Сергей Доронин о проблемах импортозамещения 09 июня 2015 На пленарном заседании Госдумы 9 июня от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Сергей Доронин: Уважаемый Иван Иванович (Мельников, заместитель Председателя ГД РФ – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Наша страна уже год живёт в условиях серьёзных экономических ограничений. И, пожалуй, самое время обсудить, как наше государство отреагировало на новые вызовы, тем более, что слова о политике импортозамещения сейчас звучат с самых высоких трибун. Согласно данным Росстата, за первые месяцы текущего года импорт в целом снизился на 37,6%. Это очень существенная цифра. Если же говорить конкретно о статье "Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё", то тут сокращение ещё сильнее 42,5%. По существу, речь идёт о двукратном падении, и оно показывает, что российские потребители готовы к тому, чтобы приобретать свои отечественные продукты, люди понимают, что они и вкуснее, и качественнее. Упрекнуть наших сограждан в этом смысле не в чем. Однако того же, увы, нельзя сказать о действиях Правительства, ведь сокращение импорта это, как мы знаем, ещё не импортозамещение. Пока мы наблюдаем всего лишь сокращение поставок, а импортозамещением оно станет, если мы увидим возмещение выпадающих объемов за счёт отечественного производства. Потенциально наши крестьяне к этому готовы, за исключением разве что продукции, которая в российских условиях не производится. Однако данный потенциал в основном остается нереализованным. Это главная проблема, на которую мы обязаны обратить внимание. Закрывать на нее глаза, как это сейчас делается, абсолютно недопустимо. Иначе мы так и не используем существующее окно возможностей и останемся зависимы от иностранных поставок, уже продемонстрировавших свою ненадежность. Нам часто говорят, что в прошлом году в агропромышленном комплексе наблюдался заметный рост, однако обычно за кадром остается то, что этот рост был обеспечен за счёт растениеводства, иными словами, благодаря хорошему урожаю, а значит, погоде, которая, к счастью, не зависит от Правительства. А вот в животноводстве результат намного скромнее: прирост тут составил всего около двух процентов. Очевидно, что это совсем не те темпы, которые необходимы для решения задач импортозамещения. Могут возразить, что в прошлом году отрасль просто не успела раскачаться, воспользовавшись возникшими в связи с сокращением импортных поставок возможностями. Если бы это было так, предприятия сейчас активно расширяли бы производство, наращивая мощности. Увы, ситуация ровно противоположная. Самым проблемным пунктом в исполнении государственной программы в прошлом году были инвестиции, здесь сокращение составило около пяти процентов, а прироста капиталовложений практически нет. Причины здесь хорошо известны, мы говорим о них уже не первый год. Речь идёт о крайне тяжелом финансовом положении хозяйств и обремененностью огромными, просто фантастическими долгами. Правительство, кстати, прекрасно знает об этой проблеме, и я позволю себе процитировать вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего отрасль. Есть проблемы у значительного числа хозяйств, вызванные в том числе накопленными причинами, накопленными долгами, и уровень просрочек в этом секторе относительно велик около восьми процентов. Восемь процентов это официальная оценка. Эксперты же говорят о гораздо более высоких уровнях. Сейчас "токсичные" долги в АПК составляют, по их оценкам, около 20%, а в целом они достигают астрономических величин порядка двух триллионов рублей. Такова задолженность сегодня перед кредитными организациями всего сельскохозяйственного комплекса. Таким образом, хозяйства уже обременены кредитами, у них просто нет собственных средств, чтобы расширять производство и реализовывать программы импортозамещения, которые столь бодро пишутся ведомствами. Невозможно решить данную проблему и за счёт привлечённых ресурсов. Во-первых, потому что в связи с обострением экономической ситуации цена кредитов выросла настолько, что осуществить большинство инвестпроектов попросту невозможно, а, во-вторых, хозяйства и так уже в долгах, как в шелках. Увеличивать их дальше просто бессмысленно. Это подтверждается и статистикой. В прошлом году объём кредитных ресурсов в отрасли не увеличился, а уменьшился. То есть получить кредит на практике, что бы ни говорили нам отчёты, стало намного тяжелее. Нынешний год также показывает, что в отличие от радужных докладов руководителей люди, работающие непосредственно на земле, ощущают ситуацию совершенно иначе. Я напомню, что во время одного из последних диалогов Президента с теперь уже бывшим министром сельского хозяйства глава государства сказал: "Вы сказали, что идёт кредитование опережающим порядком, но у меня, к сожалению, несколько другие цифры". Таким образом, ресурсов, необходимых для расширения производства, агропромышленный комплекс так и не получил, а без них любые разговоры об импортозамещении становятся бессмысленными. Таким образом, мы вновь должны ставить вопрос о решении проблемы финансового оздоровления села. Во-первых, речь может идти о продлении сроков уже выданных инвестиционных кредитов как минимум до 20 лет, а также о создании банка плохих долгов, призванного цивилизованным образом решить проблему избыточной задолженности. Только тогда мы сможем помочь сельскохозяйственному комплексу, и только тогда у нас появятся предпосылки для импортозамещения, и от слов мы перейдём к делу. Конечно, восстановление финансовой устойчивости хозяйств далеко не единственная задача, нужно также, особенно сейчас, в условиях экономических проблем создавать устойчивый спрос на отечественные продукты, тогда у предприятий отрасли будет стимул для инвестирования. Я говорю, в частности, о программе поддержки наименее социально защищенных слоев населения. В России, даже по самым скромным оценкам, примерно 15 миллионов человек живут за чертой бедности, а в реальности эта цифра гораздо больше. В Соединённых Штатах Америки для поддержки таких людей существуют так называемые "продовольственные сертификаты", ими пользуются порядка 45 миллионов человек, сумма ассигнований составляет около 60 миллиардов долларов. То есть на каждого человека выдаётся продовольственный сертификат, который может отовариваться в продовольственных магазинах. На него можно приобретать продукты питания, произведённые в США, а также сельхозпродукцию на 134,5 доллара в месяц. Эта программа позволяет поддержать тех, кому труднее всего, включая, кстати, и само сельское хозяйство. Нам пора брать на вооружение этот опыт, бросать людей один на один с их проблемами в сегодняшней ситуации недопустимо. И последнее. Недавно в СМИ просочилась информация о том, что в 2016-2018 годах Минфин планирует снизить предельные объёмы финансирования на Госпрограмму по развитию сельского хозяйства на 487 миллиардов рублей, то есть, более чем вдвое. Это совершенно гибельный проект. Давайте вспомним подготовленный прошлой осенью Правительством проект бюджета 2015 года, он тоже содержал снижение уровня финансирования госпрограммы, а оно было отнюдь не таким большим, но в итоге и то решение доказало свою ошибочность. А при нашем с вами активном участии финансирование госпрограммы на 2015 год к настоящему моменту увеличено до 220 миллиардов рублей. Всем понятно, что это единственный способ прокормить страну и хоть как-то сдержать рост цен на продовольствие. Поэтому я бы хотел призвать всех коллег обратить внимание на данный факт и ни в коем случае не допустить реализации сценария радикального сокращения ассигнований. Люди нам этого попросту не простят. Спасибо.
|