Алтайский край: депутат АКСЗ Александр Молотов озвучил позицию СР по поводу создания правительства региона 24 марта 2015 Ключевым вопросом мартовской сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания станет переход края на новую модель управления – правительственную. Наиболее ожесточенные споры вероятнее всего разгорятся вокруг нормы, которая предполагает единоначалие в управлении краем. Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по этому вопросу озвучил член рабочей группы, один из разработчиков концепции создания регионального правительства, депутат Александр Молотов: – Начну с того, что именно "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" первой из политических партий на Алтае предложила создать региональное правительство. И даже подготовила Концепцию реформирования системы и структуры органов исполнительной власти региона, которая активно обсуждалась экспертным сообществом и которая, по сути, легла в основу проводимой сегодня административной реформы – этого не отрицают даже сами разработчики краевого закона о правительстве. Именно поэтому мы поддержали начало процесса создания регионального правительства, активно участвовали в деятельности рабочей группы, специально созданной для обсуждения и разработки соответствующей законодательной базы. И теперь можем с удовлетворением констатировать, что большая часть наших предложений вошла в окончательную редакцию проекта закона о правительстве, уже внесенного губернатором в АКЗС. В частности, в законопроекте нашло свое отражение право депутатов Заксобрания инициировать отставку правительства или отдельных его членов, тот самый "вотум недоверия", на установлении которого "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" настаивала изначально. Кроме того, в проекте закона говорится о введении давно предложенного нашей фракцией "правительственного часа", то есть систематического приглашения должностных лиц правительства Алтайского края на сессии АКЗС для обсуждения текущей ситуации в крае. Что касается активно обсуждаемого в последнее время положения законопроекта о том, что краевое правительство будет возглавлять губернатор края, то мы поддерживаем позицию разработчиков закона (и сами отстаивали ее на рабочей группе) по следующим причинам. Первая – формально-юридическая. В Федеральном законе № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" статья, посвященная высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору региона), расположена в главе "Органы исполнительной власти субъекта РФ", а само полное наименование этой должности звучит как "высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)". Таким образом, федеральное законодательство не просто допускает совмещение постов губернатора региона (высшего должностного лица субъекта РФ) и председателя правительства (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), но и рассматривает такую ситуацию в качестве основной и предпочтительной. На это указывает и тот факт, что в подавляющем большинстве регионов РФ, где действует правительственная модель организации исполнительной власти, должности руководителя субъекта и председателя правительства совмещены. Следует также отметить, что разделение данных должностей в большей степени присуще республикам в составе РФ. Такая ситуация сложилась еще в 90-е годы и была вызвана преимущественно политическими причинами. Аналогии сторонников разделения должностей губернатора и председателя правительства с организацией власти на федеральном уровне как минимум некорректны и несостоятельны. Согласно Конституции, президент РФ изначально не входит ни в одну из ветвей государственной власти (в отличие от главы региона, который априори представляет собой исполнительную власть) и, как следствие, даже теоретически не может возглавлять правительство РФ. Вторая причина – профессионально-управленческая. Разделение должностей губернатора и председателя правительства Алтайского края с неизбежностью поставило бы вопрос о персоналии руководителя высшего органа исполнительной власти в регионе. И в этом смысле мы отдаем себе отчет, что в настоящее время в крае кроме действующего губернатора нет больше человека, который, с одной стороны, глубоко и системно знает ситуацию в социально-экономической сфере региона и, с другой стороны, обладает необходимыми связями на федеральном уровне. Что касается возможности приглашения на должность председателя краевого правительства некоего "профессионального менеджера-управленца" извне, то, на наш взгляд, это шаг сомнительный. Во-первых, он не был бы поддержан жителями региона: в крае уже был период "нашествия" управленцев-"варягов" и в целом это оставило негатив в сознании людей. Во-вторых, консультации, которые в последнее время проводились, в том числе нами, четко показали, что и желающих приехать на руководство социально-экономическим развитием Алтайского края особо не наблюдается. К тому же, в условиях сложной экономической ситуации времени на "раскачку", а также на конфликты и трения, которые могут возникнуть между губернатором и председателем правительства, у края попросту нет. На данном этапе сосредоточение полномочий и персонализация ответственности видится нам оптимальным вариантом. И, наконец, третья причина – традиционно экономическая. Совмещение постов губернатора и председателя правительства даст определенную экономию бюджетных средств, поскольку не нужно будет выплачивать денежное содержание и первому, и второму. А речь идет о сумме в несколько миллионов рублей в год, которые наш и без того небогатый регион лучше направит на социальную поддержку малообеспеченных слоев населения или же на строительство и реконструкцию школ или детских садов.
|