Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню 13 мая 2015 13 мая в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" перед депутатами выступил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень. Вопросы министру от фракции "СР" задали Федот Тумусов, Евдокия Бычкова, Олег Нилов. От фракции выступила Галина Хованская. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограмм: Федот Тумусов: Уважаемый Михаил Александрович! У нас в России говорят, что ничто так не вечно, как временное. Так вот, в 70-80-е годы прошлого столетия на Севере, в Арктических районах, у нас в Якутии на территории строительства БАМа в Алданском и Нерюнгринском районах массово строили "щитовые дома" так называемые. Они были временные, они строились из фанеры, фенола, минваты, и считалось, что это временные дома. Но эти дома сейчас обветшали, но их никуда, ни в какие программы не включают, поскольку они не отвечают требованиям программ. Но через суды их признают ветхими и аварийными, и муниципалитет не знает, что с этим делать, зачастую они не стоят на балансах муниципальных образований. Вы, Михаил Александрович, конечно, знаете эту проблему. Я бы хотел задать вопрос: каким видит министерство решение этой сложной для региона проблемы? Спасибо. Михаил Мень: Ну, мы все с вами знаем то, что сегодня мы расселяем то аварийное жильё, которое признано таковым на 1 января 2012 года. И если определённое количество жилья в том или ином регионе не попало в этот перечень, то нам нужно думать, что делать с этим дальше. Мы, безусловно, понимаем эту задачу. Сегодня мы подготовили соответствующий законопроект, который из министерства уже передан в аппарат Правительства. Суть законопроекта заключается в том, что мы будем делать с тем фондом аварийным, который существует и который не признан таковым на 1 января 2012 года. Я сейчас не буду раскрывать подробности этого законопроекта, я надеюсь, что он до конца, может быть, даже этого месяца из аппарата Правительства уже попадёт в Государственную Думу, и мы начнём с вами обсуждение этого закона. Это ключевой закон. С профильным комитетом, в первую очередь, будем работать. Это ключевой закон, который должен положить основу вообще в дальнейшую нашу работу по расселению людей из аварийного жилья, которое не признано таковым на 1 января 2012 года. Это очень важный момент. Я прошу депутатов: как только этот закон будет уже в парламенте, приступить к его обсуждению. Нам здесь ошибок, в общем, делать не нужно. Спасибо. Евдокия Бычкова: Уважаемый Михаил Александрович, у меня тоже вопрос по капитальному ремонту. Как вы знаете, собственники помещений выражают недоверие системе общего котла, отсутствию системы сохранности взносов на спецсчетах, необоснованным размерам взносов. Необходимы срочные меры по пересмотру программ, предоставление собственникам права самим решать вопросы расходования средств на капитальный ремонт своего дома. Сегодня таких собственников, вы знаете, только 10%. Вопрос: как увеличить количество таких собственников и, соответственно, спецсчетов? Как сохранить средства на спецсчетах? Как вы относитесь к возможности страхования взносов на капитальный ремонт по принципу страхования вкладов физических лиц? И последнее. Какие меры принимаются по льготному кредитованию граждан на цели капитального ремонта, и в какие сроки этот вопрос будет решен? Простите за множество, но вопрос очень-очень важный. Михаил Мень: К страхованию вкладов относимся положительно. Проработка этого вопроса идет. Я думаю, что это правильно. То, что касается поэтапного перехода на индивидуальные спецсчета, я думаю, что здесь перегибать палку нам не надо, и вот прямо насильно кого-то заставлять, наверное, будет не совсем правильно. Мы же с вами уже проходили, когда в 2006 году было принято решение о переходе к управляющим компаниям. Все прекрасно помнят о том, что всем регионам была поставлена задача в течение нескольких месяцев 80% жилых домов перевести на управление управляющими компаниями, в ином случае регионы не получат финансирование из Фонда содействия реформам ЖКХ по 185-у закону. И теперь мы с вами