Мяч ушел с правового поля 02 июля 2015 Зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов о контракте Фабио Капелло, деле клуба "Ростов" и политических тяжеловесах "за воротами", которых боятся даже силовики. 2 июня на Совете при президенте по вопросам развития спорта Владимир Путин впервые уделил внимание эффективности использования бюджетных средств в российском футболе: "Ассигнования из бюджета и из средств госкомпаний должны прежде всего идти в основном на массовый спорт, а не на закупку иностранных звезд ради престижа по непрозрачным и часто необоснованным ценам". Задолго до этого, в феврале текущего года, "Новая газета" опубликовала схему перехода в футбольный клуб "Ростов" французского нападающего Синама-Понголя Флорана Стефана (см. №11, "Ибица-на-Дону"). Вкратце напомню суть: в 2012 году 36 млн рублей, выделенных клубу в виде субсидий из бюджета Ростовской области, были перечислены на счет американского агентства Friends & Football International LLC (Дэлавер) в черногорский банк Atlasmont Banka AD, откуда 850 тысяч евро были переведены на счета британских компаний Trademarket Networks L.P. и Drensler LLP, открытые в латвийском AS Privatbank, после чего ушли на счет вице-президента "Ростова" Александра Шикунова в испанском Caixa Banka. Часть полученных средств была использована Шикуновым для приобретения апартаментов на Ибице. В своем ответе на наш запрос Генпрокуратура сообщила, что "факты перечисления денежных средств Шикунову А.Ю. от футбольного агента Деяна Йоксимовича (представитель Friends & Football International LLC. – А.С.) и покупки недвижимости в Испании подтвердились". Кроме того, 10 февраля 2014 года по результатам проверки, проведенной ГУЭБиПК МВД РФ, следственным управлением УВД по Ростову-на-Дону были возбуждены два уголовных дела: по признакам причинения имущественного ущерба в особо крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 165 УК РФ) и злоупотребления должностными полномочиями лицами из числа руководителей клуба (ч. 1 ст. 201 УК РФ). С "Новой" связался заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, который сообщил, что им так же был направлен запрос в Генеральную прокуратуру. Почему вы решили обратиться в Генпрокуратуру? По своему статусу я должен реагировать на сообщения о фактах коррупции. Давно стало очевидно, что бесконтрольное расходование бюджетных и спонсорских средств в футбольных клубах через заключение фиктивных сделок с агентами это одна из причин деградации отрасли в целом. Футбол не чуждый мне вид спорта. Я пытался деятельно участвовать в изменении непростой ситуации через футбольную федерацию, избирался в исполком, но не прошел там оказались другие номинанты. Для них, видимо, эта тема не столь актуальна. Для футбола это типично за каждым клубом стоят большие силы. Сложно представить, что в Краснодаре, Владикавказе или Ростове арестовали кого-то из руководителей клубов без согласия первых лиц региона. Об этом и речь. За нашими клубами стоят политические тяжеловесы настолько значимые, что связываться с ними даже силовики "федерального значения" не желают. Но изменения должны произойти, иначе никак. И прежде всего в умах тех, кто способен инициировать разбирательства. Например, регионы, из бюджетов которых содержатся местные профессиональные клубы. Объемы бюджетного финансирования команд должны быть предметом обсуждения там, где это и положено, в законодательных собраниях субъектов. При всем культивируемом неверии в возможности депутатов, нет сомнений, что среди них всегда найдутся личности, которые не будут молча наблюдать за растранжириванием бюджетных средств. Губернаторам никто ведь не мешает искать и привлекать спонсоров. Но как только деньги спонсоров пошли в клуб, на первый план должны выходить не какие-то безответственные наблюдательные советы, а налоговики, а если надо, то и силовики, и жестко контролировать расходование этих средств. Необходима "инвентаризация" всего футбольного хозяйства. Я не хочу говорить о политике, но тщательная проверка всех договоров с футболистами и агентами (особенно иностранными) это задача политическая, коль скоро мы решили для себя, что национальная сборная страны должна успешно