ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Доклад Николая Левичева на Конгрессе депутатов Партии СР регионов ПФО "Импортозамещение как фактор развития регионального предпринимательства"

26 мая 2015

Заместитель Председателя Государственной Думы, Председатель Совета Палаты депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев выступил с докладом на Конгрессе депутатов Партии СР регионов Приволжского федерального округа "Импортозамещение как фактор развития регионального предпринимательства":

Уважаемые коллеги! Уважаемые гости! Товарищи!

Тема импортозамещения, которой посвящен наш Конгресс депутатов, крайне важна для оценки современного состояния и тенденций развития отечественной экономики. Уверен, что в результате дискуссии мы сможем лучше понять, как падение курса рубля, политика санкций и сокращение импорта повлияли на экономическую жизнь в регионах, какие решения принимаются и какие решения надо принять.

В результате санкций обнаружилась критическая зависимость нашей экономики от импорта. Особенно в ключевых отраслях, непосредственно обеспечивающих национальную безопасность страны.

Страна буквально в одночасье оказалась перед перспективой форсированного импортозамещения.

На данный момент все федеральные министерства подготовили соответствующие программы. К 1 июля должны быть приняты необходимые решения по их реализации. Такие же программы составлены на региональном и местном уровнях.

Напомню, что 8 апреля в Москве состоялся 6-ой Форум регионов России, на котором руководители региональных органов власти отчитались о проделанной работе. Однако, по оценкам Минпромторга, только в половине регионов замена иностранных товаров российскими происходит со знанием дела. В остальных импортозамещение превратилось, к сожалению, в очередную кампанейщину.

Очень важно понять, как на сокращение импорта отреагировало реальное производство, малый и средний бизнес. С этой целью мы и собрали наш Конгресс.

Вопрос замещения иностранных товаров отечественными в России возник не сегодня. Он назревал давно. В 90-е годы мы слишком активно отказывались от собственных производств. Причем закрывались не только отсталые предприятия. Мы потеряли и высокотехнологичные производства: что-то по причине недомыслия, что-то в силу прямого лоббирования интересов иностранных компаний.

Теперь, чтобы восстановить отечественные производственные мощности, придется предпринять гигантские усилия. По некоторым важнейшим позициям на восстановление производств потребуются не месяцы, а годы и десятилетия.

Коротко перечислю основные проблемы импортозамещения, которые, надеюсь, станут предметом нашей дискуссии.

Первое. Мировые экономические отношения сегодня находятся в кризисе. Политика санкций, манипуляции с ценами мирового рынка, резкое ужесточение миграционной политики – все это признаки системного неблагополучия. Можно сказать, что после создания ВТО и связанных с этим надежд на взаимовыгодную торговлю, мировое сообщество сделало явный шаг назад.

Конечно, разделение труда между странами не отменяется. Оно выгодно и будет развиваться. Экономическая автаркия – не вчерашний, а даже позавчерашний день. Но мы по существу вынуждены пересмотреть весь комплекс экономических отношений с другими странами.

В феврале 2015 года вышло правительственное распоряжение о запрете импорта в Россию товаров машиностроения для государственных и муниципальных нужд. В комитетах Всемирной торговой организации это вызвало настоящий переполох. США и ЕС пытаются убедить арбитров ВТО в том, что российские запреты противоречат принципам свободной торговли и грозят завалить Россию судебными исками.

Возможно, российская политика импортозамещения действительно в некоторых случаях вступает в противоречие с принципами ВТО. Однако экономические санкции против России также им не соответствуют ни в коей мере.

Думаю, следующий шаг – это предоставление преференций при госзакупках российскому программному обеспечению. Законопроект о поддержке отечественного софта уже внесен в Госдуму.

Импортозамещение не означает полного закрытия внутреннего рынка. Никакой полномасштабной замены всего и вся – от парфюмерии до оборонки – не будет. Будет эффективная замена того, что ввезено через таможенную границу, тем, что сделано внутри страны. Я подчеркиваю слова "эффективная замена". Только в этом случае на смену дорогим иностранным товарам придут более дешевые и качественные российские товары.

К 2020 году планируется снизить зависимость от зарубежных поставок по разным отраслям промышленности с более чем 70% до 50%. А в продовольственной сфере предполагается снизить зависимость от импорта в 2 раза.

Если речь идет о продовольственной и лекарственной безопасности страны, то вопрос – во сколько это нам обойдется? – по понятным причинам не всегда уместен. Надо добиться, чтобы весь цикл производства в соответствующих отраслях мог быть осуществлен в границах России и странах таможенного Союза.

Это же касается оборонной промышленности. Кстати, здесь программы импортозамещения успешно реализуются уже многие годы.

