Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой 25 февраля 2015 25 февраля в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" перед депутатами выступила Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова. Вопросы министру задали Федот Тумусов, Александр Тарнавский, Ольга Красильникова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Иринчей Матханов. Федот Тумусов: Уважаемая Вероника Игоревна, действующая система установления предельных цен на лекарства приводит к тому, что цены на одно и то же лекарство у разных производителей и поставщиков отличаются в разы, иногда разница достигает трёх, пяти раз. Понятно, что её надо менять и менять срочно. Законодательные основания для этого сегодня уже есть. Государственные аптеки, создаваемые по поручению Владимира Путина, могут стать эффективным методом регулирования цен на фармацевтическом рынке. Но в стратегическом плане главным тормозом развития конкуренции, а, значит, и запуска механизма снижения цен на лекарства может стать существующая система регистрации лекарственных средств. Какие меры планирует принимать министерство по совершенствованию и по обеспечению прозрачности системы регистрации лекарственных средств? Порой доходит до абсурда, когда за маленькие грамматические ошибки отказывают в регистрации. Спасибо. Вероника Скворцова: - Спасибо большое, Федот Семёнович. Вопрос такой получился очень комплексный, и много вопросов в одном. Я хотела бы отметить, что за последние полтора года большое количество изменений внесено в 61-й закон, закон "Об обращении лекарственных препаратов", в том числе в процедуру регистрации лекарственных препаратов. Устранены те недостатки, которые, соответственно, существовали до конца 2014 года, которые в настоящее время позволили снизить количество необоснованных отказов более чем в два раза без ущерба для качества препаратов. И, кроме того, внесено изменение в закон, по которому до 1 июля текущего года будет внесено изменение и в основную методику формирования цены на лекарственный препарат. Мы планируем в эту методику заложить несколько абсолютно новых направлений. Первое. Это предельную величину рентабельности, которая во всём мире не превышает 30%. Второй момент. Положение о том, что воспроизведённый лекарственный препарат не должен превышать по цене оригинальный препарат, а каждый последующий дженерик должен иметь цену, соответственно, меньшую, чем предыдущий дженерик. И ряд других очень важных положений. Что касается государственных аптек, то в большинстве субъектов Российской Федерации они уже в настоящее время есть и эффективно работают. Однако сама система ценообразования устроена так, что она должна работать и в государственных, и в негосударственных аптеках одинаково эффективно. Вот на это я хотела бы обратить внимание. Конечно, мы в этом году запускаем пилотные проекты по возможности включения второго механизма референсных цен по сравнению с ценами 21 страны мира и, соответственно, определённых регионов внутри страны. Таким образом, мы будем поэтапно переходить от жёсткой государственной регистрации к системе референсных цен. И несколько методик, которые экспертное сообщество нам предлагает для этого, будут изучены и, соответственно, внимательно рассмотрены. По-моему, я на основные вопросы ответила. Спасибо. Александр Тарнавский: Уважаемая Вероника Игоревна! Мы, депутаты, в нынешних политических реалиях уже привыкли ко всему и, наверное, вряд ли должны чему-то ещё удивляться, но всё же. Беру недавний материал в такой известной авторитетной газете федерального уровня как "Известия", в газете, которая у каждого депутата ежедневно на рабочем столе. Сообщается: по информации представителей Центрального штаба ОНФ (ОНФ, напомню, это Общероссийский народный фронт) Минздрав в конце прошлого года закупил пневмококковую вакцину на сумму порядка 3,5 млрд рублей. 3,5 млрд рублей это одна треть всего бюджета прививок, как нас информируют. Закуплен американский препарат, и это при наличии других производителей, в Российской Федерации производится лишь его расфасовка, и контракт заключён с единственным поставщиком без конкурса. Могли бы вы дать какие-то пояснения по данному вопросу? Вероника Скворцова: Спасибо большое, Александр Георгиевич, за вопрос. Этот вопрос действительно не просто поднимался, а обсуждался межведомственно на всех площадках, и, соответственно, это решение было принято не Министерством здравоохранения, а это коллегиальное решение. Связано оно с тем, что это единственный препарат пневмококковой инфекции, который имеет 13-валентный состав, то есть включает в себя 13 штаммов, максимально соответствующий распространённости штаммов на территории Российской Федерации по основе эпидемиологического исследования. Имеющиеся другие штаммы, вакцинальные препараты, которые имеют 10 штаммов или меньшее количество штаммов, эти штаммы совпадают с представленными на нашей территории, соответственно, только на 70%, а, таким образом, вообще, несмотря на вакцинацию, половина