Александр Тарнавский о юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в РФ 25 сентября 2015 25 сентября Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона № 855485-6 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Александр Тарнавский: Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что этот документ необычайно важный, и важный потому, что то, что происходит и происходило последние 10 дней, настраивает на определённые оценки и выводы. Да, мы подписали эту конвенцию, как подписали огромное количество международных соглашений и делали это с такими чистыми помыслами, надеясь встроиться в систему международного распределения труда. Обратите внимание, с 2004-2005 годов до 2010-го подобных конфликтов в международном плане не возникало. Я имею в виду "наезды" на Россию, если грубо сказать. А вот после того, как произошли события на Украине, валом пошли против нас иски, начиная с третейского суда в Гааге о 50 миллиардах долларов, которые якобы Россия должна заплатить, заканчивая уже самыми последними заявлениями и угрозами. Это заявление Украины о том, что она тоже будет подавать в международные суды иски к России, чтобы та заплатила ей ещё 50 миллиардов долларов. И позавчерашнее заявление нашего беглого олигарха Сергея Пугачёва, который вслед за ЮКОСом тоже собирается подать или подал иск в международный арбитраж к России на 12 миллиардов долларов. Мы сейчас уже можем видеть перспективу, каким может быть это решение. Я не трогаю сейчас последнее решение Европейского Суда по правам человека, в частности, двухнедельной давности по "болотному делу", пусть на небольшую сумму, но опять России выставили счёт. И в связи с этим стоит обратить внимание не только на устранение этой юридической коллизии и уход от абсолютного суверенитета к ограниченному это очень здорово написано в пояснительной записке к законопроекту. В сжатом виде всё очень здорово и понятно написано. Речь идёт о соотношении международного права и внутригосударственного права. Дело в том, что когда писалась эта норма Конституции, нас убеждали, что всё это нормально и соответствует международным трендам, но когда изучался международный опыт, оказалось, что и у наших коллег по БРИКС немножко иное решение этой проблемы. В Конституции США несколько иное решение проблемы. Возникает ощущение или подозрение, что так выстроена система международно-правовая, начиная со стадии предъявления исков, продолжая стадией обеспечения выполнения решений и принудительного исполнения решений с тем, чтобы страны, которые, скажем, ведут себя не так, как хотят другие, попадали под эти судебные решения с многомиллиардными долларовыми суммами, которые надо взыскать со страны. Я полагаю, что помимо тех законопроектов, которые у нас имеются в Думе, появятся и другие, связанные с тем, что мы совершенно по-иному должны оценить ситуацию, в которой находимся. Если мы понимаем, что международно-правовая система выстроена как способ решения через третейские и иные суды не только государств, но и физических и юридических лиц на равной основе, с одинаковым подходом и оценками предъявленных доказательств это один разговор. Но то, что сейчас происходит, начиная с суда ЕСПЧ, заканчивая третейским судом в Гааге, говорит о том, что это несправедливо, предвзято, делается умышлено. Как некая дубинка, которая заставляет нас быть в подчинённом положении. Когда мы что-то делаем не так, используется этот инструмент, чтобы наказать Россию. Эта тема уже много звучала и в СМИ. Я месяца два назад говорил об этом перед тем, как мы выступали в Конституционном Суде по поводу обязательности исполнения решений Европейского Суда по правам человека по делу ЮКОСА. И вот был единоросс ранее, депутат Затулин, который на канале ТВЦ по этому поводу организовал большой "круглый стол". Я хочу обратить внимание, что некоторые творцы нашей Конституции на вопрос о том, надо ли выполнять решения Европейского суда по правам человека, отвечали, что одни решения надо выполнять, а другие решения не нужно выполнять. Поэтому мы не только через те законопроекты, которые сейчас есть в Думе, по-моему, один даже в повестке дня стоит, хотя не знаю, успеем ли мы его рассмотреть, но и появится целый ряд подобных документов, которые будут обсуждать, насколько корректна и правильна ст. 15 части четвёртой Конституции России, что общепризнанные принципы и нормы международного права в нынешнем виде являются составной частью её правовой системы. И если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Я, по крайней мере, не призываю, как глава Следственного комитета, отказаться от этой нормы, я, единственное, призываю всех нас, фракции, подумать.
|