Валерий Гартунг о мерах по преодолению кризиса в стране 25 февраля 2015 На пленарном заседании Госдумы 25 февраля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Гартунг: Добрый день, уважаемые коллеги! Нам в ближайшее время предстоит выработать меры по преодолению кризиса в стране. У "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" есть свой взгляд на то, что нужно делать для того, чтобы выйти из этой ситуации. Сейчас главной проблемой промышленности является запредельно высокий уровень ставок по выдаваемым кредитам (что примечательно, наиболее высокие ставки дают госбанки, которые претендуют на господдержку) и одностороннее повышение ставок по действующим кредитам, что уже привело к остановке многих предприятий, а в ближайшем будущем приведёт к массовым банкротствам заёмщиков и, как следствие, к банкротствам банков. Предложение Пправительства направить полтора триллиона рублей на докапитализацию 22-х банков никак эту ситуацию не изменит, а только приведёт к очередному переделу собственности в пользу банков, получивших эти полтора триллиона, так как пока не снизится стоимость заимствований для промышленных предприятий до уровня их рентабельности, предприятия не смогут брать кредиты. Те, кто собираются возвращать кредит, их не возьмут по таким ставкам, а тем, кто не может их вернуть, им не дадут. А ставки ниже уровня потребительской инфляции сегодня никак не будут, а это сейчас 18-20 процентов, а брать промышленность готова под 8-10. И пока мы не ликвидируем этот разрыв в 10 процентов, промышленность и экономика в целом будет падать. Сейчас Минпромторг разрабатывает программу, которая может решить эту проблему, программу компенсации процентных ставок по кредитам для ключевых отраслей промышленности, и эта мера как раз покроет этот 10-процентный разрыв между спросом и предложением и запустит процесс кредитования обрабатывающих отраслей, и тогда гораздо меньше потребуется средств на докапитализацию банков, на борьбу с безработицей, на поддержку региональных бюджетов, на поддержку пенсионного и социальных фондов. На эти цели предлагается выделить всего 20 миллиардов рублей. Но что это по сравнению с 10 триллионами кредитования в стране? Это ничего. Поэтому я предлагаю, первое, увеличить эту сумму до 500 миллиардов рублей, тогда это реально поддержит промышленность и кредитующие её банки и не позволит нажиться валютным спекулянтам, как это было в прошлый раз в 2009 году, когда мы в очередной раз раздали 1,5 триллиона рублей, кстати, которые не вернулись до сих пор, так как сейчас уже главной проблемой финансовой системы является не дефицит ликвидности, а дефицит надёжных заёмщиков. Второе. Мы предлагаем увеличить до 500 миллиардов финансирование программы по импортозамещению, распространив её на все базовые, критичные для технологической независимости России отрасли экономики по всей технологической цепочке, начиная от металлургии до транспортных средств, включая основные узлы и агрегаты двигатели внутреннего сгорания, коробки передач, тормозные системы, ведущие мосты, гидравлика, электроника, и так далее. А также средства их производства тяжёлые механические и гидравлические прессы, молоты, обрабатывающие центры. Особое внимание нужно уделить, как ни странно, выпуску металлопроката по требованиям мировых лидеров автопрома. Сегодня ни один, подчёркиваю, ни один металлургический комбинат России не выпускает сортовой прокат, отвечающий этим требованиям, по конкурентоспособной цене. То, что производится для обороны, не в счёт, так как там пока никто всерьёз не занимался снижением издержек. Третье. Нужно остановить рост цен на металл. За полгода цена на листовой прокат выросла уже на 70 процентов, и из них только за последние два месяца на 45 процентов, и цены ещё будут расти, если не принять срочных мер. Для этого нужно ввести экспортные пошлины на кокс, железную руду, стальную заготовку и запретить экспорт лома. А в качестве компенсаций металлургам вернуть часть средств от собранных пошлин на освоение марок стали для нужд импортозамещения в обрабатывающих отраслях, а часть направить машиностроителям на компенсацию потерь от роста цен на металл. Четвёртое. Нужно пресечь необоснованные закупки компаний с госучастием, госкорпораций, естественных монополий у единственных поставщиков с нарушением действующего законодательства. Сегодня госкомпании используют 223-Ф3 вместо 44-ФЗ о государственной контрактной системе, обходят ограничения, и это основной канал