Валерий Гартунг о проекте изменений в федеральный бюджет-2015 27 марта 2015 27 марта Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона № 744090-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2015 год). С информацией по данному законопроекту выступили: официальный представитель Правительства РФ Министр финансов РФ Антон Силуанов, Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг: Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, приглашённые! При внесении изменений в федеральный бюджет Правительство указало цели, для достижения которых оно это делает. Прежде всего это обеспечение условий для восстановления экономического роста и обеспечение макроэкономической и социальной стабильности. Давайте теперь посмотрим, достигаются ли эти цели, и за счёт чего Правительство собирается их достичь. Ну что же предлагает Правительство? Из выпадающих доходов, а это примерно 2,5 триллиона рублей, предлагают сократить расходы на 868 миллиардов и недостающие средства взять из Резервного фонда. При этом, как справедливо сегодня уже многократно было замечено в этом зале, никаких предложений по увеличению доходной части не прозвучало, и в бюджете мы их не увидели. Я напоминаю, сегодня уже эти цифры звучали, у нас только в управлении госкомпаний и госкорпораций почти 15 триллионов рублей государственной собственности, и системы оценки эффективности использования этих средств не существует. Сегодня, рассказывая о том, как мы будем поддерживать экономику и добиваться социальной стабильности и выходить на экономический рост, Антон Германович сказал, что ВЭБу даём ещё 300 миллиардов. Но, напоминаю, что у ВЭБа уже сегодня в управлении 3,3 триллиона рублей. И если посмотреть, насколько эффективно используются эти средства, то у него самая низкая эффективность среди всех таких аналогичных организаций БРИКС, у него эффективность в разы меньше. Вот где у нас основные источники пополнения бюджета. А вместо этого нам предлагают уменьшить индексацию пенсий, отменить индексацию зарплат бюджетников, предлагается сокращение расходов на образование, в том числе на дошкольное. На дошкольные учреждения предлагается сократить с 50 миллиардов до 10-ти, в пять раз. Притом, что, как сегодня было сказано, у нас обеспеченность дошкольными учреждениями до 3-х лет всего 16%. На здравоохранение предлагается снизить ассигнования. Мы, конечно же, с этим не можем согласиться, притом что у нас огромные, колоссальные бюджетные средства находятся в управлении госкомпаний и госкорпораций, и никаких предложений по увеличению доходности от этих компаний не предлагается. Это основная причина сегодня, основная претензия парламента, причём практически всех фракций, к Правительству. Другое дело, что мы разные выводы из этого делаем. Теперь, куда предлагается направить средства антикризисного фонда? Вот сегодня задавался вопрос Антону Германовичу о том, а что же вы в стратегическом-то плане собираетесь делать? Как вы собираетесь выходить на устойчивый экономический рост? И он с гордостью сказал о том, что есть антикризисный фонд и давайте посмотрим, куда основная сумма средств будет направлена. 1 триллион через АСВ, 300 миллиардов через ВЭБ и 250 миллиардов из Фонда национального благосостояния, итого чуть больше 1,5 триллиона рублей предлагается опять влить в банковскую систему. Но, мы это уже делали в 2009 году, и осенью прошлого года в этом зале мы голосовали, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосовала за то, чтобы простить эти 1,5 триллиона рублей банкам, которые были отданы им пять лет назад. Никаких выводов из этого не сделано. И сейчас мы собираемся делать то же самое: опять раздать банкам 1,5 триллиона рублей. При этом главную проблему, которая стоит сегодня перед экономикой отсутствие кредитования экономики, эти деньги не решат. Почему не решат? Потому что проблема не в том, что у банков нет денег, а проблема в том, что банки не могут дать ниже ставки, учётной ставки Центробанка, а предприятия не могут взять выше, чем позволяет их доходность. И разрыв этот сегодня составляет примерно 10%. Под 8-10% готовы брать компании, и от 18 до 20%, это минимальные ставки, подчёркиваю, 