Василий Швецов о решении проблемы социального неравенства в РФ 15 мая 2015 На пленарном заседании Госдумы 15 мая от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Василий Швецов: Уважаемые коллеги! На фоне очень мощного духовного подъема и сплочения народа в юбилейный День Победы, как-то незаметно отошли на второй план суть и лозунги первомайских мероприятий. Но сегодня я снова хочу обозначить проблему, о которой с этой трибуны говорилось уже много раз. Я говорю о совершенно неприемлемом уровне социального расслоения нашего общества и необходимости доведения соотношения доходов самых богатых и самых бедных до норм, принятых во многих развитых странах. Очевидно, что необходимо активно искать механизмы для подтягивания до более высокого уровня доходов самых низкообеспеченных слоев населения. Однако, к сожалению, реальная заработная плата в 1 квартале 2015 года снизилась на 8,3% по сравнению с 2014 годом. В этом году впервые с 1998 года уровень бедности перестанет снижаться и начнет расти, к таким выводам пришли специалисты Всемирного банка. В прошлом году он составил около 11%. То есть доходы ниже прожиточного минимума, который в России составляет 8234 рубля, получали около 15,5 млн россиян. По прогнозам в этом году уровень бедности может подскочить до 15%, а это значит, что за чертой бедности окажутся более 20 млн человек. Падающие среднедушевые доходы неизбежно ведут к снижению покупательской способности населения, что в свою очередь еще более усугубляет проблемы во многих секторах экономики. Недавно Правительство вместо того, чтобы приблизить индексацию пособий и заработных плат к фактическому уровню инфляции изменением одной лишь цифры в бюджетном законе, а именно, изменением прогнозного уровня инфляции, фактически изменило действие 24-х уже существующих законов. Тем самым ущемив в правах и без того огромный список социально уязвимых категорий наших граждан инвалидов, ветеранов, доноров, военнослужащих, сотрудников полиции и т.д. Экономия бюджетных средств на компенсационных выплатах в условиях нестабильной экономической ситуации, применение размера индексации более чем в два раза ниже фактической инфляции неизбежно ведет к резкому отставанию и так невысокого уровня доходов населения от галопирующих темпов роста цен. Сокращаются дотации регионам на компенсацию расходов по повышению зарплат бюджетникам на 20 млрд рублей. Расходы на повышение зарплат отдельным категориям работников уменьшены почти на три млрд рублей, из них почти половина приходится на сокращение зарплат медицинских работников. На четыре млрд рублей уменьшился имущественный взнос в Фонд ЖКХ. Не успели принять закон о страховании вкладов до 1,4 млн рублей, как уже снова заговорили об изменении порядка выплаты страхового возмещения по вкладам. Оказывается, нужно не ответственность банкиров ужесточать, а опять ответственность вкладчика за выбор банка. На этом фоне еще более усугубляющегося социального расслоения как никогда необходимо понимание политико-экономическими элитами социального компромисса, в том числе и связанного с ограничением сверхдоходов. Но вряд ли можно назвать готовностью к такому компромиссу те символические ограничения заработных плат в законодательных и некоторых исполнительных органах власти. А уж тем более, когда мы говорим о госкорпорациях, где зарплата руководителей составляет заоблачные суммы и можно было бы ожидать хотя бы того же 10-процентного ее снижения. Мы видим обратное, руководителям и членам семей 23-х компаний с государственным участием даже разрешили не раскрывать данные о доходах. Они теперь освобождаются от необходимости декларировать публично свои доходы, потому что являются участниками коммерческого рынка, поэтому это коммерческая тайна. Перечень таких структур большой: РЖД, Роснефть, Газпром, РОСНАНО, Сбербанк, ВЭБ, Роснефтегаз, Транснефть и можно еще продолжать. Официально больше всего этого добивался глава РЖД Владимир Якунин. Какой коммерческий рынок у российских железных дорог, хотелось бы спросить у господина Якунина. С какими железными дорогами в России они конкурируют? Вот так демонстрируются принципы солидарности и социальной ответственности перед обществом. К сожалению, наша политико-экономическая элита ни каким образом не хочет даже бросить взгляд на то, что происходит вокруг. Сверхпотребление, роскошь, вывод капиталов за границу – это частые атрибуты современной российской олигархии, не обремененной нормами этики, морали, права. А