эту ситуацию выправляем законом о лицензировании. Поэтому здесь нужно, наверное, больше разъяснительной работы, больше положительных примеров относительно того, что все-таки, когда люди управляют своим собственным счетом, то они могут максимально повлиять на то, куда тратятся средства. Что касается сохранности, то я уже говорил, мы по страхованию не возражаем, а даже поддерживаем, и то, что касается льготного кредитования, несколько банков уже находятся в разработке специальных продуктов банковских, я думаю, что это действительно может стать реальным механизмом, капремонт в кредит, и думаю, что где-то в середине года, к осени, в крайнем случае, я думаю, мы будем иметь кое-какие результаты пилотных проектов, которые уже начинают реализовываться. Но мы видим, как работает ипотека. Мы видим, что люди начинают к ипотеке относиться с доверием, и я думаю, что и капремонт в кредит, то есть качество жизни в кредит тоже может быть работающей вещью, лишь бы это был банковский продукт с соответствующей льготной стоимостью кредита. Потому что, если это будет кредит по текущим процентным ставкам, то такой капремонт просто никому не нужен, мы с вами прекрасно понимаем. Здесь нужен специальный банковский продукт, мы вместе с банками над этим работаем. Спасибо за вопрос. Олег Нилов: Михаил Александрович, огромные деньги граждан в последний год изъяты со счетов, из экономики, и вложены в валюту, какие-то ценности и даже ненужные какие-то бытовые приборы, одним словом, находятся "под матрасом". Для того, чтобы эти сотни миллиардов, если не большие средства вернуть в экономику, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предложила законопроект о земле, о бесплатном предоставлении земли не в размере каких-то соток, а до гектара, и не только на Дальнем Востоке, и не только на землях поселений. В том числе, возможно использовать, мы считаем, земли Лесного фонда. Да, мы считаем, что вернуться эти деньги, если у людей будет земля. И желательно бы строительные материалы, хотя бы из того же самого кругляка, который сегодня уходит куда угодно, горит, поедается, но не используется нашими гражданами. Вы поддержите такую идею? Михаил Мень: Интересное предложение. Единственное, что я сразу хочу сказать, что всё-таки это больше лежит в сфере ответственности Министерства экономического развития,но мы здесь готовы подключиться к изучению этой законодательной инициативы, ну она, безусловно, в интересах нашей отрасли. Давайте посмотрим. Направьте нам тогда законопроект, мы его с удовольствием посмотрим. Спасибо. Галина Хованская (выступление от фракции): -Уважаемые коллеги, много уже было сказано, но я хочу вернуться к теме наших избирателей. На что жалуются граждане? Первая жалоба это, конечно, тема, которая сегодня звучала неоднократно из уст моих коллег, это капитальный ремонт. Граждане не понимают, почему не выполняются старые обязательства государства по капитальному ремонту в соответствии со статьёй 16 закона о приватизации. Граждане не понимают, почему не выполняются текущие обязательства государственных и муниципальных органов по выполнению своих обязательств по капитальному ремонту. Граждане не понимают, почему им было обещано с формулировкой "может быть софинансирование капитального ремонта", и это софинансирование в подавляющем большинстве региональных бюджетов отсутствует. Вот это граждане никак понять не могут. Но, попав в общий котел, они перестают управлять этим процессом. Много было сказано о спецсчетах, но не говорится о той скорости, с которой мы должны ввести страхование спецсчета. Потому что это основной аргумент администраций, которые всеми правдами и неправдами, скрывая преимущества спецсчета, загоняют граждан в общий котел, а выбраться из него два года необходимо, когда человек понял, в какой ситуации он оказался. Он ни подрядчика не может определять, ни контролировать процесс не может, а что говорить о стариках, которым сейчас за 80, а их дом стоит на капитальный ремонт через 15-20 лет. Давайте хотя бы об этой категории подумаем, потому что, как правило, это выморочное имущество, которое уйдет государству, это