Второе. Политика импортозамещения требует серьезных институциональных изменений в экономике. Из-за высоких цен на нефть институциональные реформы у нас были фактически свернуты. Поэтому, когда энтузиасты заявляют о готовности производить свое, они упускают из виду системную неготовность разного рода регуляторов предоставить им зеленый коридор.

Прямо скажем: курс на импортозамещение сегодня осуществляется в режиме ручного управления и поддерживается только масштабными государственными инвестициями.

В августе 2014 года, как известно, был создан Фонд развития промышленности. Его задача – предоставлять целевые займы бизнесу под 5% годовых сроком на 5 – 7 лет. По состоянию на 2 марта этого года подано 800 заявок на общую сумму 280 млрд. руб. Однако качество большинства заявок пока крайне низко. Фонд отобрал проекты только на 2,2 миллиарда рублей. Это крайне мало!

Суммарная стоимость всех потенциальных проектов импортозамещения оценивается в 2,5 триллиона рублей (оценка Мантурова).

Таким образом, импортозамещение должно перерасти в диверсификацию нашей экономики. Как оказалось, обвалить наше сырьевое благополучие довольно просто.

Третье. После того, как Запад ввел санкции в отношении России, а Россия ответила контрсанкциями, остро встал вопрос об импортозамещении в аграрном секторе.

В бюджете 2015 года на поддержку сельского хозяйства отпущена почти четверть триллиона рублей. Но на что пойдут эти деньги? В прошлом году Минсельхоз расписался в своей полной неспособности финансировать импортозамещение. Надеюсь, что в этом году после замены руководства министерством, ситуация изменится.

Проблема кредитования аграрного сектора остается крайне напряженной. При ставке 20–23% размер субсидии составляет 8%, и условия кредита оказываются неподъемными.

В условиях дефицита средств возникают, к примеру, весьма экзотические решения. Так, в Нижегородской области одна крупная сельскохозяйственная компания продает гражданам "овощные сертификаты" на право купить осенью овощи по фиксированным ценам. Такая вот фьючерсная сделка в лучших традициях мировых товарных бирж.

Думаю, что на данном этапе кредитование сельского хозяйства не может и не должно быть задачей коммерческих банков. Это задача специальных институтов развития, которые не будут сдирать с крестьянина "три шкуры".

Четвертое. Преодолеть критическую зависимость от импорта обрабатывающих производств не так-то просто. Речь идет не только об обычных товарах, а о наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Причем ее придется производить в условиях санкций, которые поставили барьер именно IT – технологиям.

С другой стороны, имеющийся производственный потенциал страны все еще используется крайне нерационально. Отечественные поставщики продукции часто не знают всех потенциальных заказчиков. А заказчики не знают отечественных поставщиков. Легче найти партнера за рубежом. Прямые контакты формируются самым примитивным способом – при помощи региональной власти, которая сводит потенциальных партнеров как в "брачном агентстве".

С 1 июля 2015 года вступит в силу закон "О промышленной политике". Начнет работать предусмотренный законом Национальный центр поддержки импортозамещения. Теперь вся информация о российских компаниях, которые хотели бы стать участниками производственной цепочки, будет доступна. Остается лишь один вопрос: почему все происходит так медленно?

И последнее, пятое. Сегодня нам предстоит обсудить и меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Его роль в импортозамещении, на мой взгляд, недооценивается.

Крайне важно заинтересовать в развитии предпринимательства на своей территории местную власть. Пока что программы поддержки малого и среднего бизнеса составляются чисто формально.

Здесь я тоже вижу задачу для наших депутатов. Надо проанализировать, как расходуются средства региональных и местных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства. Часто деньги из этих фондов из года в год получают одни и те же фирмы. Многие бизнес-проекты разрабатываются только для конкурса. Одни проекты – нежизнеспособны, другие – на грани фантастики. Часто претенденты на поддержку не имеют ни оборудования, за которое надеются получить компенсацию, ни помещений, а порой и самой фирмы не существует. Депутатский контроль крайне необходим.

Уважаемые коллеги!

Будем надеяться, что политика импортозамещения не попадет в зависимость от того, есть санкции или их нет, падает или растет курс рубля. Надо приводить структуру нашей экономики в порядок и не покупать за границей то, что мы можем качественно и дешево производить сами.

Еще раз хочу подчеркнуть: критическая зависимость от импорта – это системная проблема нашей экономики. Одними деньгами ее не решить! Согласованная работа всех министерств и ведомств, депутатского корпуса и представительной власти – вот что нам надо!

У каждого региона свои конкретные задачи по импортозамещению. Надеюсь, что сегодня мы услышим, как они решаются. Желаю всем нам плодотворной дискуссии.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025