то, что рядом бездна, пропасть для миллионов людей, это вопрос, который ее не должен никак волновать. Только так не бывает. Рано или поздно приходится расплачиваться. В самые тяжелые времена элиты многих ныне развитых стран приходили к пониманию, что нужен компромисс большой социальный компромисс. Понимали, что блага, которыми они в настоящее время наделены, даны свыше не только за личный упорный труд, но и созданы трудом тысяч людей, стечением сотен обстоятельств, нередко далеких от личных, пусть даже выдающихся качеств и способностей. И это надменное отношение к другим, кому не посчастливилось попасть в стечение таких обстоятельств, рано или поздно может вернуться бумерангом. Когда мы слышим о том, что руководители крупных корпораций с государственным участием должны получать заработную плату на уровне своих зарубежных коллег, хочется спросить, а что же это за привилегия такая? Почему тогда не имеет права на уровне своих зарубежных коллег получать заработную плату учитель, врач, инженер, рабочий? Я думаю, ни кто не против, чтобы умные и талантливые люди имели высокие доходы. Остается сформулировать, высокие доходы это сколько в рублях? Например, генеральный директор Apple Тим Кук, которого признали одним их самых успешных бизнесменов в мире, в 2013 году заработал немногим более 4 млн долларов. По курсу доллара 2013 года это составило чуть более 131 млн рублей. В рейтинге доходов по Москве Тим Кук занял бы примерно 460-е место. Судя по финансовому результату один из самых успешных бизнесменов в мире по уму и таланту сильно отстает от акул нашего бизнеса. Наша фракция уже вносила законопроект о привязке заработных плат руководителей госкомпаний к заработной плате высшего должностного лица государства – Президента, но он был успешно отклонен большинством. Сейчас мы снова готовим к внесению подобный законопроект. Одним из решений проблемы наполнения бюджета и, соответственно, более мягкого подхода к социально уязвимым категориям граждан в нынешней ситуации могло бы стать установление и прогрессивной шкалы подоходного налога. Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" недавно в очередной раз внесла законопроект с новым вариантом прогрессивной шкалы налогообложения. Предложенные границы налогообложения, думаю, сделают несостоятельными все те доводы, которые приводили представители партии большинства на предыдущем обсуждении. Доводы не состоятельны просто потому, что нижняя планка предлагаемой нами прогрессивной шкалы начинается с 24 млн рублей в год, чем отсекаются все аргументы про профессоров, 34 млн бюджетников, которых якобы коснется этот законопроект, малый бизнес и прочее. Налоговая служба предоставила данные по некоторым регионам, в том числе по Москве, на примере которой я хочу привести некоторые данные. Доходы, превышающие 24 млн рублей в год в 2013 году в Москве задекларировали около 2800 человек. Совокупный объем их доходов превысил 484 млрд рублей. Доходы, превышающие 200 млн рублей в год задекларировали 320 человек, суммарный объем их доходов составил 361 млрд рублей. Уважаемые депутаты, расходы всего федерального бюджета на здравоохранение составили 502 млрд рублей, а доходы всего лишь 49 самых богатых людей Москвы составили 251 млрд рублей, то есть ровно половину всех затрат на здравоохранение. Нормально ли это, или это признак несовершенства нашей экономической модели? Если мы считаем, что это ненормально, то почему наши коллеги из "Единой России" блокируют попытки исправить положение? Вот чьи доходы нужно ограничивать. А мы ограничиваем и так невысокую покупательную способность населения, тем самым еще больше сдерживая развитие производства, загоняя экономику в угол, потому что именно эта категория населения является основным потребителем отечественного продукта, именно эта категория населения своим потреблением может способствовать его развитию. Конечно, данные предложения не решают полностью проблем бедности, справиться с которой можно, прежде всего, активно развивая реальный сектор экономики, создавая рабочие места, обеспечивая высокий уровень передела продукции, это огромная отдельная тема. Но это снимает растущее напряжение в обществе относительно социальной несправедливости, это обеспечивает более цивилизованное и справедливое перераспределение доходов, а также стимулирует направление денежных средств не на личное сверхобогащение, а на развитие производства. О чем в современных реалиях мы должны особенно побеспокоится.
|