ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру энергетики РФ Александру Новаку

10 июня 2015

10 июня в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" перед депутатами выступил Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак. Также депутаты заслушали выступления руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова и аудитора Счетной палаты Российской Федерации Валерия Богомолова. Вопросы министру задали: Михаил Сердюк, Александр Тарнавский и Галина Хованская. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Андрей Руденко. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы:

Михаил Сердюк:

Александр Валентинович, вы затронули сегодня тему добычи нефти, и мы фиксируем ее рост в Восточной Сибири, но в то же время и падение добычи в Западной Сибири.

Я представляю Ханты-Мансийский автономный округ. И моими коллегами из регионального Законодательного Собрания порядка восьми месяцев назад была внесена инициатива по так называемому налогу на финансовый результат в части замены НДПИ, как более эффективный, более дифференцированный индивидуальный механизм, который позволял бы разрабатывать трудно извлекаемые месторождения, и составить конкуренцию сланцевой нефти.

Судьба его вам известна. Я хотел бы, чтобы вы озвучили позицию вашего министерства по этой инициативе, по этому законопроекту, и по возможности коснулись планируемых сроков дальнейших действий.

Спасибо.

Александр Новак:

Очень важный вопрос для развития будущего нефтяной отрасли.

Уважаемые коллеги, по нашей оценке, если мы там в ближайшие 10 лет не переведём систему на налог на финансовый результат и на эффективность разработки, мы получим снижение объёмов добычи в Западной Сибири минимум на 100 млн. И для того, чтобы не допустить этого, нам необходимо более комплексно использовать те месторождения, которые были открыты в 50-е – 60-е годы, и которые сегодня немотивированно разрабатываются не в полном объёме и некачественно извлекая нефть оттуда. То есть можно гораздо больше повысить эффективность. Я твёрдо убеждён, что этот закон нужно принимать.

Понимаем и те опасения, которые есть сегодня у наших оппонентов в рамках этого закона, в частности, что может быть снижение доходов в бюджет, плохое администрирование. Все эти риски, безусловно, мы оцениваем и при разработке проекта закона, который, я хочу поблагодарить депутатов Ханты-Мансийского автономного округа, вышли с такой инициативой, мы его поддержим. Есть ряд наших предложений по поправкам, они носят не существенный характер. И если будет положительное заключение Правительства в ближайшее время, там это будет учтено. Мы подготовили такой проект заключения.

Поэтому считаю, что этот закон нужен. Тем более, что риски снижаются тем, что мы сегодня говорим только лишь о пилотных проектах, которые в качестве эксперимента нужны для того, чтобы как раз снизить эти риски по налоговому администрированию, и показать, что это даст дополнительный эффект.

А уже решение о переходе в целом всей отрасли на налог на финансовый результат будет приниматься потом по результатам того, что в качестве эксперимента будет сделано. Поэтому здесь вообще нет никаких рисков.

Просим, вот с нашей стороны, как министерство, мы поддерживаем, понятно, что должна быть выработана позиция Правительства в целом, и окончательное решение будет за Правительством.

Александр Тарнавский:

Уважаемый Александр Валентинович, позволю задать вам вопрос, наверное, нестандартный, возможно, для вас и совсем неожиданный, но формулируется он следующим образом: так всё-таки, что же нам ожидать от цены на нефть? Что происходит со сланцевой нефтью, имея в виду, что вы не так давно принимали участие в мероприятиях по линии ОПЕК и, как я понимаю, были участником этих переговоров. Чтобы вы могли нам сказать?

Спасибо.

Александр Новак:

Я постараюсь сжато, поскольку достаточно обширный вопрос и много можно о нём говорить. Я хочу в первую очередь отметить, что консолидированное мнение всех участников рынка стран-экспортёров в первую очередь о том, что цены, которые раньше были там где-то около 100 долларов и выше, а доходили в 2008 году и до 141 доллара, что это в ближайшей перспективе уже вряд ли будет. Баланс спроса и предложения складывается таким образом, что нефти в мире достаточно много, что повысилась производительность труда, повысилась эффективность добычи нефти, и будет увеличиваться доля трудноизвлекаемой нефти. Сегодня она составляет всего 20%, через 10 лет будет 50%, через 20 лет её доля будет 65%, то есть появляются новые технологии, и они сильно удешевляют себестоимость добычи нефти. Поэтому сегодняшние цены, которые складываются в размере 60-70 долларов, абсолютно комфортные и нормальные для рынка.

Возможно, они будут даже и несколько ниже, незначительно, потому что, ещё раз повторю, существующие технологии, которые появляются с каждым годом, удешевляют себестоимость. И в целом сегодня пока ещё существует дисбаланс спроса и предложения, сократились инвестиции, мы видим, что по сланцевой нефти в мае месяце объёмы добычи сократились по сравнению с апрелем, впервые за период с 2009 года, когда росла добыча сланцевой нефти. Тем не менее, по результатам года объёмы добычи сланцевой нефти будут выше, чем в прошлом году за счёт того, что многие неэффективные проекты и дорогие уйдут в основном в тех странах, которые имеют высокую себестоимость добычи нефти, рынок несколько сбалансируется в этом году. И мы ожидаем, что это будет второе полугодие, может быть, 2016 год.