выступить на домашнем чемпионате мира. Если этой проблеме не будет уделено должного внимания со стороны государства, футбольная среда не поменяется. А чем это чревато, мы знаем не просто стагнацией, но и применением к нашим клубам объективных санкций, связанных с финансовым фейр-плей УЕФА. 24 июня исполкомом РФС будет назначена дата внеочередной конференции, на которой изберут нового президента. Кто, на ваш взгляд, должен возглавить наш футбол, чтобы изменить негативные тенденции? Мы погружаемся в выборы главы РФС, словно важнее драки за должности у нас в футболе сегодня ничего нет. У нас вообще футбол в рамках исполнительной власти выведен из сферы нормального правового регулирования. Последние годы все было отдано на откуп одному человеку министру спорта Виталию Мутко. Он и министр, и председатель оргкомитета-2018, и член исполкома ФИФА, а теперь еще и главный претендент на пост главы РФС (а если не он, то какой-нибудь его ставленник). В принципе концентрация всех властных полномочий в руках одного лица имеет свои достоинства, а в некоторых случаях просто жизненно необходима к примеру, в силовых структурах или Министерстве обороны. Но распространение этих принципов на футбол с его многосубъектностью и наличием общественных организаций может дать только отрицательные результаты, что мы и имеем. Я надеюсь, я ответил на ваш вопрос. У Виталия Мутко есть формальный куратор в Правительстве Аркадий Дворкович, и, наконец, непосредственный руководитель Дмитрий Медведев. Мне кажется, что министр спорта давно уже сумел всех убедить, что он напрямую работает с Президентом, и при таких обстоятельствах какое-то кураторство со стороны Правительства не очень-то реальная вещь. Все мы помним, что Медведев говорил о недопустимости того, чтобы госчиновники занимали места в управляющих органах спортивных федераций, а сейчас Мутко выдвигает себя на это совместительство, и Медведев молчит. Или, к примеру, контракт с Капелло абсурдный со всех сторон. Где были кураторы министра? Тут есть и еще один любопытный и немаловажный момент все пробелы и ошибки министра объективно связываются с Президентом, поскольку предполагается, что он санкционирует эти действия. К примеру, Мутко удалось "ликвидировать" Толстых, но, на мой взгляд, это пиррова победа, поскольку она далеко не однозначно оценивается в обществе. Позиция, что "коррупционеры задавили Толстых", сейчас не просто массово озвучивается она фактически господствует. В результате у части общества все действия министра спорта, постоянно ссылающегося на Путина, начинают олицетворяться с личностью Президента страны. Мой главный тезис прост над министром спорта отсутствует нормальный контроль, он как бы выведен на свою исключительную орбиту и в сочетании с его амбициями это приводит к отрицательным системным последствиям. Вы не планируете направлять запрос по контракту, заключенному между Фабио Капелло и РФС? Очевидно, что по этому контракту надо не в СМИ спорить или личность Капелло обсуждать, а проводить тщательную проверку: как возникла кандидатура Фабио, кто и где вел первичные переговоры с ним, кто участвовал в качестве посредников, обсуждались ли министром параметры гонорара и сроки. И конечно же, должны быть прояснены все сообщения о пресловутом параллельном соглашении двух иностранных компаний, заключенном якобы в интересах Капелло, а также вероятность участия в этом коммерческого партнера РФС ЗАО "Телеспорт". Но это не должно отвлечь нас от обсуждений базовых системных моментов. С приходом Мутко была внедрена практика, когда контракт с зарубежным главным тренером сборной заключал глава РФС, а оплачивал некий спонсор со стороны. Сегодня навязана модель еще более абсурдная: определяет имя главного тренера сборной и ведет с ним переговоры о размере гонорара и сроках контракта один (министр), подписывает контракт и отвечает по нему другой (глава РФС), а оплату производит третий кстати, кто? Футбол у нас убыточен, это реальность, с которой государство соглашается. Но что тогда мешает в рамках бюджета или какой-либо госпрограммы закладывать необходимый минимум для содержания как аппарата федераций, так и сборных команд? По материалам источников: Новая газета
|