одинокие старики. Значит, категорически настаиваю на том, чтобы их освободить от внесения вот этих взносов на капитальный ремонт. Льготные кредиты обязательно нужны, как воздух, но, конечно, не так, как это сделано для ипотеки. Замечательно 12%, но не потянет наш средний собственник, а тем более нищий собственник кредит под 12%. Значит, где-то 8% это верхняя планка, на которой нужно остановиться и серьезно нужно проработать эту проблему. Дальше. Говорится о безобразных управляющих организациях, о жуликах-председателях ТСЖ. А почему мы тогда до сих пор не сделали прямые договора? Почему мы не дали право нашим гражданам принять такие решения на общих собраниях и прикрываемся лукавой формулировкой о прямых расчетах? Именно это причина банкротства управляющих организаций товариществ собственников жилья. Немедленно нужно принимать вот эти нормы, а они у нас исчезли по мере работы над документом, который сейчас пройдет второе чтение, и которым действительно решаются многие проблемы, в том числе, о которых говорил Мартин Люцианович Шакуум (депутат фракции "Единая Россия" Прим. ред.), по неплатежам. Не первые у нас на месте неплательщиков наши граждане. Первые это как раз неотключаемые потребители. А что мы делаем с гражданами? Мы гражданам говорим: обязательный взнос на капитальный ремонт ввели. Платите, причем несоразмерно. Например, в Москве при федеральном стандарте 7,80 руб. вводят 15 руб. Остановитесь, господа в московской мэрии, иначе осенью мы получим очень неприятные эффекты. Все начинается с Москвы. Это первое. Прямые расчеты это непрямой договор. Вот будет прямой договор, тогда давайте вернемся к теме, кто виноват и что делать, понимаете. Сейчас любая управляющая организация требует сделайте для нас прямые договоры. Давайте, наконец, это сделаем. Дальше, смотрите. Вот обязательный взнос на капремонт ввели. Пени предполагаем увеличить вдвое в нарушение всех договоренностей при обсуждении проекта, мы нарушаем эти договоренности с 91-го дня для граждан по ставке одна стосемидесятая. Вводим, по электроэнергии вводим с первого дня по ставке одна стотридцатая. Это что такое! Это лоббисты не имеют границ. Да, не удивляйтесь, такие поправки предлагаются через Комитет по энергетике. Дальше. Повышающие коэффициенты. Мы категорически против повышающих коэффициентов на этом фоне, тем более, чтобы это прописывалось в Жилищном кодексе. Нельзя принимать вот эти нормы, это при всем при том, что у нас завышенные нормативы потребления коммунальных услуг во многих регионах и анализ этот делался, это первое, о чем я хочу сказать. И, наконец, нам нужно не наказывать стариков за отсутствие счетчиков, потому что у них нет средств. Нужно внести изменения в 261-й закон. И отсутствие должно быть не только техническим, но и материальной возможности. Для того, чтобы люди могли действительно справиться с этой проблемой. А наказывать их сейчас за это повышающими коэффициентами при завышенных нормативах категорически нельзя. О жилищных инспекциях, буквально два слова. Это не репрессивный орган, это орган, который должен быть помощником, союзником. А сейчас во многих регионах, вот по Московской области у меня есть сигналы, по Архангельской области, только штрафы, никакой помощи и очень низкий профессиональный уровень. Вот его надо повышать, потому что нельзя гнать по 15 кооперативов, заставляя их проводить общее собрание на конкурсы, чтобы навязать им управляющую организацию, ну совершенно недопустимая ситуация. По жилищной политике: до приватизации усовершенствовать механизм, детям-сиротам дать право выбора социальное жильё или в собственность жилое помещение и старым очередникам то же самое, такую же норму предусмотреть, сделать налоговые льготы для того, чтобы, действительно, появилось некоммерческое жильё наёмные дома. Вот это перспективы. Кооперативы жилищные запустить в полном объёме, а не только через Фонд РЖС. Вот это огромные проблемы, которые мы должны решать вместе, и мы их решаем. Я благодарю министерство за то, что оно конструктивно работает с парламентом и с нашим комитетом, в частности. Спасибо за внимание.
|