Что касается нашей отрасли, мы, безусловно, в этой связи конкурентоспособны, у нас достаточно низкая себестоимость добычи нефти. И, в общем-то, на сегодня объёмы снижения инвестиционных программ наших компаний гораздо меньше, чем компаний во всём мире. Если во всём мире компании снизили издержки... снизили инвестиционные программы на 30%, мы по мониторингу видим, что это примерно от 5 до 10%. И в свою очередь наши компании тоже повышают эффективность и повышают производительность труда, чтобы конкурировать с нашими партнёрами, с другими странами.

Спасибо.


Галина Хованская:

Уважаемый Александр Валентинович!

Мы помним, что "Газпром" – это национальное достояние, но я предлагаю сейчас всё-таки обратить внимание на простого гражданина. По инициативе министерства Правительством предложено увеличить размер пени для граждан более, чем в два раза за месячную задержку платы за жилищно-коммунальные услуги, а при непосредственном управлении домом, за один день просрочки. Зачастую сейчас задержки в период кризиса связаны с потерей работы гражданами, а вовсе не с их недобросовестностью. Кроме того, имеются факты многочисленных задержек при доставке платёжных документов. Кроме того, вы знаете, что граждане имеют обыкновение болеть в отличие от юридических лиц.

Поэтому вопрос. Это увеличение пени на фоне введения повышающих коэффициентов с завышенным в большинстве регионов нормативом, особенно на воду, введения взноса на капитальный ремонт позволит ли решить проблему долгов ЖКХ или её обострит? И допустим ли одинаковый подход к гражданину и к юридическому лицу?

Александр Новак:

Спасибо. Очень важный вопрос, Галина Петровна.

Во-первых, абсолютно с вами согласен, что разная ситуация.

Во-первых, закон направлен, в первую очередь, на предприятия промышленности, на бюджетные организации, чем на население, потому что население является самым лучшим плательщиком на сегодняшний день. И вот если брать электроэнергетику, у нас доля платежей населения составляет 98%.

И, в частности, вот этот закон, на наш взгляд, он очень нужен и важен. Почему? Потому что сегодня нормативно-правовая база несовершенна в этой части, и создаются условия, в первую очередь, для неплатежей нашими промышленными предприятиями. Я уже называл цифры, когда был на трибуне, о том, насколько выросла эта задолженность, на 200 миллионов рублей на сегодняшний день составляет. Это инвестиционная программа общесетевого хозяйства в год. И с этим надо что-то делать на сегодняшний день.

Там есть не только вопросы, касающиеся повышения пени, для того, чтобы стимулировать платить, а не кредитоваться за счёт энергетиков, когда стоимость пени дешевле в три раза, чем банковские кредиты. И сегодня так получается, что предприятия часто не платят, потому что им проще не брать в банке кредиты, а кредитоваться за счёт поставщиков энергоресурсов.

Но есть и два важных момента.

Это касается вопроса, связанного с тем, что сегодня не отрегулирована сдача в аренду принадлежащего государственным и муниципальным предприятиям имущества котельных, водоканалов и так далее.

Вы знаете примеры, когда, например, в Пермском крае одна из компаний, то есть котельная сдавалась в аренду в течение 13 лет одному и тому же собственнику, который накапливая долги, банкротил свое предприятие и никогда не рассчитывался, и нарастил задолженность. Вот это нужно ликвидировать, и закон на это направлен.

И второе очень важное направление – это так называемые неотключаемые потребители, которые тоже не собираются расплачиваться за поставленные энергоресурсы. Пример – волгоградский "Химпром", который задолжал уже 10 миллиардов рублей, и ничего невозможно с ним сделать, законодательство ничего не позволяет сегодня с ними делать.

Так вот в первую очередь это направлено именно на решение этих вопросов.

Спасибо.

Андрей Руденко:

Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД РФ – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами заслушали отчёт министра и руководителей Федеральной службы по тарифам и Счётной палаты. Достаточно содержательные информационные доклады были представлены. Мы понимаем, что 70% экспорта Российской Федерации приходится на долю министерства. В том числе более 50% налоговых поступлений в бюджет. Говорить можно много, но, к сожалению, время выступления ограничено.

С учётом этого я хотел бы затронуть только одну проблему. Это обеспечение государственного контроля за эффективностью и прозрачностью предприятий ТЭК, а также ценового аудита инвестиционных проектов. Остановлюсь на трёх основных направлениях кратко.

