 2013 год с данными таможенных органов стран торговых партнеров по некоторым, наиболее чувствительным группам товаров это был метод зеркальной статистики. Так вот, изучив расхождение между задекларированным экспортом и импортом отдельных категорий товаров (а изучались не только количество и позиции пересекших по бумагам "черту" товаров, но, прежде всего, их физический вес, что позволило критичнее подойти к анализу таможенных деклараций), мы и выявили приблизительный объем потерь российского бюджета. К точной цифре мы пока все-таки не пришли, поскольку результаты исследования носят статус предварительных. Но ориентировочные показатели уже имеем: бюджет в 2013 году не получил от 34 до 40,5 млрд долларов. Когда состоится доклад Президенту? Сроки и формат неизвестны, могу лишь сказать наверняка, что об итогах работы уже доложено Сергею Нарышкину. Работа была проделана титаническая, так что столько бумаги и нервов мы точно потратили не зря. Я благодарен за проделанную работу Центробанку, Минфину и Минэкономразвития и крайне возмущен действиями Федеральной таможенной службы мало того, что их представитель ни разу не явился на заседания рабочей группы, так еще и наши запросы о предоставлении материалов игнорировались. Тут, кстати, обнаружился один любопытный момент, который стал для всех нас настоящим откровением: Росстат не ведет учет внешнеэкономических операций, а руководствуется сведениями, предоставленными управлением статистики ФТС. Ну и как можно объективно контролировать орган, если ты основываешься на его же информации? ФТС знала, что расхождения в их данных и данных зарубежных партнеров существенны и потому не предоставляла сведения? Возможно. До смешного доходило: однажды к нам заявился начальник какого-то отдела управления статистики ФТС и на вопрос о предоставлении материалов сообщил: "Руководство дало поручение разработать акт приема-передачи (запрошенных материалов)". Вот вам уровень отношения этого органа к нашей деятельности. И это притом, что работа была санкционирована Путиным, Медведевым и Нарышкиным. Вы озвучили потери за 2013 год. Есть предположение, сколько бюджет может не получить в 2014 и 2015 годах, особенно с учетом девальвации рубля и "санкционной войны" между Россией и Западом? Потери могут составить от 2,5 до 4 трлн в рублевом эквиваленте. Разумеется, при нынешнем таможенном администрировании. 2,5 трлн рублей это сумма дефицита бюджета, которую озвучивал Минфин. Да. 23 сентября на последнем правительственном часе в Госдуме Антон Силуанов докладывал о дефиците бюджета и назвал эту сумму. Я ему тогда озвучил сумму потерь таможенных сборов, приведенную в нашем исследовании. И озвучил, понятное дело, в каком контексте: не будет этих потерь не будет дыры в бюджете. Но, по мнению Силуанова, источником покрытия дефицита должно стать нечто другое повышение пенсионного возраста и невыплата пенсий работающим пенсионерам. Я этого не понимаю: зачем повышать градус социального напряжения, если искомые средства лежат у нас под ногами? Вот, кстати, о таможенном администрировании в докладе Президенту будет предложен механизм работы ФТС, который позволит минимизировать потери? Предложений много, но все они далеки от реализации. Конечно, усилить контроль над ФТС нужно. Но давайте начистоту: выявленные расхождения, а вместе с ними и потери в таможенных сборах не случайность какая-то, а чаще всего сознательные нарушения. Конкретно уголовные преступления. И они влекут за собой новые преступления, в том числе незаконно возмещенный НДС за поставку товара, который физически границу не пересекал. Поэтому мы можем говорить о правовых нормах и механизмах, о прозрачности, о различных законодательных конструкциях, но во главе всегда стоит человек. В данном случае этот человек Андрей Бельянинов. Я уже не раз говорил, что он должен покинуть этот пост. Вы его персонально критикуете уже который год за создание коммерческой фирмы РОСТЭК, взимающей пошлины с автоперевозчиков, за сеть коммерческих структур, у которых перевозчики в обязательном порядке должны приобретать страховые сертификаты. В конце сентября снова обрушились с критикой. Это становится похоже на заговор. Я никогда ничего не заявляю голословно, и от своих слов не отказываюсь. В отличие от руководства ФТС. Я пример приведу: 22 сентября заместитель Бельянинова Руслан Давыдов выступал в Госдуме по ряду законопроектов. Я его попросил ответить, почему по итогам 1 квартала 2015 года срыв показателей плановых таможенных сборов составил 30%. Он сказал: "Это не соответствует действительности. Никаких срывов у нас нет". Но, извините, мой источник информации сам глава ФТС Бельянинов, он сам это