100% обеспеченным кредитам готовы кредитовать банки. Зачем ещё банкам давать деньги, посмотрите, у них денег и так полно, они не знают, куда их деть. И сегодня Антон Германович признал, что, на самом деле, эффекта от этого нет, потому что на кредитование это не пойдёт. Какой вывод? Есть очень хорошая мера, которая в антикризисных мерах у нас есть это субсидирование процентной ставки по кредитам для промышленности. Хорошая мера, но на неё выделяется 20 миллиардов рублей. Но давайте посчитаем. Объём кредитования юридических лиц 11,4 триллиона рублей. Даже если представим, что половина из них в реальном секторе экономики, им нужно субсидировать процентную ставку, то это чуть больше 5,5 триллиона рублей. Разрыв – 10%. Но посчитайте, 550 миллиардов нужно. 550 миллиардов, если поддержка в течение года. Если хотя бы на полгода поддержка нужна, то нужно 250 миллиардов, но никак не 20. Но даёте вы 20 этих миллиардов, ситуацию в экономике ровным счётом никак не изменить. И сейчас вон у КамАЗа падение к прошлому году 41%, и эта тенденция во всех отраслях, которые производят транспортные средства. И тенденция не изменится, если вы эту ключевую проблему не решите. Вы выделяете огромные средства, которые эту проблему не решат. Следующее, что мы предлагаем. На самом деле, вы правильно сегодня сказали, Антон Германович, что были меры, которые показали свою эффективность при прошлом кризисе это поддержка ипотеки, это утилизация, это закупка транспорта, это субсидирование процентных ставок по кредитами, финансирование перевооружения для импортозамещения и, конечно же, для того, чтобы, чего не было в прошлый раз, и что абсолютно сейчас назрело, нужно остановить рост цен на сырьё. Вот выделяются средства на импортозамещение. Казалось бы, да, рубль опустился, российская продукция стала конкурентоспособной, но в силу того, что замерло кредитование, продукция не производится, а сырьё растёт. Уже цены на металл выросли за квартал на 45%, и тенденция дальше идёт. Чтобы эта тенденция остановилась и чтобы полностью нивелировался эффект девальвации рубля, и чтобы у нас программа импортозамещения пошла, нужно принять срочные меры. Какие это меры? Мы уже предлагали их, ещё раз предложу. Запретите экспорт лома, введите экспортные пошлины на кокс, железную руду, стальную заготовку. Этим самым мы увеличим разрыв между стоимостью на сырьё внутри страны и за рубежом. Следующее. Сегодня задавался вопрос: вот сейчас мы затушим пожар, решим проблему, а дальше-то как, будем ждать опять очередного падения цены на нефть, нужно же стратегически решать задачу, как перестроить экономику с сырьевого пути на индустриальный путь. К сожалению, как не прискорбно звучит, ничего такого от Правительства мы сегодня не услышали. И те меры, которые Правительство сегодня предлагает, они никаким образом эту задачу не решают. Более того, они ещё усугубляют ситуацию. Ведь всем известно, ну вот, хотя Антон Германович по-другому оценивает, он оптимист, он сейчас говорит, что теперь создаются условия, когда капитал пойдёт в обрабатывающие отрасли, а в сырьевые не пойдёт. Антон Германович, капитал пойдёт туда, где больше отдача, доходность, где больше эффективность. Если у нас налоговая система такова, что чем больше добавленной стоимости продукции ты производишь, тем больше налоговая нагрузка, капитал туда не пойдёт, плюс стоимость сырья ещё растёт опережающими темпами. И, таким образом, в России пойдёт капитал в обрабатывающие отрасли только тогда, когда комбайн производить в России будет дешевле, чем в Канаде, или трактор в Челябинске, чем в Китае. Пока этого нет, этого не будет. И, к сожалению, бюджет, который вы предлагаете, ровным счётом ничего для этого не делает. Следующее. Вывод какой. Изменения в бюджет, предложенные Правительством, не решают ни одной из поставленных Правительством задач, как в текущих условиях, так и не соответствуют стратегическим целям государства. И самое главное, опять, как в 2009 году поддержку получат банки, крупнейшие компании, а платить за всё предлагается населению, пенсионерам, бюджетникам, малому и среднему бизнесу. Мы, естественно, за такой бюджет голосовать не будем. Спасибо.
|