Газовая отрасль – "Газпром". Более 50% принадлежит государству. Выручка – 5 трлн 590 млрд рублей. Операционные расходы – 3 трлн 943 млрд рублей, в том числе налоговые поступления. Прибыль – 159 млрд. Совет директоров – 11 человек. Представитель государства – один. Ревизионная комиссия – 9 человек. Представитель государства – 6. Представлены многочисленные ООО и ОАО, структура которых непрозрачна и представители государства в них практически отсутствуют.

Следует отметить, что инвестиционная программа на сумму более 800 млрд рублей утверждается Советом директоров. При этом имеется много вопросов по формированию цены на материалы, по объёму выполненных работ, по ценообразованию.

Маленький пример. "Газпром" в 2008 году реализовал непрофильные активы, дочернее строительное предприятие. Покупателем стал небезызвестный "Стройгазмонтаж". С 2008 года по 2013-й в СГМ увеличилось строительство физических объёмов газопровода с 618 до 3 тыс. 645 километров. Он основной заказчик "Газпрома". Выручка предприятия выросла за этот период в 3,5 раза. Так СГМ окупил свою покупку через два-три года. Так что послужило, неправильное решение менеджмента "Газпрома" в прошлом или эффективное управление СГМа?

Следует отметить, что стоимость реализации газа для населения внутри России достигает 7,9 рублей за кубический метр. И ещё будет повышаться ежегодно. А на экспорт мы подаём по 13 рублей закупку.

Имеются вопросы по технологическим подключениям, по структуре сбыта отрасли, по задвоению затрат и так далее.

Нефтяная отрасль. "Роснефть". 70% принадлежит "Роснефтегазу". В "Роснефтегазе" 100% – доля государства. Выручка пять с половиной триллионов рублей. Расходы, примерно, четыре триллиона рублей. Прибыль – 350 миллиардов рублей. Совет директоров – девять человек, представителей государства нет. Ревизионная комиссия – пять человек, четыре – представители государства. При этом в совет директоров управления входят три иностранца, которые являются председателями и членами совета директоров дочерних обществ государственного концерна. Ни в одной стране мира такого нет. Вот у меня перечень, при этом практически, наверное, в 60 дочерних обществах присутствуют иностранцы.

Управляющая компания "Роснефтегаз". Особо стоит обратить внимание. Совет директоров – пять человек, представителей государства нет. Ревизионная комиссия – три человек, представителей государства два. В 2014 году на депозитах "Газпромбанка" "Роснефтегаз" разместил 320 млрд рублей. Остаток на конец года – 85 миллиардов рублей. При этом руководство "Роснефти" обращается в Правительство за выделением средств из Фонда национального благосостояния. Общие расходы управленческие, а коллектив в "Роснефтегазе" составляет 10 человек, 109 млн рублей. Расходы "Роснефтегаза" – 19 млрд, в том числе два млрд на пожертвования.

Дополнительно скажу о сбыте продукции "Роснефти" в 2013 году. Оптовая реализация нефтепродуктов с завода составила 20 тысяч рублей за тонну. В тонне 1333 литра. То есть 15 рублей за литр бензина или дизельного топлива. Розница – 32,9, что значит 24 рубля. Мы знаем прекрасно, какова цена на заправках "Роснефти".

Газ реализуется по цене 2 рубля 10 копеек за кубометр. Продаётся оптом "Межрегионгазу". "Межрегионгаз" продаёт населению за пять рублей и выше. Административные расходы составили 69 миллиардов рублей, в том числе заработная плата топ-менеджмента и всего менеджмента "Роснефти". Производственные затраты – 220 млрд.

Электроэнергетики. "Россети". Более 50% принадлежит государству. Совет директоров – 15 человек, три из состава государства. Ревизионная комиссия – пять человек, четыре представляют государство. В дочерних обществах большинство представителей "Россети" и по одному представителю Минэнерго. Много вопросов по цене сроков технологического подключения, также непрозрачно формирование тарифа для населения и предприятий.

"РусГидро". Особое заключение Счётной палаты: выявлены нарушения проектно-сметной документации и сроков строительства.

500 млрд незавершённого строительства в 2014 году. В ФСК ЕС на 75 млн нарушений при закупке импортного оборудования, возбуждена статья 159-я часть 4.

Хочу сделать следующие выводы.

Минэнерго совместно с Росимуществом должно срочно разработать и представить на утверждение Правительству и Президенту модель государственного управления ТЭК России. Особую роль отвести формированию совета директоров. Пример, Саудовская Аравия, где 100 процентов принадлежит государству и председателем совета директоров является министр нефти.

Нужно через советы директоров обществ, привлекая отраслевые министерства, вести работу и по эффективности управления, снижения затрат и себестоимости продукции, импортозамещения. Ведь газ, бензин, электроэнергия влияют у нас на всё. Нужно прорабатывать инвестиционные программы через отраслевые министерства, и принимать решения по минимизации затрат, ценообразованию или первоочерёдности той или иной части инвестиционной программы. Мы все вместе должны сделать так, чтобы тарифы и цены для населения и предприятий были прозрачны и понятны каждому гражданину Российской Федерации.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024