Олег Нилов: закон создает лазейку для того, чтобы угонщики отделывались легким испугом 09 февраля 2015 В Госдуме предложили считать кражей любой угон автомобиля. Соответствующий законопроект разработал заместитель главы фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Олег Нилов. В прямом эфире "Коммерсантъ FM" он ответил на вопросы ведущего Максима Митченкова. Согласно инициативе, из Уголовного кодекса нужно исключить статью о завладении транспортным средством "без цели хищения". Наказание по ней существенно мягче, чем по статье "Кража", и многие нарушители пользуются этой лазейкой в законе, уверен парламентарий. Так, злоумышленник может заявить, что угнал машину без корыстных побуждений и получить меньший срок лишения свободы, отметил депутат. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о своей инициативе? Злоумышленник, который угнал машину, как он, естественно, чаще всего говорит, без цели хищения, не только малым сроком, как правило, отделывается. Он по этой статье закона может отделаться штрафом, общественными работами, что чаще всего и происходит. Я считаю, что это кража, причем в особо крупном размер. Самое главное заключается в том, что сроки за это преступление, как правило, небольшие. Отсидев половину, уходят опять на свободу и опять занимаются своим ремеслом. Поэтому статистика очень печальная. Например, в Петербурге находят только 3% от угнанных автомобилей, а всего их больше 6 тыс. угоняется в год. Граждане несут колоссальные потери, многомиллиардные. Страховые компании тоже несут эти потери. Но страховые компании перекладывают их на плечи граждан и опять готовят очередное увеличение страховых взносов. В таком случае непонятно, почему вы занимаетесь именно проблемой краж без цели хищения, если автомобили эти находят и даже наказывают нарушителей, а не раскрываемостью угонов? Когда преступник совершает преступление, работают целые организованные преступные банды, целая мафия работает в стране по угону, разборке, перепродаже автомобилей. И если наказание для них либо штраф, либо небольшой срок, то количество преступлений сложно уменьшать. Сам закон создает лазейку для того, чтобы они отделывались легким испугом. Какое-то противоречие, какая-то нелогичность. Ни с одним другим товаром, ценностью, имуществом такого нет. Представить себе действительно сложно, чтобы была отдельная статья "Взятие сумочки без каких-то корыстных целей", так, поносить сумочку взял, телевизор взял, не украл, а посмотреть футбольный матч. Вот этого же нет, поэтому я действительно подозреваю, что эта статья появилась неслучайно. Согласитесь, что если бы у нас не было такого зашкаливающего количества угонов, как люди бы активно страховали свои автомобили? Наверное, гораздо менее активно. И здесь я усматриваю, в том числе, какой-то скрытый, тайный умысел страховых компаний. Если автомобили воруют, нужно поставить сигнализацию, нужно обязательно застраховать, а издержки страховых компаний здесь рассчитываются совсем лукаво. Никогда вы не получите полную стоимость автомобиля, даже если его угонят на второй день после покупки в салоне, вы сразу же понесете огромные потери. Вы же когда прорабатывали соответствующий законопроект, разбирались, в чем разница между кражей без целей хищения и действительно кражей автомобиля. Вот как доказать, что человек взял покататься машину, и много ли таких случаев? Если вы поймали преступника, как раз доказать будет невозможно. Таких просто единицы, даже вот таких шумахеров 3% в Санкт-Петербурге в год удается поймать. И большинство из них, естественно, утверждают, что они не собирались продавать. А для того, чтобы вам доказать цель продажи, вам нужно зафиксировать все этапы: вот угон, вот продажа, вот деньги. Это сделать действительно очень сложно, именно по этой причине я считаю, что не может быть и не должно быть разницы между хищением любого товара, будь это автомобиль или картина, кусок масла, как в среду было в Петербурге такое позорище, да, вот масло это кража, да, а автомобиль можно взять покататься. Но ведь такие случаи, когда люди будут брать машины покататься, все равно останутся, пускай не в крупных городах, в регионах, люди выпившие все равно будут залезать в другие машины. Вот подождите минуточку, давайте на этом остановимся, вы представляете, кого вы защищаете? Я пока никого не защищаю. Выпил и сел за руль. Он становится потенциальным убийцей. Какое к нему должно быть снисхождение? Должно быть, наоборот, и хищение, и еще дополнительная ответственность за то, что он в пьяном виде сел за руль чужого автомобиля. Хорошо, внесен ли ваш законопроект в Госдуму? Нет, он не внесен, он сейчас проходит стадии получения юридических заключений, заключений Правительства. Надеюсь, что в ближайшее время эта процедура будет завершена. Источник: Коммерсантъ FM
|