коррупции. Это, Валерий Фёдорович, и для вас как раз говорю, вы сегодня говорили о коррупции. Это основной канал ухода государственных денег. От полутора до трёх триллионов рублей в год уходит только по одному этому каналу. Следующее. Нужно упростить процедуры допуска частных компаний к поставкам комплектующих второго, третьего уровня для предприятий ВПК, обеспечив финансирование испытаний образцов за счёт сэкономленных в результате тендеров бюджетных средств. Обеспечив конкурентную среду, можно в разы снизить расходы на закупки и при этом повысить качество закупаемой продукции, особенно в оборонке. Приведу пример. Для изготовления детали из титана весом в один килограмм используется заготовка весом в семь килограммов. Шесть килограммов загоняется в стружку, расходуется дорогостоящий титан, инструмент, как правило, импортный, рабочее время, время работы станка и так далее. А всего-то нужно было изменить чертёж заготовки и уменьшить заготовку до 2,5 килограммов. В итоге себестоимость готового изделия снижается в три раза. Никто этим в оборонке не занимается, потому что невыгодно снижать затраты, потому что потом на это накручивается цена, за которую платит государство. Пятое. Чтобы обеспечить спрос для импортозамещения, нужно распространить действующий запрет на закупки иностранной техники, имеющей российские аналоги, на компании с госучастием, госкорпорации, естественные монополии и дочерние структуры, и подрядчиков. И надо обратиться к Торгово-промышленной палате, чтобы они не всем подряд выдавали сертификат соответствия, а только производителям российской техники. И это требование нужно закрепить законодательно, что является, что может называться продуктом российской сборки. Этого пока в законодательстве нет. Шестое. За прошлый год из страны утекло более 150 миллиардов долларов. Вот коллеги из ЛДПР сегодня говорили, что надо создать условия для защиты капиталов, и чтобы деньги потекли в страну, но если государство не изменит отношение к бизнесу, то в этом году уйдёт не 150, а ещё 200 миллиардов долларов. Но самое страшное не то, что уходит капитал, а то, что вместе с капиталом из страны уезжают самые активные, предприимчивые люди, те, кто может и должен вытащить страну из кризиса. Эффективность инвестиций в бизнесе сегодня оценивается по шкале "риск-доходность". Я тут вам Америку не открываю. Так вот, доходность частного бизнеса в России резко упала, а риски резко выросли. Из-за отсутствия оборотных средств предприниматели попадают в ситуацию цуг-цванг. Чемпион мира по шахматам может вам объяснить, что это такое. Допустить просрочку по налогам это 199-я часть вторая, не рассчитаться с поставщиками 159-я часть четвёртая. Это всё я перечисляю статьи Уголовного кодекса для предпринимателей. Задержишь зарплату дисквалификация и опять статья УК. Не заплатишь проценты банкам 159-я часть первая, а ещё бесконечные проверки разных проверяющих инстанций. Я почти ежедневно получаю обращения об уголовных делах в отношении предпринимателей. Посмотрите, сколько их сидит в СИЗО. Кто страну будет кормить? "Газпром", "Транснефть", РЖД? Мы знаем, как они накормят. Или, может быть, госбанки, которым в очередной раз предлагается выделить полтора триллиона рублей? Они будут страну кормить? И последнее, самое главное. Экономический кризис ударил больнее всего по самым незащищённым нашим гражданам: старикам, детям, малоимущим семьям. Подавляющее большинство обращений в наши приёмные, приёмные "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Коллегам из "Единой России" везёт, они в более благополучные места, как правило, попадают, а к нам, видимо, идут от безысходности те, кто уже нигде не может найти поддержки. Как правило, обращаются в приёмные те, и обращения о том идут, что не хватает средств на подорожавшие лекарства, продукты питания и услуги ЖКХ, на которые уходит почти вся пенсия. На отказы в обеспечении инсулином больных детей, на нехватку квот на получение высокотехнологичной медицинской помощи детям, отсутствие в аптеках бесплатных лекарств вот куда нужно потратить полтора триллиона рублей, которые сейчас Пправительство пытается раздать банкам. На всё это в регионах уже нет денег. И мы собираемся одновременно секвестрировать бюджет и выделять банкам ещё полтора триллиона рублей? Уважаемые депутаты, люди ждут от нас разумных и справедливых решений, именно они платят нам за это зарплату. Давайте помнить об этом, когда будем принимать решения по антикризисным мерам. Спасибо.
|