Николай Левичев открыл конференцию "Безопасность и сотрудничество в Южно-Китайском море: актуальные проблемы и урегулирование конфликта" 18 июня 2015 Заместитель Председателя Государственной Думы Николай Левичев открыл конференцию "Безопасность и сотрудничество в Южно-Китайском море: актуальные проблемы и урегулирование конфликта". В работе конференции, организованной Институтом востоковедения РАН, приняли участие ведущие ученые из России, Европейского Союза, Индии, США, Японии и Сингапура, которые работали в рамках четырех секций, каждая из которых охватывала комплекс проблем, составляющих конфликтный потенциал ситуации в Южно-Китайском море: Рад приветствовать от себя лично и от Государственной Думы Российской Федерации участников второй Международной конференции по вопросам сотрудничества и безопасности в Южно-Китайском море! Ваш форум проходит уже во второй раз, что, несомненно, является лучшим подтверждением успеха инициативы организаторов – Института Востоковедения Российской академии наук, который хорошо известен в мире как один из самых авторитетных научных центров в своей области. Знаю, что предложения, высказанные экспертами и аналитиками на первой конференции, были с большим вниманием восприняты конфликтующими сторонами. В России есть расхожее выражение "со стороны виднее", и оно вполне приложимо к этому форуму. Особенно сильной стороной форума стала возможность услышать мнения ученых и экспертов из разных стран как вовлеченных в конфликт, так и напрямую в нем не участвующих, благодаря чему выкристаллизовалась более объективная и полная картина происходящего. Думаю, подобный формат наиболее конструктивный и плодотворный для обсуждения региональных территориальных конфликтов. Однако за прошедшие со времени первой конференции полтора года произошли немалые сдвиги в глобальной политике, и они не могут не отражаться на ситуации в Южно-Китайском море. Многополярный мир из декларированного принципа все больше превращается в практику международных отношений, что встречает упорное сопротивление Соединенных Штатов, претендующих на мировое доминирование. Трагедии и кровь на Ближнем Востоке и в Донбассе стали в большой мере следствием их политики грубого вмешательства в дела других стран. Становится все более очевидно, что американское военное присутствие в том или ином регионе отнюдь не является поддержкой или тем более гарантией мира. Понимание изменения ситуации отражено и в вашей программе, в частности, я отметил в ней тему "Провал американской стратегии на Украине и его влияние на изменение стратегии США в АТР". Конфликт в Южно-Китайском море остается одним из опасных очагов напряженности. Последние события здесь показывают, что любой неосторожный шаг, любое нарушение хрупкого баланса может сыграть роль спички в раздувании пожара. Поэтому оставаться спокойным и равнодушно стоять в стороне, когда зона холодных отношений рискует превратиться в горячую точку планеты, невозможно и даже преступно, если помнить о возможных жертвах и страданиях людей. Наша страна как сосед и партнер стран региона, как ответственный член международного сообщества не может допустить войны в регионе. Последний год подтвердил стратегическое значение восточного вектора российской политики. Мы ориентируемся на долгосрочную перспективу, намерены реализовать здесь крупнейшие проекты, которые будут способствовать и нашему экономическому развитию и общему новому подъему региона, усилению его значения. Россия активно выступает за формирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой архитектуры безопасности и устойчивого развития, в основе которой лежат принципы равенства, уважения международного права, безопасности, неприменения силы или угрозы силой. Россия последовательна в своей политике. И здесь, думаю, будет уместно сослаться на мнение эксперта, опубликованное в (китайской!) газете "Глобал тайм", что позиция Кремля важна для разрешения затянувшегося конфликта, поскольку она служит примером для других стран (в особенности США) и демонстрирует, каким образом следует избегать обострения напряжения. Сегодня в АТР формируется мощный центр интеграции и сотрудничества. В этот процесс вовлечены как наши партнеры по БРИКС и ШОС, так и страны АСЕАН, к наращиванию отношений с которыми мы также стремимся. Широкие перспективы обещает взаимодействие Евразийского экономического союза и проекта "Шелкового пути XXI века", который активно продвигается нашими китайскими партнерами. К сожалению, инерция конфликтов в Южно-Китайском море, неурегулированность спорных вопросов, наличие территориальных претензий, рост напряженности затрудняют реализацию этих грандиозных планов. Любой мало-мальски грамотный человек понимает, что не бывает жизни без конфликтов, а всеобщая гармония интересов – красивая сказка и, увы, недостижимый идеал. Задача ответственной политики всегда в том, чтобы не допускать насилия как способа разрешения конфликта, находить средства выхода из тупиковых ситуаций при углублении конфликтов, добиваться взаимопонимания между противостоящими сторонами, способствовать компромиссу, взаимоприемлемым решениям. Такие решения возникают только при глубоком знании истории и специфики региона, учете всех факторов, имеющих влияние на развитие конфликта, позиции участников, традиций и менталитета соседей по региону, а также воздействующих на него глобальных факторов. И в этом смысле трудно переоценить работу научно-экспертного сообщества, ваши усилия, направленные на анализ ситуации и выработку рекомендаций по поддержанию мира в Южно-Китайском море. Уверен, что ваша дискуссия и предложения будут иметь огромный резонанс. Материалы конференции могут стать опорой для составления дорожной карты выхода из конфликта, только с вашей помощью политики смогут найти эффективные решения. Желаю вам плодотворной работы конференции и всего самого доброго. По материалам источников: Официальный сайт Николая Левичева
|