Андрей Руденко: региональные операторы породят "лужковых" и "батуриных" 07 августа 2015 С этого года россияне оплачивают 100% стоимости капитального ремонта многоквартирных домов. Деньги поступают на счет некоммерческой организации – регионального фонда капитального ремонта. Например, в Краснодарском крае утвержденный местными властями платеж составляет 5,32 руб. за квадратный метр. За двухкомнатную квартиру в 60 "квадратов" дополнительная сумма в квитанции превысит 300 рублей. Если дом новый, то очередь на ремонт до него дойдет только через 20-25 лет, в течение которых владелец стандартной "двушки" заплатит более 350 тысяч рублей – и то, если тариф за это время не вырастет. Умножьте эту цифру на количество квартир в подъезде и выйдет кругленькая сумма.<...> Как разобраться в этой непрозрачной схеме и не остаться в дураках, КАВПОЛИТу рассказал депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в ГД, заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы, кандидат в городскую Думу Краснодара Андрей Руденко: – Кратко напомню историю вопроса: в 1991 году, когда началась приватизация, государство взяло на себя обязательство передать собственникам квартир уже отремонтированные дома. Но за четверть века обязательство так и не исполнено, до 95% существовавшего на начало 1990-х жилищного фонда нуждается в ремонте. В 2000-х появился Фонд реформирования ЖКХ, который выделял средства на капитальный ремонт из федерального и регионального бюджетов, жильцы доплачивали сперва 5%, потом 15%. Войти в программу капремонта из-за ее финансовой ограниченности многие не успели. И вот государство переложило на плечи россиян стопроцентную оплату капитального ремонта многоквартирных домов, не подготовив их должным образом. – Кто-то просчитывал, сколько средств нужно на ремонт домов в каждом конкретном городе, регионе? – К сожалению, по-настоящему такая ревизия не была проведена. Региональным властям для подсчета отводился крайне сжатый срок, поэтому цифры очень приблизительны, к программе капитального ремонта мы подошли, можно сказать, на ощупь. Например, утверждалось: если дом старый, его нужно включить в программу, а если построен недавно, ремонт потребуется через 20 лет. Но у меня есть конкретные обращения от жителей Краснодарского края: дом новый, но течет крыша. По графику его отремонтируют только в 2030 году, до этого времени весь дом зальет. Поэтому я уверен, что программу нужно пересмотреть, провести детальную ревизию по всем многоквартирным домам и поменять составленные второпях графики. – На ваш взгляд, почему власти торопились с запуском системы? – Прокомментировать это не могу, но полагаю, что это связано с окончанием программ Фонда реформирования ЖКХ. Вероятно, из регионов отрапортовали в Москву: у нас все хорошо, с заданием справились. Думаю, федеральные власти сделали ошибку, которую нужно срочно исправлять. Вернусь к предыдущему вопросу: нужно заново провести ревизию домов, по каждому определить, какой фронт работ нужен и сколько он будет стоить в текущих ценах. Собрав сводную цифру, делим ее на квадратные метры всей площади в республике или крае. Потом федеральное министерство выделяет из бюджета, предположим, 15% стоимости, еще 25% – региональный бюджет, жильцы платят 60%. Это продолжение действовавшей до 2015 года программы капремонта с большей финансовой ответственностью жильцов, позволяющее постепенно перейти на стопроцентную оплату капремонта. Так у нас делается по многим показателям, например, по коммунальным платежам: постепенно дотации уходят, люди поэтапно переходят на полную оплату. – Но пока все же мы вынуждены платить сразу 100%... – Обсуждал этот вопрос с коллегами по комитету из правящей партии, ответ у них один: пусть программа "обкатается", опробуется на практике, а через пару лет можем что-то изменить. Но все эти пару лет люди будут платить деньги, станут заложниками неэффективной системы. У обычных жителей, насколько я понимаю, нет абсолютно никакого доверия к системе региональных операторов. Местные власти не провели должную разъяснительную работу, собственники квартир не знают, кому и за что платят. Поэтому многие и не спешат вносить деньги на капремонт, что, конечно же, является уже серьезным нарушением. Программа должна работать так: заходит владелец квартиры на сайт, вбивает свой адрес и видит полную картину – сколько денег требуется на ремонт, когда он начнется, сколько уже собрано, какая часть суммы ушла на содержание регионального оператора. Когда система станет прозрачной, люди будут готовы вносить в нее деньги. – Насколько я знаю, к региональным операторам есть и финансовые вопросы. – Конечно. Например, они держат средства на депозитах в банке, депозиты должны поступать в тот же условный "общий котел", из которого выделяются средства на капремонт. Но сейчас они облагаются налогом на прибыль, произошел конфликт ведомств: Минфин говорит, что не должны облагаться, а налоговая служба – что должны. Это еще раз подтверждает непродуманность созданной второпях системы. Остаются вопросы и к прозрачности работы региональных операторов. По сути, этой системой мы создаем в регионах возможности для обогащения условных "лужковых" и "батуриных". Например, ремонт крыши стоит 3 млн рублей, а региональный фонд нанимает по договоренности подрядчика за 5 млн. Деньги вроде как и ничьи, в "общем котле" их проверить трудно. Поэтому за расходованием средств из фонда, чтобы исключить коррупционный фактор, должен быть самый пристальный общественный контроль. По материалам источников: КАВПОЛИТ
|