признал. Получается, его зам под стенограмму вводит Госдуму в заблуждение, так? Или тогда сам Бельянинов вводит в заблуждение всю страну, публично озвучивая такие показатели? Вот кого они обманывают: парламент или страну, или всех сразу? А последнее мое выступление на пленарном заседании оно касалось очередного ноу-хау, которое пытается "продать" государству ФТС. Речь о МБТ магазинах беспошлинной торговли, которые существуют в транзитных зонах вылета аэропортов. Суть инициативы Бельянинова такова: создать аналогичную сеть магазинов на железнодорожных и автомобильных пунктах таможенного пропуска и заполнить их отечественной продукцией не менее чем на 30% от общего объема товаров. А для этого, по мнению Бельянинова, надо обязать Росимущество выделить земельные участки и передать их в оперативное управление ФТС. Затем служба уже сама передаст эти земли неким арендаторам, которые все отстроят за собственный счет. И будут в качестве "патриотического бремени" платить 5% от оборота товаров в бюджет. Понятно, что квотирование отечественных товаров не лучший инструмент, но многие не отказались бы от Duty Free в зонах таможенного пропуска. Согласно отзывам федеральных органов исполнительной власти, проект г-на Бельянинова приведет именно к ухудшению ценового предложения по сравнению с основными конкурентами. Тем более надо учитывать, что сегодня покупательский спрос показывает, что объем отечественной продукции в этих магазинах не превышает 5-9%. Бельянинов назвал 30%. И мне кажется, я знаю, почему: он полагает, что "радение" за все отечественное поможет ему эту инициативу протолкнуть. В поисках инновационных проектов он об одном забывает: задача руководителя таможни пополнение доходной части российского бюджета, а не коммерция. Насколько он с этой задачей справляется, можно понять из исследования рабочей группы, даже с учетом поправок на статистическую погрешность. P.S. Представители ФТС в интервью РБК усомнились в объективности проведенного исследования, отметив, что ряд стран, производя свою продукцию на территории других государств, предоставляли информацию о ее производстве в своих стенах. "К примеру, Финляндия включает в свой экспорт лекарства, произведенные в Индии или в Германии. В России таможенная статистика, следуя рекомендациям ООН, эти товары учитывает по стране происхождения как индийские или германские. В итоге в 2013 году погрешность между импортом России из Финляндии и экспортом Финляндии составила более $1,7 млрд. В ряде случаев бытовая техника немецких брендов, которая произведена на китайских предприятиях и поставлена в Россию через Германию, включается Германией в свой экспорт, а наша статистика отражает их по стране происхождения как импорт из Китая", говорится в ответе ФТС. Методика подсчёта Дмитрий Горовцов: Я попытаюсь максимально упростить. Еще раз сначала мы попытались определить величину расхождений по импорту-экспорту в данных ФТС и Международного валютного фонда (МВФ), ВТО, Центробанка. Для этого были взяты отдельные группы товаров: пищевые продукты, энергоресурсы, металлы, текстильные изделия и многое другое. Так вот, сравнительный анализ данных по 16-ти наименованиям товаров, ввезенных на территорию России, показал расхождения в данных ФТС и зарубежных партнеров примерно в 12,3 млрд долларов: 61,1 млрд против 73,3 млрд. После применения методологического понижающего коэффициента расхождение, обусловленное возможными нарушениями таможенного законодательства, по исследуемой группе товаров составило 11,3 млрд долларов. Далее, учитывая средневзвешенную ставку ввозных таможенных пошлин в районе 10-12%, а также импортный НДС в размере 18%, мы выявили предполагаемые бюджетные потери в сумме около 3,2 млрд долларов. Та же методика подсчета при определении потерь при экспорте. По данным стран торговых партнеров России, в 2013 году они импортировали отдельные группы товаров на сумму около 175,2 млрд долларов. ФТС же представила информацию об экспорте исследуемых групп товаров на сумму около 122,3 млрд долларов. Итого, общее расхождение составило 52,9 млрд долларов или около 43,2%. Применив понижающий коэффициент, мы получили 48,6 млрд долларов. С учетом же средневзвешенной величины вывозных таможенных пошлин (15%) нами были выявлены потери федерального бюджета на сумму около 7,3 млрд долларов. Наконец, экстраполируя результаты проведенных исследований на общий объем импорта-экспорта России по всем группам товаров в 2013 году, мы получили итоговый диапазон от 34 до 40,5 млрд долларов. Но это, ясное дело, упрощенный пересказ отчетные материалы, которые будут приложены к докладу Президенту, составили несколько тысяч страниц. Источник: Новая газета
|