вакцинированных не имеют толерантности и нормального иммунного ответа к пневмококковой инфекции. Вместе с тем, вводить вакцинацию против пневмококковой инфекции абсолютно необходимо. Мы имели возможность пока ещё ввести это в национальный календарь прививок только для детей до одного года с ревакцинацией, но в эпидемиологический календарик, за который отвечают субъекты Российской Федерации, ещё две категории от двух до пяти лет дети, которые являются источником инфицирования в семье, и, как правило, взрослые от детей заражаются этой инфекцией. И, кроме того, это люди пожилого возраста, страдающие хроническими инфекциями. Вот введение впервые во время дальневосточного наводнения вакцинации на территории трёх регионов Дальнего Востока одновременно с вакцинацией против гриппа позволило нам не просто не повысить инфекционный фон на фоне наводнения, а снизить его в три раза. И по результатам 2012-2013 года Дальний Восток был территорией фактически свободной от ОРВИ и гриппа по сравнению со всеми остальными регионами страны. Поэтому я хотела бы, чтобы вы меня поняли, что это чрезвычайно актуально, это значимая вакцинация, которая в стране будет только развиваться. И третий момент. Имеет смысл прививать теми штаммами, которыми болеют у нас на территории, а не в какой-то другой стране. Единственная соответствующая вакцина на сегодняшний день это вот та вакцина 13-валентная, о которой вы говорили, которую выпускает "Пфайзер", а пакует ее "Петровакс", производство. Но уже с этого года мы производим, формируем. Локализованное производство пневмококковой вакцины сразу в двух точках Российской Федерации, и мы надеемся, что в течение ближайших буквально двух лет у нас будет отечественная вакцина со стоимостью на 30-40 процентов дешевле, чем та, что делают американцы. Крупнейший завод в Иркутске и кроме того в Приволжском федеральном округе. Спасибо. Ольга Красильникова: Уважаемая Вероника Игоревна, ко мне обратились родители Дианы Летковой, которой требуется имплантируемый слуховой аппарат костной проводимости, так как в 2014 году пришёл срок замены технического средства реабилитации. Обеспечение пациентов данными аппаратами до 2013 года проходило с привлечением средств Фонда социальной защиты, а в приказе Минтруда от 24.05.2013 № 214 фигурируют только неимплантирумые аппараты. Я знаю, что данная проблема поднималась уже неоднократно, и на одной из встреч с представителем Минздрава, а конкретно 29 мая 2014 года было обещано, что в октябре 2014-го Минюст зарегистрирует стандарты и порядок предоставления такой помощи, и в соответствии с этими документами с января 2015 года полное обслуживание кохлеарных имплантов будет происходить из одного источника за счёт средств ОМС. Уважаемая Вероника Игоревна, скажите, пожалуйста, как обстоят дела в этой области, и что мне ответить родителям девочки, когда и за счёт каких средств будет сделана данная операция. Вероника Скворцова: - Спасибо большое, Ольга Константиновна. На самом деле есть некоторая путаница в терминологии, которую вы используете. Есть кохлеарная имплантация, которая оплачивается уже сейчас полностью из обязательного медицинского страхования. И на самом деле за 2014 год мы прооперировали более тысячи детей, это беспрецедентное количество, невоспроизводимое вообще ни в одной стране мира. Я хотела бы отметить, что у нас аудиологическому скринингу подлежат 95% родившихся детей, и мы успеваем их оперировать до года сразу практически, у нас даже нет очерёдности. Вопрос, который задала мама Дианы, он касается не этой темы, а костной проводимости. Вот костная проводимость это вообще невысокотехнологичная практически операция, это специализированная помощь, она оказывается в обычных лорцентрах в любом возрасте, в том случае, если ребёнку невозможно более радикально восстановить слух. Как правило, это деформация слуховой раковины. И это относится к теме инвалидности, и её Минздрав не контролирует, это тема Министерства труда и социальной защиты. Эту тему действительно мы поднимали на общем совещании, которое проводили на открытии центра у Николая Дайхеса, это замечательный высокотехнологичный лорцентр, который открылся в Москве в начале 2014 года. И мы готовы к этой теме подключиться, дайте мне адрес Дианы, я свяжусь с моим коллегой Максимом Топилиным (Министр труда и социальной защиты РФ – Прим. ред.), и однозначно мы просто поможем. А, скажем, внедряться более глубоко в тему, которую контролирует другое ведомство, мне не совсем этично, но, тем не менее, я подсуечусь. Спасибо. Иринчей Матханов: Уважаемая Вероника Игоревна, дорогие коллеги! Я хочу сперва от имени фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выразить большое удовлетворение, что наконец-то профессиональный врач возглавил наше медицинское ведомство. Но, тем не менее, экономика страны, а вместе с ней и вся российская медицина переживает сегодня непростые времена. Безусловно, Министерство здравоохранения под вашим руководством пытается преодолеть проблемы, стоящие перед этой отраслью. Но только совместными усилиями, привлекая к решению поставленных задач всё медицинское сообщество и депутатов, возможно преодолеть кризис, и тут необходима особая поддержка Минфина. Однако финансовая политика в нашей стране по отношению к социальным программам строится по остаточному принципу. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе голосовала против принятого в конце 2014 года бюджета, поскольку считает недопустимым резкое сокращение расходов на социальные нужды. В 2015 году дефицит средств на оказание бесплатной медицинской помощи может составить около 672 млрд рублей, по данным ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинскому образованию, и основанный на прогнозе Минэкономразвития. В настоящее время государственные расходы на медицинскую помощь складываются из трёх источников это средства обязательного медицинского страхования, федеральный и региональные бюджеты. В 2015 году расходы запланированы на уровне 2 трлн 10 млрд рублей. Для сравнения, в 2014 году этот показатель составляет 2 трлн 30 млрд рублей. Из цифр видно, что расходы остаются практически на том же уровне. Однако в связи с инфляцией и девальвацией рубля фактически расходы вырастут на 845 млрд. По плану субвенции территориальных фондов ОМС составят 1 трлн 41 млрд рублей, региональные бюджеты потратят 620 млрд, а федеральный бюджет сократит расходы на 352 млрд рублей. Следующее. Современной реформой здравоохранения предусмотрен перенос приоритетов на амбулаторно-поликлиническую деятельность. При этом совершенно не учитываются реалии нашей страны большие территории, малые населённые пункты и отсутствие регулярного транспортного сообщения в части регионов. Конечно, на европейской территории нашей страны, в больших городах эта проблема стоит не так остро. Но что делать сибирякам, жителям Дальнего Востока, когда до районного центра 200-300 километров по тайге? О каком амбулаторном лечении может идти речь в подобных случаях? В конце 2014 года Минтранс завершил работу над долгосрочной стратегией "Развитие здравоохранения" и представил ее на общественное обсуждение. Удивление вызывает пункт о введении дополнительного страхования для тех, кто хочет получить госкредит на услуги, которые не покрываются полисом ОМС. Лига защиты пациентов уже выступила с критикой этой инициативы. По мнению фракции, решение о введении в практику страхования "ОМС плюс" является первым шагом ухода от социальной ответственности государства за здоровое население. В разработанной Минздравом стратегии "Развитие здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030 годов" есть пункт "Совершенствование программы государственных гарантий" или "Развитие ОМС на основе принципов солидарности и социального равенства". Как эти два пункта соотносятся с введением дополнительного медицинского страхования "ОМС плюс"? Важный вопрос стоит об аккредитации медицинских работников. Пока не будет чёткого определения, кто возьмёт на себя управление этим процессом, будет существовать возможность для различного рода правонарушений в этой области. Отдельно хочу остановиться на профилактике заболеваний. В современном медицинском законодательстве отсутствует закон о санаторно-курортном лечении, не прописано понятие здорового образа жизни. Американцы, которые, конечно, для нас не пример, тем не менее посчитали, что каждый доллар, вложенный в профилактику и предупреждение заболеваний экономит 30 долларов, потраченных потом на лечение. Да, наши медицинские учреждения постоянно отчитываются о проведении диспансеризации населения, но при имеющейся ситуации в здравоохранении мы считаем, что верить этим цифрам нельзя. Объединение поликлиник и сокращение врачей привело к росту очередей, больные не могут попасть к врачу, что уж говорить об условно здоровых, они просто не пойдут, чтобы не тратить время в очередях. Принята хорошая программа "Земский доктор", но она касается только сельских поселений, а малонаселённые пункты, имеющие статус городских поселений не учитывают. Оказывается, там тоже живут люди, нуждающиеся в медицинской помощи, тем более большинство населения Сибири и Дальнего Востока живёт именно в таких населённых пунктах. По-прежнему остро стоит вопрос по обеспечению лекарственными средствами. По отчётам всё хорошо, но на практике не всё так гладко. Недавно в моей Бурятии умер ребёнок, не получивший вовремя необходимых лекарств. При этом межведомственная переписка была вполне оптимистичная. Я лично занимался этим вопросом, но так и не смог преодолеть равнодушие чиновников. А сколько людей по стране не успевают получить высокотехнологическую квалифицированную помощь. Вот почему профилактика и ранняя диагностика должны стать приоритетными направлениями развития отечественного здравоохранения. Уважаемая Вероника Игоревна, завершая своё выступление, я хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда готова подставить своё плечо Минздраву нашей страны в совершенствовании закона о здравоохранении. Спасибо большое.
|